Значимость школы Невьянской иконы среди других школ живописи.




Школа невьянской иконы: история, характеристики, судьба.

 

Невьянская икона — это вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны на Урал. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием. Понятие "невьянская школа", употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, достаточно условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. B XVIII-XIX вв. Невьянск был центром иконописания Урала. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Иконописцы выполняли различные заказы - от домашних икон до монументальных иконостасов, заводили мастерские в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.

 

Отличительной чертой является то, что специалисты называют «истовостью письма». Под этим следует понимать особое отношение невьянских мастеров к иконе - от изготовления доски (Невьянскую икону отличает очень высокое качество обработки иконной доски: она сделана таким образом, что со временем не теряет форму, даже если постоянно была в контакте с водой или сухим воздухом) для написания до самой последней стадии изготовления самой иконы.

1) «Овальное личное письмо»

2) «Белоликие иконы»

3) «Рельефное личное письмо»

Всё делалось очень тщательно и качественно, на высоком художественном уровне. Невьянские мастера писали небольшое количество икон. И поэтому каждая такая работа по-своему уникальна и совершенна по исполнению. Невьянская икона сохранила необычайную выразительность и одухотворенность, праздничность, яркость, черты присущие древнерусской иконе. Но мастера учитывали, и веяние нового времени, и опыт светской живописи. Постройки, интерьеры, изображенные на иконе, получают объем, «глубину», изображение строится по законам прямой перспективы. Все старообрядческие иконы писали темперой, масляные краски не использовали. Рисунок лучших невьянских икон поражает изяществом и пластичностью. Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота: пластинками сусального золота покрывалась вся икона. Есть даже иконы размером со спичечный коробок, при этом, каждый лик на иконе прописан до мелочей. Сейчас постепенно происходит возрождение и подъём этого типа письма икон, в Невьянске есть небольшая школа, где студентов учат все "премудростям" невьянской иконы. Музей невьянской иконы был открыт в 1999-ом году в Екатеринбурге и существует до сих пор. Это частный музей, основателем которого является глава города Екатеринбурга Евгений Ройзман.

 

Значимость школы Невьянской иконы среди других школ живописи.

Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Характерной особенностью, которая присуща только невьянской иконе, является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI - начала XVII веков, и вместе с тем ощутимое влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма .Невьянская икона – это школьная икона, её ошибочно называют народной. Это высококлассный уровень иконописи, и в этом можно убедиться, даже если смотреть взглядом непрофессионала: каждая из них содержит в себе черты, которые непохожи ни на одну другую школу. Конечно, на формирование такого узнаваемого канона повлияли выходцы из других регионов, которые пришли на Урал и внесли свои черты в невьянскую школу иконописи.

 

3.Основные образы Невьянской иконы, их отличительные черты (с примерами).

 

Самое удивительно для меня было то, что нимбы святых выходят за границы образов (такого я ранее не видела), икона полностью позолочена, и на боковых рамках икон тоже есть образы, но они значительно меньше основных.

 

1. Богоматерь Казанская, Огневидная, Египетская

2. Николай Чудотворец

3. Спас Вседержитель

4. Народная икона- непрофессиональная икона, написанная не на продажу, а под заказ или для личного пользования.

5. Спас Мокрая Брада - образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.

6. Спас Ярое Око -образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: