ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Контрольные тесты
1. К экзогенным факторам относятся
1) внутриутробные инфекции;
2) неблагоприятными генетическими мутациями;
3) физические отклонения.
2. Причинами умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера могут быть:
1) физические отклонения;
2) двигательные отклонения;
2) алкоголизм и наркомания;
3) заболевания ветряной оспой, аллергические реакции.
3. По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на:
1) сложные, несложные, типичные;
2) неосложненные, осложненные и атипичные;
3) все случаи верны.
4. По времени воздействия этиологического фактора выделяют:
1) субминимальные, субмаксимальные, недифференцированные по времени нарушения ЦНС;
2) максимальные, минимальные, компенсаторные поражения ЦНС;
3) пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения ЦНС.
5. Умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта:
1) легкую, тяжелую;
2) умеренную, неумеренную, патологиескую;
3) легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
6. Общее количество детей с легкой умственной отсталостью составляет ________ от здоровых
1) 10-20%;
2) 30-40;
3) 50-60;
4) 70-80%.
7. Основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство
1) фокусировать внимание на одном неподвижно стоящем предмете;
2) координации движений;
3) фокусировать внимание на движущемся объекте;
4) скоростно-силовых качеств;
5) моторики движений в целом.
8. При умеренной степени умственной отсталости дети 7-8 лет осваивает основные навыки в специальных (коррекционных) учреждениях школы VIII вида:
|
1) чтение, письмо, счет;
2) самостоятельно переворачиваться, сидеть;
3) самостоятельно осуществлять гигиенические навыки.
9. Дети с легкой умственной отсталостью воспитываются в
1) специальных детских садах,
2) специальных группах в обычных детских садах,
3) обычных детских садах с коллективом нормально развивающихся сверстников;
4) все ответы верны.
10. Образовательные программы для детей с различной степенью умственной отсталости дают возможность для
1) ускоренного характера обучения с большим объемом усваиваемого материала;
2) замедленного характера обучения с небольшим объемом усваиваемого материала;
3) без системного характера обучения для овладения элементарными бытовыми навыками.
11. Тяжелая умственная отсталость обладает возможностями к
1) частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания;
2) полному, но медленному овладению речью; полному, но медленному усвоению элементарных навыков самообслуживания;
3) полному, но медленному восприятию, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически социализированными.
12. Дети, страдающие тяжелойумственной отсталостью воспитываются:
1) детских домах с обычными детьми, так как являются равноправными;
2) детских домах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в учреждения социального обеспечения. Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях;
3) только специнтернатах для глубоко умственно отсталых;
4) только в домашних условиях.
13. Дети с глубокой степенью умственной отсталости могут:
|
1) обучаться элементарным гигиеническим навыкам и самообслуживанию;
2) не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях или под домашним наблюдением и уходом;
3) все утверждения верны.
14. Особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является:
1) избыточное мышечное напряжение после выполнения физических упражнений;
2) остаточный повышенный тонус после окончания физических упражнений;
3) все утверждения верны.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу
Номер вопроса | ||||||||||||||
Номер ответа |
Задания для самостоятельной работы
• Если не проводить коррекционную деятельность у детей дошкольного возраста, то в конце школьного обучения у этих детей формируется только п редметная деятельность.
Дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно:У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность (Еремина А.А., 2000).
• При умеренной степени умственной отсталости поражены_поражены кора больших полушарий головного мозга
Какие навыки страдают при умеренной степени умственной отсталости____ Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
|
•
• Какие познавательные возможности резко снижены:: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, неспособность к самостоятельному понятийному мышлению
• Добавьте пропущенные слова. Наличие грубых дефектов при тяжелой умственной отсталости_____ Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми (Астапов В.М., 1994). У большинства детей __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________ делает этих детей__________________.
Признаки при глубокой степени умственной отсталости выделяют нарушения статических и моторных функций:Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам (Еремина А.А., 2000). Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.
• Первичным дефектом умственной отсталости выступает
_____________________________________________________________________________
• Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:
• __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
•
11.Нарушения основных движений:
_- неточность движений в пространстве и времени;
- грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
- отсутствие ловкости и плавности движений;
- излишняя скованность и напряженность;
- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются_отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.
К специальным задачам относятся: 1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
•согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
•согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
•согласованности движений и дыхания;
•компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
•формирование движений за счет сохранных функций.
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
•ориентировки в пространстве;
•дифференцировки усилий, времени и пространства;
•расслабления;
•быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
•статического и динамического равновесия;
•ритмичности движений;
•точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
•целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
•развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
•формирование и коррекция осанки;
•профилактика и коррекция плоскостопия;
•коррекция массы тела;
•коррекция речевого дыхания;
•укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
•развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
•дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
•развитие зрительной и слуховой памяти;
•развитие зрительного и слухового внимания;
•дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
•развитие воображения;
•коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие познавательной деятельности:
•формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
•расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд общих методов:- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических способностей;
- методы воспитания личности;
- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
• - методы регулирования психического состояния детей
•
Формирование представления о схеме собственного тела детей с умственной отсталостью должно осуществляться в следующих направлениях: Закрепление знаний о строении тела и его частях:
•голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
•туловище – спина, грудь, живот, бок;
•руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;
•ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.