Тема 3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия




(8 ч.)

 

  1. Значение, задачи и основные направления анализа финансовых результатов.
  2. Анализ формирования финансовых результатов: горизонтальный и вертикальный анализ, уровень, динамика и структура финансового результата.
  3. Факторный анализ прибыли.
  4. Анализ показателей рентабельности
  5. Использование формулы Дюпон в факторном анализе рентабельности.

 

 

- 1 -

В условиях рыночной экономики важную роль играет финансовый результат в хозяйственной деятельности, который выражается в виде прибыли или убытка.

Значимость прибыли определяется следующим:

1) прибыль является одним из основных показателей характеризующих хозяйственную деятельность предприятия;

2) прибыль является одним из источников формирования доходной части предприятия и финансирования затрат расширенного воспроизводства;

3) прибыль является целью предпринимательской деятельности.

Исходя из значимости прибыли, важную роль играет и анализ.

Задачи анализа:

1. Оценка динамики финансового результата, а также выполнение плана прибыли.

2. Выявление факторов оказавших влияние на изменение финансового результата, определение степени их влияния.

3. Определение возможных резервов увеличения прибыли.

4. Принятие конкретных управленческих решений направленных на реализацию выявленных резервов.

Основным источником информации является отчет «О финансовых результатах», в котором отражается информация о формировании чистой прибыли (убытка), элементы операционных затрат, расчет прибыльности акций.

Анализ финансовых результатов включает следующие этапы:

1. изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;

2. изменение показателей прибыли и её составляющих за текущий анализируемый период;

3. изучение состава, структуры доходов и расходов, валовой прибыли, финансового результата и их изменений за смежные периоды;

4. конкретизация влияния отдельных факторов на изменение валовой прибыли, прибыли от операционной деятельности;

5. изучение состава доходов и расходов от инвестиционной, финансовой деятельности предприятия и их влияния на общий финансовый результат;

6. обобщение результатов анализа и определение направлений увеличения показателей прибыли на предстоящие периоды.

 

 

- 2 -

На данном этапе анализа необходимо дать общую оценку финансового результата, то есть изменение его динамики и по отношению к плану (табл. 1). Далее определяется абсолютное и относительное отклонение, далее анализ предусматривает определение причин этих отклонений и степень влияния факторов на эти отклонения.

 

 

Таблица 1. Общая оценка формирования финансовых результатов ЗАО ДКХП № 1

  Показатели 20__ год, тыс. руб. 20+1 год, тыс. руб. Изменение
тыс. руб. в %
1. Чистый доход (выручка) от реализации 27969,6 17302,5 (10667,1) (38,1)
2. Себестоимость реализованной продукции (21557,8) (15928,6) (5629,2) (26,1)
3. Валовая прибыль 6411,8 1373,9 (5037,9) (78,6)
4. Прочие операционные доходы 180,2 490,8 310,6 172,4
5. Административные расходы (607,2) (1193,9) 586,7 96,6
6. Расходы на сбыт (122,1) (369,3) 247,2 202,5
7. Прочие операционные расходы (4096,2) (629,1) (3467,1) (84,6)
8. Финансовый результат от операционной деятельности 1766,5 (327,6) (2094,1) (118,6)
9. Прочие финансовые доходы - 47,2 47,2 -
10. Прочие доходы 145,8 3,6 (142,2) (97,5)
11. Прочие расходы (83,6) (26,2) (57,4) (68,7)
12. Финансовый результат от обычной деятельности: прибыль, (убыток) 1828,7 (303,0) (2131,7) (116,6)
13. Налог на прибыль (1993,3) (1176,1) (817,2) (41,0)
14. Чистая прибыль (164,6) (1479,1) (1643,7) (998,6)

 

В 20+1 г. произошло резкое снижение основных показателей прибыли и по ряду из них имел место убыток. Горизонтальный анализ важнейших показателей «Отчета о финансовых результатах» (табл. 5.1), свидетельствует о том, что по всем показателям финансовых результатов: валовой, операционная деятельность, до налогообложения и после налогообложения имеют место отрицательные абсолютные и относительные отклонения.

Валовая прибыль снизилась на 5037,9 тыс. руб., или на 78,6%. Это связано с действием двух основных факторов:

1) снижением чистого дохода (выручки) от реализации на 10667,1 тыс. руб. или на 38,1%;

2) увеличением затрат на 1 руб. реализованной продукции с 0,771 в 20__ г (21557,8/27969,6) до 0,921 в 20+1 г (15928,6/17302,5).

