I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Челябинский городской округ» (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, законами Челябинской области, правовыми актами Челябинской области, Приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 05 ноября 2014 года № 496 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Челябинской области», Уставом города Челябинска, а также с учетом положений иных муниципальных правовых актов города Челябинска, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Челябинска, охраны его культурного наследия и окружающей среды.
2. По вопросам, не урегулированным в настоящих Нормативах, следует применять законы и нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». При отмене или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих Нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.
3. Нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории города Челябинска, независимо от их организационно-правовой формы.
4. Внесение изменений в Нормативы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами Челябинской области и иными правовыми актами.
II. МАТЕРИАЛЫПО ОБОСНОВАНИЮ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАТИВАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Термины и определения
5. Основные термины и определения, используемые в Нормативах, приведены в приложении 1 к настоящим Нормативам.
Нормативные ссылки
6. Перечень законодательных и нормативных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Челябинской области, используемых при разработке настоящих Нормативов, приведен в приложении 2 к настоящим Нормативам.
III. ПРАВИЛА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Назначение и область применения
7. Нормативы применяются при подготовке, согласовании, утверждении и реализации градостроительного зонирования, планировки территории, а также используются для принятия решений органами местного самоуправления города Челябинска, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории города Челябинска, физическими и юридическими лицами.
8. Нормативы разработаны в целях обеспечения устойчивого развития города Челябинска с учетом особенностей его территориального формирования, повышения эффективности использования территории на основе рационального зонирования, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории города, а также создания градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, гражданам.
9. Нормативы направлены на обеспечение рациональной организации территории, эффективного использования и охраны земель.
Административно-территориальное устройство и общая организация города Челябинска
10. Город Челябинск занимает площадь 500,9 кв. километров. Численность постоянного населения города Челябинска (по состоянию на 01.01.2014) составляет 1169,8 тысяч человек. Административно-территориальное деление Челябинского городского округа предусматривает деление территории на семь внутригородских районов.
Документом территориального планирования муниципального образования «Челябинский городской округ» является Генеральный план города Челябинска.
11. При определении перспектив развития и планировки города Челябинска необходимо учитывать:
1) местоположение Челябинского городского округа в системе расселения Челябинской области;
2) численность населения на расчетный срок;
3) роль Челябинского городского округа в системе формируемых центров обслуживания населения Челябинской области и формирование подцентров обслуживания в городском округе;
4) историко-культурное значение Челябинского городского округа;
5) прогноз социально-экономического развития территории города Челябинска;
6) санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях.
12. В соответствии с Уставом города Челябинска город Челябинск является муниципальным образованием и наделен статусом городского округа с внутригородским делением в соответствии с Законом Челябинской области от 10 июня 2014 года № 706-ЗО «О статусе и границах Челябинского городского округа и внутригородских районов в его составе».
13. Историко-культурное значение внутригородских районов определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (федерального, регионального или местного значения).
IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значение населения муниципального образования «Челябинский городской округ» и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования «Челябинский городской округ»)
Расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения
14. Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.
В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.
Нормативы распределения зон жилой застройки по видам жилой застройки
15. При планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и обеспечения противопожарной безопасности.
Расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обслуживания
16. Организации обслуживания следует размещать на территории города Челябинска, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
17. При определении числа, состава и вместимости организаций обслуживания следует дополнительно учитывать приезжающее население из других муниципальных
образований, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижение не более 2 часов.
18. Нормативы обеспеченности местами в школьных и дошкольных учреждениях следует принимать за 145 мест на 1000 жителей и 60 мест на 1000 жителей соответственно.
19. Нормативы обеспеченности объектами торговли, культуры, коммунально-бытового назначения, здравоохранения и социального обеспечения и физкультурно-спортивными приведены в приложении 3 «Расчет количества вместимости учреждений и предприятий обслуживания» к настоящим Нормативам.
Расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания
20. Сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры могут располагаться в составе всех территориальных зон.
