Модель ученического самоуправления МБОУ «Матвеевская СОШ»
Блок целеполагания
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Задачи ученического самоуправления:
• представление интересов обучающихся в процессе управления;
• поддержка и развитие инициативы обучающихся в жизни коллектива;
• приобретение навыков управления детским коллективом.
Позиционный блок
Вид модели - совмещенная административно-игровая модель.
Органы самоуправления могут обладать представительскими и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными.
В нашей МБОУ «Матвеевская СОШ» представительным органом является Совет обучающихся.
Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев. Исполнительным органом в моей школе являются министерства школы.
Родительский совет, педагогический совет – органы государственного общественного самоуправления. Являются социальными партнерами с ученическим советом.
Директор, администрация школы – контролирующие органы.
|
НПБ – нормативно-правовая база, на основе которой функционирует данная модель УС.
Высший орган ученического самоуправления – конференция, которая проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год. На неё собираются представители 1-11 классов(2 представителя с каждого класса).Решения конференции учащихся обязательны для всех органов ученического самоуправления и всех учащихся ОУ.
В период между конференциями высшим органом является Совет обучающихся.
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы Совет обучающихся образует министерства. Отделы планируются по принципу «Каждому направлению работы свое министерство». Министерства: образования, спорта, культуры, СМИ, труда. Министерства возглавляются министрами.
Функционируют органы ученического самоуправления и в первичных коллективах учащихся (классах).
Самоуправление в классе формируется путём функционирования учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.
Высшим органом ученического самоуправления в классе является классное собрание - собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Организационный блок.
Система школьного самоуправления МБОУ «Матвеевская СОШ» в новой модели имеет 4 уровня.
Первый уровень - каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям.
|
Второй уровень – это уровень классного самоуправления. Выборность в орган классного самоуправления на любое поручение дает возможность всем учащимся класса принимать активное участие в управленческой деятельности по одному из направлений.
Третий уровень – это уровень общешкольного самоуправления. Здесь представлены 3 органа: общешкольное ученическое собрание, Совет обучающихсяи Ученические министерства. Общешкольное ученическое собрание является высшим органом ученического самоуправления. Совет обучающихся– выборный руководящий орган ученического самоуправления школы - состоит из 11 человек.
Объединение учащихся разных возрастов в министерства позволяет реализовать принцип преемственности.
Четвёртый уровень. Управляющий совет - осуществляет руководство органов самоуправления.Это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития учреждения.
Нормативно-правовой блок
· Конституция РФ
· Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
· Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
· Закон "Об образовании в РФ"
· Устав МБОУ «Матвеевская СОШ»
· Положение об Управляющем совете
· Положение о самоуправлении ученического коллектива МБОУ «Матвеевская СОШ»
· Положение об общешкольном ученическом собрании МБОУ «Матвеевская СОШ»
· Положение о Совете обучающихся МБОУ «Матвеевская СОШ»
· Положение об Ученических комитетах МБОУ «Матвеевская СОШ»
|
Содержательный блок
№№ п/п | Направление | Содержание деятельности |
Представительское | · участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений; · выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни; · участие в работе органов общешкольного самоуправления. | |
Информационное | · информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения; · информирование школьников о деятельности ученического совета. | |
Организаторское | · поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников; · развитие досуговой деятельности учащихся. | |
Правозащитное | · отстаивание прав учеников школы; · защита прав учеников в школе. | |
Конфликт-менеджмент | · участие в разрешении ученических конфликтов на основе сотрудничества с социально-психологической службой школы. | |
Внешние связи | · сотрудничество с внешкольными структурами; · организация взаимодействия с органами самоуправления соседних школ; |
Органы ученического самоуправления должны взаимодействовать с администрацией на основе принципов автономии и сотрудничества.
Достижение цели и решение задач самоуправленческой деятельности будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:
Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что она создана с учётом возможностей и потребностей учащихся нашей школы (МБОУ «Матвеевской СОШ»)
Важное место занимает организация Актива школы. Школа Актива, в нашей модели функционирует при общешкольных органах самоуправления.
От учащихся ожидается активное использование приобретенных ими знаний в работе Совета, планировании классных и общешкольных мероприятий, а также обладании ими может способствовать улучшению самодисциплины.