Другими словами, если в 2000 г на 1 руб. реализованной продукции приходилось 0,229 руб., или 22,9 коп. валовой прибыли, то в 20+1 г. только 0,079 руб. или 7,9коп. То есть, снижение валовой прибыли в расчете на 1 руб. чистой реализации составило 15коп.

Снижение себестоимости реализованной продукции на 5629,2 тыс.руб. или на 26,1 %. нельзя признать положительным фактором, так как причиной этому является снижение физических объемов реализации и соответственно рост затратного характера производства на 15 коп. в расчете на 1 руб. чистой реализации.

Все это вызывает необходимость в дальнейшем анализа себестоимости реализованной продукции. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с П(С)БУ 16 "Расходы" она состоит из:

1. производственной себестоимости продукции, реализованной на протяжении отчетного периода, в которую включаются: прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы, общепроизводственные расходы;

2. нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов;

3. сверхнормативных производственных расходов.

Прочие операционные расходы увеличились на 310,6 тыс. руб. или на 172,4% При анализе следует иметь в виду, что к ним относятся суммы прочих доходов от операционной деятельности предприятия, кроме доходов (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций).

Административные расходы увеличились на 586,7 тыс. руб. или на 96,6%. К ним относятся общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия. Аналогично и расходы на сбыт: они увеличились на 247,2 тыс. руб., или на 202,5%. К ним относятся расходы предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров), расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции (товаров), рекламу, доставку продукции потребителям.

Прочие операционные расходы снизились на 3467,1 тыс. руб. или на 84,6%. По данной статье отражается себестоимость реализованных производственных запасов, сомнительные (безнадежные) долги и потери от обесценивания запасов, потери от операционных курсовых разниц, признанные экономические санкции, отчисления для обеспечения предстоящих операционных расходов, а также все другие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (кроме расходов, включаемых в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг).

По операционной деятельности в 20+1 г. был получен убыток в размере 327,6 тыс. руб. по сравнению с прибылью 1766,5 тыс. руб. В 2000 г. снижение операционного финансового результата составило 2094,1 тыс. руб., или 118,6%. Основная причина этого связана с тем, что фактически полученной валовой прибыли 1373,9 тыс. руб. Просто уже не достаточно было для покрытия расходов в размере 2192,3 тыс. руб. (1193,9+369,3+629,1), несмотря на полученные прочие операционные доходы 490,8 тыс. руб. Все это предопределило убыток от обычной деятельности до налогообложения 303,0 тыс. руб. (327,6+47,2+3,6-26,2), который по сравнению с 20__ г. снизился на 2131,7 тыс. руб., или на 116,6%.

На формирование финансового результата от обычной деятельности оказали влияние также следующие статьи: прочие финансовые расходы, прочие доходы, прочие расходы. В статье "Прочие финансовые доходы" показываются дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются методом участия в капитале). В 20+1 г. ЗАО ДКХП № 1 получило прочие финансовые доходы в размере 47,2 тыс.руб., что связано с размещением временно свободных средств предприятия на депозитном счете банка.

В статьях "Прочие доходы" и "Прочие расходы" показываются доходы и расходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов, доходы и потери от неоперационных курсовых разниц и другие доходы и расходы, которые возникают в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия. На анализируемом предприятии прочие доходы и прочие расходы преимущественно были связаны с продажей и списанием основных средств.

 

 

- 3 -

Наибольшее влияние на формирование общего финансового результата (до налогообложения) на производственных предприятиях занимает операционный финансовый результат, поэтому необходим анализ факторов, вызвавших его изменение. Учитывая достаточно большой ассортимент продукции, работ, услуг на предприятии такой анализ целесообразно вести в разрезе ассортиментных групп, видов деятельности. С другой стороны, инфляционный характер отечественной экономики приводит к постоянному изменению цен, поэтому такой анализ целесообразнее ограничивать месячной отчетностью. При проведении факторного анализа валового и операционного финансового результата за год возникают сложности в определении среднегодовой цены в разрезе видов продукции, работ, услуг.