21. В целях устойчивого развития города Челябинска, решения транспортных проблем предполагается создание развитой транспортной инфраструктуры внешних связей с выносом транзитных потоков за границы Челябинского городского округа и обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания автомобилистов.
Генеральный план города Челябинска предусматривает схему основных направлений развития транспортной инфраструктуры в увязке с планировочной структурой города.
Проектирование нового строительства и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры должны сопровождаться экологическим обоснованием, предусматривающим количественную оценку всех видов воздействия на окружающую среду и оценку экологических последствий реализации объекта нового строительства и (или) реконструкции в соответствии с нормативными требованиями.
22. Планировочные и технические решения при проектировании улиц и дорог, пересечений и транспортных узлов должны обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов, в том числе удобные и безопасные пути движения инвалидов, пользующихся колясками. В целях реализации обеспечения безопасности дорожного движения руководствоваться пунктом 2 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* ».
23. План и поперечный профиль улицы должны обеспечивать необходимую скорость движения.
24. В городе Челябинске необходимо предусматривать создание системы наземных и подземных автостоянок для временного хранения легковых автомобилей.
Дальность пешеходных подходов к ближайшим остановкам общественного
пассажирского транспорта
25. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать: не более 500 метров.
26. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта:
1) от объектов массового посещения должна быть не более 250 метров;
2) в производственных и коммунально-складских зонах – не более 400 метров от проходных предприятий;
3) в зонах массового отдыха и спорта – не более 800 метров от главного входа.
27. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена до 600 метров.
28. Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории города следует принимать, метров:
1) для автобусов, троллейбусов и трамваев - 400-600;
2) для экспресс-автобусов - 800-1200;
3) для метрополитена - 1000-2000;
4) для электрифицированных железных дорог - 1500 - 2000.
Нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон
29. Размеры санитарно-защитных зон следует устанавливать с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от ширины зоны:
до 300 м.- 60 процентов;
свыше 300 до 1000 м. – 50 процентов;
свыше 1000 до 3000 м. – 40 процентов;
свыше 3000 м.- 20 процентов.
В санитарно-защитных зонах со стороны жилых и общественно - деловых зон необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.
Нормативы обеспеченности объектами для хранения и обслуживания
транспортных средств
30. Норматив обеспеченности:
1) станциями технического обслуживания автомобилей - 1 машино-место на 200 транспортных средств;
2) топливозаправочными станциями - одна топливораздаточная колонка на 1000 транспортных средств.
31. На территории жилых районов и микрорайонов возможно предусматривать места для хранения автомобилей из расчета 1 машино-место – 1 квартира.
32. Автостоянки для постоянного хранения автомобилей и других мототранспортных средств, принадлежащих инвалидам, следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 200 метров от входов в жилые дома.
Нормативы стоянок легковых автомобилей
33. При расчете нормы стоянок легковых автомобилей необходимо учитывать уровень автомобилизации, равный 450 машино-мест на 1000 человек.
Расчетные показатели в сфере обеспечения объектами рекреационного назначения
34. Нормативы обеспечения объектами рекреационного назначения действуют в отношении объектов, расположенных на территориях рекреационных зон, и состоят из минимальных расчетных показателей обеспечения:
1) объектами рекреационного назначения;
2) площадями территорий для размещения объектов рекреационного назначения;
3) озеленения территорий объектов рекреационного назначения.
35. Нормативы обеспеченности объектами рекреационного назначения следует принимать 8 квадратных метров/человек.
36. Минимальную площадь объектов рекреационного назначения, размещаемых на территориях общего пользования населенных пунктов, следует предусматривать, гектаров, не менее:
1) городских парков – 15;
2) парков (садов) планировочных районов - 10;
3) садов микрорайонов (кварталов) - 3;
4) скверов - 0,3.
В общем балансе территорий парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 процентов.
Расчетные показатели в сфере обеспечения инженерным оборудованием
37. Зона инженерной инфраструктуры предназначена для размещения объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
38. При размещении объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры в целях предотвращения вредного воздействия перечисленных объектов на жилую, общественную застройку и рекреационные зоны устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Нормативов.