Факторный анализ финансового результата предполагает наличие определенной информационной базы, которая формируется на основе данных учета: физический объем продукции, цена и себестоимость единицы продукции, работ, услуг. Методика факторного анализа валового и операционного финансового результата аналогична, различие составляет показатель себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Для валового финансового результата это будет производственная себестоимость, а для операционного финансового результата – полная себестоимость, то есть с учетом административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных доходов и расходов. Необходимый массив информации для такого анализа представлен в табл.2.

 

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли

Наименование продукции Базисный период Отчетный период
Объем продукции, т. Себестоимость 1 т., руб. Цена 1 т., руб. Объем продукции, т. Себестоимость 1т., руб Цена 1 т., руб.
А 680,8 641,7 843,6 648,3 685,1 906,6
Б 271,7 633,4 959,6 421,5 710,2 1000,0
В 77,6 937,6 1345,8 69,1 971,9 1348,3
Г 10,4 633,4 985,7 12,5 633,4 990,0
Д 1,5 643,0   1,6 673,4 882,8
Е 1,2 97,9 166,7 1,0 105,2 180,4
Ж 300,1 94,3 225,6 240,2 124,5 282,2
З 173,3 91,2 258,4 185,6 114,6 278,3
И 40,2 118,9 166,7 8,6 106,4 166,7
Итого 1576,8     1588,4    

 

Для дальнейшего анализа необходимо определить:

1. Выручку от реализации всей продукции.

2. Себестоимость всей реализованной продукции.

3. Скорректированные данные: физического объема реализации за отчетный период по цене и себестоимости базисного периода.

Для удобства проведения анализа введем условные обозначения:

- физический объем продукции в базисном и отчетном периодах;

- себестоимость единицы продукции в базисном и отчетном периодах;

- цена единицы продукции в базисном и отчетном периодах.

 

Произведя необходимые расчеты, получим:

; - выручка от реализации отдельного вида продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

; - выручка от реализации всей продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

; - себестоимость отдельных видов продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

 

; - себестоимость всей продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

- прибыль от реализации продукции базисного периода;

- прибыль от реализации продукции отчетного периода.

Для проведения факторного анализа прибыли необходима также скорректированная информация:

- реализация отчетного периода в ценах базисного периода каждого вида продукции;

- реализация отчетного периода в ценах базисного периода по всей продукции;

- реализация отчетного периода по себестоимости базисного каждого вида продукции;

- реализация отчетного периода по себестоимости базисного по всей продукции;

- прибыль от реализации продукции отчетного периода в ценах и себестоимости базисного;

- индекс физического объема продукции.

 

Методика факторного анализа финансового результата дает возможность определить степень влияния следующих основных факторов: изменение физического объема, изменение себестоимости, цен и структурные сдвиги. Прежде чем приступить к анализу, необходимо выяснить характер зависимости между указанными факторами и финансовым результатом. Для всех них (кроме себестоимости) характерной является прямая зависимость с финансовым результатом. Сама процедура анализа в формализованном виде может быть представлена следующим образом:

1. Общее изменение показателя прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным:

(1)

2. Влияние изменения физического объема продукции:

(2)

3. Влияние изменения в себестоимости продукции:

(3)

4. Влияние изменения отпускных цен на продукцию:

(4)

5. Влияние изменения структуры продукции:

(5)

Полученные итоговые данные отразим в табл. 3.

 

Таблица 3. Итоговые данные для факторного анализа прибыли (тыс. руб.)

 

  Показатели Базисный период Скорректированные данные Отчетный период
Выручка 1089,6 1161,8 1237,2
Себестоимость 750,9 797,4 871,8
Прибыль, (убыток) 338,7 364,4 365,4

 

Общее изменение прибыли: 26,7 тыс.руб. (365,4 – 338,7).

Степень влияния факторов, по указанным выше формулам расчета, на изменение прибыли составила:

1. Физический объем: 22,4 тыс.руб.

2. Изменение себестоимости: - 74,4 тыс.руб.

3. Изменение отпускных цен: 75,4 тыс.руб.

4. Структурные сдвиги: 3,3 тыс.руб.

Баланс отклонений: 22,4 + (-74,4) + 75,4 + 3,3 = 26,7 (тыс. руб.)

- 4-

Прибыль, являясь важнейшим показателем, характеризующим результаты хозяйственной деятельности, особенно при сравнении различных предприятий не может достаточно правильно характеризовать эффективность. Одна и та же сумма прибыли может быть получена и при различной эффективности производства в зависимости от масштабов предприятия и выпуска продукции. Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижении эффективности их использования. Все это обуславливает необходимость использования относительных показателей рентабельности, основанных на соотношении финансового результата с определенной базой.

По этой причине, показатели рентабельности являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовых результатов. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность – относительный показатель прибыльности предприятия. При расчёте рентабельности прибыль соотносится с определённой базой. В качестве такой базы могут использоваться различные показатели, среди которых наиболее значимыми являются: себестоимость продукции, активы, оборотные активы (текущие активы), продажа (чистая выручка), собственный капитал, инвестированный капитал, производственные фонды и т.д.

Для анализа могут использоваться следующие показатели финансовых результатов: валовой, операционный, до и после налогообложения, нераспределённая прибыль (непокрытый убыток).

Выбор числителя и знаменателя формулы рентабельности зависит от конкретной цели исследования. Чаще всего в числителе формулы берётся чистая прибыль, то есть, прибыль после налогообложения.

В производстве продукции, а, следовательно, и в формировании прибыли принимают участие средства труда и предметы труда, которые в денежном выражении представляют собой стоимость авансированных производственных фондов. В хозяйственной практике используется показатель общей рентабе льности (Rобщ), представляющий отношение прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются производственные фонды, размер прибыли, приходящийся на одну руб. производственных фондов.

 

,

 

где П - прибыль;

- средняя стоимость основных производственных фондов;

- средняя стоимость материальных оборотных активов.

Учитывая важность процесса продажи в условиях рыночной экономики, когда существует свободный выбор необходимых товаров и товаропроизводителей, важную роль играет показатель рентабельности продажи (Rпрод). Этот показатель характеризует размер прибыли, приходящийся на 1 руб. продажи.

 

Чистая прибыль (валовая прибыль)

Rпр =

Чистый доход(выручка) от реализации продукции

 

Коэффициент рентабельности активов (имущества предприятия) рассчитывается п формуле:

 

Чистая прибыль

Rа =

Средняя стоимость активов (имущества)

 

Коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие на каждую денежную единицу стоимости своего имущества и используется для оценка целесообразности привлечения внешних источников финансирования деятельности. Если относительная стоимость банковского кредита больше рентабельности активов, то привлечение данного источника может привести к снижению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в дальнейшем.

Аналогично рассчитывается показатель текущих активов.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

 

Чистая прибыль

Rск =

Средняя величина собственного капитала

 

Коэффициент валовой прибыльности рассчитывается по формуле:

 

Валовая прибыль

Rвал.приб. =

Чистый доход(выручка) от реализации продукции

 

Сущность рентабельности может быть раскрыта только на основе анализа процесса формирования прибыли. Учитывая, что прибыль определяется как разность между ценой и себестоимостью, поэтому обоснованно соизмерение прибыли наряду со стоимостью продукции, также и с ее себестоимостью. Чаще всего это может быть себестоимость реализованной продукции (форма 2), себестоимость отдельных изделий. Показатели рентабельности всей продукции и отдельных ее видов рассчитываются по единой методике, чем обеспечивается их взаимная увязка.

 

,

где - рентабельность реализованной продукции

- себестоимость реализованной продукции

 

 

, ,

 

где R"A" - рентабельность изделия "А"; Z"А" - себестоимость изделия "А";

Ц"А" - цена изделия "А"; П"А" - прибыль изделия "А".

Имущественное положение предприятия характеризуется системой различных показателей: состав и структура активов и пассивов, наличие собственных оборотных средств, производственный потенциал, деловая активность и ряд других. Все эти показатели находят отражение в рентабельности активов ().

 

, где - средняя стоимость активов.

, где - средняя стоимость текущих активов.

 

Аналитичность этих двух показателей состоит в том, что они отражают размер прибыли, приходящийся соответственно в расчете на 1 руб. средней стоимости активов и текущих активов.

Методика анализа рентабельности включает в себя следующие этапы:

1.Сопоставление показателей рентабельности за ряд периодов времени (по отношению к плану) и определение общего отклонения.

2.Определение степени влияния факторов на это общее изменение.

3.Балансовая увязка.