Для санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений и территорий, на которых они расположены, от возможного загрязнения устанавливаются зоны санитарной охраны.
39. Проектирование инженерных систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и связи следует осуществлять на основе схем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
40. Инженерные системы следует рассчитывать исходя из соответствующих нормативов расчетной плотности населения, принятой на расчетный срок, и общей площади жилой застройки, определяемой документацией.
Нормативы обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения
41. Минимальный расчетный среднесуточный расход холодной и горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды (без учета расходов на полив зеленых насаждений) на одного жителя следует принимать не менее 175 л/сутки на одного человека.
42. Проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
43. Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований.
Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации. В жилых зонах, не обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается.
44. Выбор источников хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 2761, а также с учетом норм радиационной безопасности при положительном заключении органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по выбору площадки.
Нормативы обеспеченности объектами теплоснабжения
45. Расчетные часовые расходы тепла, при отсутствии проектов отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых, общественных зданий и сооружений, должны определяться по укрупненным показателям расхода тепла, отнесенным к одному квадратному метру общей площади зданий, в соответствии с требованиями СП 124.13330.2012 «Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 280.
46. Тепловые электростанции следует размещать вблизи центра тепловых и электрических нагрузок, как правило, за пределами городских территорий, с подветренной стороны по отношению к жилым, общественно-деловым и рекреационным зонам.
47. Теплоснабжение города следует предусматривать в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой теплоснабжения с учетом экономически обоснованных по энергосбережению при оптимальном сочетании и децентрализованных источников теплоснабжения.
Энергогенерирующие сооружения и устройства, предназначенные для теплоснабжения промышленных предприятий, а также жилой и общественной застройки, следует, как правило, размещать на территории производственных или коммунальных зон.
Котельные, предназначенные для теплоснабжения промышленных предприятий, а также жилой и общественной застройки, следует размещать на территории производственных зон.
В районах многоквартирной жилой застройки малой этажности, а также одно-, двухквартирной жилой застройки с приусадебными (приквартирными) земельными участками теплоснабжение допускается предусматривать от котельных на группу жилых и общественных зданий или от индивидуальных источников тепла при соблюдении технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, а также противопожарных требований.
Нормативы обеспеченности объектами газоснабжения
48. Нормативы потребления природного газа на потребление пищи и подогрев воды, на отопление местными отопительными приборами следует принимать в соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25 декабря 2009 года № 43/69 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Челябинской области».
49. Газораспределительные станции магистральных газопроводов следует размещать за пределами города в соответствии с требованиями СП 36.13330.
Нормативы обеспеченности объектамиэлектроснабжения
50. Расчетную электрическую нагрузку объектов нового строительства следует принимать в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.185-94, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 07 июля 1994 года, Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России» 31 мая 1994 года.
51. Воздушные линии электропередачи (далее - ВЛ) напряжением 110 киловольт и выше допускается размещать только за пределами жилых и общественно-деловых зон.
Транзитные линии электропередачи напряжением до 220 киловольт и выше не допускается размещать в пределах границ города, за исключением резервных территорий. Ширина коридора высоковольтных линий и допускаемый режим его использования определяются санитарными правилами и нормами.
52. Прокладку электрических сетей напряжением 110 киловольт и выше к понизительным подстанциям глубокого ввода в пределах жилых и общественно-деловых зон следует предусматривать кабельными линиями.
53. При реконструкции города следует предусматривать вынос за пределы жилых и общественно-деловых зон существующих ВЛ электропередачи напряжением 35 - 110 киловольт и выше или замену ВЛ кабельными.
54. Во всех территориальных зонах города при застройке зданиями в 4 этажа и выше электрические сети напряжением до 20 кВ включительно следует предусматривать кабельными линиями.
55. При размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 10 (6) - 20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВА, расстояние от них до окон жилых домов и общественных зданий следует принимать с учетом допустимых уровней шума и вибрации, но не менее 10 метров, а до зданий лечебно-профилактических учреждений - не менее 15 метров.