 

Например,

 

Таблица 4. Анализ важнейших показателей рентабельности

Показатели 20__ г 20+1 г Изменение
Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб. 1828,7 (303,0) (2131,7)
Чистый доход (выручка) от реализации, тыс. руб. 27969,6 17302,5 (10667,1)
Средняя стоимость активов, тыс. руб. 19769,6 20260,0 490,3
Средняя стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.   9695,0   10289,7   594,7
Средняя стоимость материальных оборотных активов, тыс. руб.   3778,8   4878,4   1099,6
Рентабельность продажи, % 6,54 (1,75) (8,29)
Рентабельность активов, % 9,25 (1,50) (10,75)
Рентабельность производственных фондов, % 13,57 (2,0) (15,57)

 

Из полученных данных следует, что по всем важнейшим показателям рентабельности в 20+1 г. имело место снижение уровня рентабельности, фактическая величина которых была отрицательной. Основной причиной этому было наличие убытка в размере 303,0 тыс.руб. от обычной деятельности до налогообложения.

Методику факторного анализа рентабельности рассмотрим на примере рентабельности производственных фондов.

1. Определим общее отклонение рентабельности.

2. Определим степень влияния факторов на общее отклонение.

На изменение рентабельности оказали влияние следующие факторы:

· Изменение средней стоимости основных производственных фондов (ОПФ);

· Изменение средней стоимости материальных оборотных активов (МОА);

· Изменение прибыли (П);

Для определения степени их влияния используют приём цепных подстановок.

 

1. =

= - 0,57 (пункта)

 

2. =

= - 0,94 (пункта)

 

3. =

= - 14,06 (пункта)

 

где , - средняя стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном периодах;

, - средняя стоимость материальных оборотных активов в базисном и отчетном периодах;

П0 и П1 - прибыль в базисном и отчетном периодах;

- степень влияния основных производственных фондов на изменение уровня рентабельности;

- степень влияния материальных оборотных активов на изменение уровня рентабельности;

П - степень влияния прибыли на изменение рентабельности

Балансовая увязка: (-0,57) + (-0,94) + (-14,06) = - 15,57 (пункта).

 

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.Увеличение средней стоимости основных производственных фондов на 594,7 тыс.руб. снизило уровень рентабельности на 0,57 пункта.

2.Увеличение средней стоимости материальных оборотных средств на 1099,6 тыс.руб. снизило уровень рентабельности на 0,94 пункта.

3.Уменьшение прибыли от обычной деятельности до налогообложения на 2131,7 тыс.руб. снизило уровень рентабельности на 14,06 пункта.

Таким образом, проведенный анализ показал, что снижение уровня рентабельности преимущественно (90,3%) было связано с наличием убытка от обычной деятельности до налогообложения в размере 303,0 тыс.руб.

- 5 -

Эта формула впервые была использована менеджерами фирмы Дюпон с целью исследования зависимости между различными показателями. В сжатом виде формула Дюпон имеет вид:

Таким образом, рентабельность активовзависит от рентабельности продажии скорости оборачиваемости активов. В расширенном виде формула Дюпон имеет следующий вид:

 

 

Исходя из этого, следует, что рентабельность капитала зависит от рентабельности продажи, скорости оборачиваемости и соотношения активов и капитала.

 

 

Эта зависимость широко используется в финансовом менеджменте для принятия управленческих решений.

Рассмотрим методику анализа рентабельности активов в зависимости от изменения рентабельности продажи и оборачиваемости активов.

 

Таблица 5. Анализ рентабельности активов

Показатели 20__ г. 20+1 г. изменение
Рентабельность активов, % 9,25 (1,50) (10,75)
Оборачиваемость активов,(количество) 1,414 0,857 (0,557)
Рентабельность продажи, % 6,54 (1,75) (8,29)

 

Таким образом в 20+1 г. по сравнению с 20__г. рентабельность активов снизилась на 10,75 пункта, на это изменение оказало влияние изменение оборачиваемости активов и рентабельности продажи. Определим степень их влияния, с этой целью используем прием цепных подстановок.

Степень влияния изменения оборачиваемости активов:

- = 6,54 * 0,857 - 6,54 * 1,414 = - 3,65 (пункта)

2. Степень влияния изменения рентабельности продажи:

- = (1,75) * 0,857 – 6,54 * 0,857 = - 7,1 (пункта)

Балансовая увязка: (-3,65) + (-7,1) = - 10,75 (пункта)

Таким образом, замедление оборачиваемости активов на 0,557 раза снизило рентабельность активов на 3,65 пункта, а уменьшение рентабельности продажи на 8,29 пункта снизило рентабельность активов на 7,1 пункта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: