Совмещение законодательных и исполнительных полномочий в одних руках стало причиной того, что по предложению Юридического совещания 10 марта правительство перестало именовать себя Советом министров. Дореволюционный Совет министров являлся только “учреждением административным” и не имел ни “самостоятельной распорядительной власти”, ни тем более законодательной и верховной. Однако Временное правительство кардинально отличалось от Совета министров еще и тем, что осуществляло свои полномочия сугубо коллегиально. Никакого единовластия внутри правительства не предполагалось. Пост премьер-министра отсутствовал, кн.Львов не являлся ни формальным, ни реальным главой правительства, был только министром-председателем. В его функции входило лишь председательство на правительственных заседаниях; правительство он не формировал, не мог его распустить или заменить того или иного его члена. При министре-председателе даже не было своей канцелярии. Вместе с тем, при всех этих различиях четкого определения всех полномочий правительственной власти не было, даже во властных верхах имело место частое отождествление Временного правительства с дореволюционным Советом министров.
Правовой и декларативный статус правительства был необычайно высок, хотя и недостаточно сформулирован. Но реальная его деятельность осложнялась и целым рядом более важных, внешних и внутренних обстоятельств. Перед правительством встала необходимость не только определить свои права, но и реализовать их.
Временное правительство вынуждено было развить колоссальную деятельность и решать самые разнообразные насущные проблемы. Организация работы несомненно происходила по ходу дела. В результате на правительственных заседаниях царила неразбериха. Решения принимались в атмосфере чрезвычайной спешности. Министры собирались обычно один - два раза в день (в марте - без выходных). Заседания предполагались в широком составе (“деловые”), в тесном составе (“политические”) и закрытые. Последние обычно проходили вечером, на них обсуждались важнейшие политические вопросы, связанные с курсом правительства в целом. Ежедневные собрания сочетались с работой в министерствах, и неудивительно, что министры испытывали постоянную усталость. Несмотря на это, им приходилось ежедневно рассматривать совершенно незначительные дела, связанные с кадровой политикой, ассигнованием средств и т.д., причем, поступающие как в порядке законодательном, так распорядительном. Поток дел не уменьшился и в апреле, когда их рассмотрение было частично передано специально созданному Совещанию товарищей министров.
|
В марте при Временном правительстве начинает складываться аппарат управления. Для обеспечения правительственного делопроизводства на базе канцелярии Совета министров была срочно создана канцелярия Временного правительства. Ее начальником был назначен В.Д. Набоков.
Вместе с тем, правительство остро нуждалось в совещательном органе, который оказал бы ему содействие в подготовке важнейших законопроектов. 20 марта было постановлено создать Юридическое совещание, в ведении которого были “вопросы публичного права, возникшие в связи с установлением нового государственного порядка”; совещание должно было давать “предварительные юридические заключения по мероприятиям Временного правительства, имеющим характер законодательных актов”, а также иным, которые правительство вносило на его рассмотрение.
|
Весь централизованный механизм управления России, который во время войны находился в состоянии тяжелого кризиса, в феврале - марте 1917 года была не только обезглавлен, но и полностью дезориентирован. Была полностью ликвидирована вся прежняя репрессивная система.
В то время как властная вертикаль прежнего государственного аппарата была уничтожена революцией, новая система власти реально не сложилась и не была дееспособна, представляя собой нагромождение законодательных комиссий и исполнительных комитетов. Они создавались вынужденно и под давлением тех задач, которые существовали давно или возникли с революцией. Новые органы власти действовали чрезвычайно спешно и хаотично, их бессилие влекло за собой последующие постоянные реорганизации. В итоге система принятия решений сложилась только в зачаточном виде, а механизм их исполнения вообще фактически отсутствовал. К тому же, господствовало убеждение о сугубо временном, а потому и почти необязательном характере всех предпринимаемых мер. Окончательное решение о системе органов власти оставляли Учредительному собранию, которое в этот период (в марте) намечалось на срок не позднее лета 1917 года.
На местах в течение первой недели марта (за редким исключением) прекратили свою деятельность губернаторы и вице-губернаторы, полиция и жандармерия, земские и крестьянские начальники. Все вышеуказанные институты и должности были упразднены Временным правительством, как правило, задним числом.
|
Итак, вопреки господствовавшему в марте 1917 года настроению Русская революция не завершилась с “бескровным переворотом”. Временному правительству пришлось существовать в условиях все более и более усиливающегося революционного движения. Созданное на основе определенного компромисса, это правительство неизбежно вынуждено было учитывать интересы разных политических сил, участвовавших в революции. Но для проведения своего политического курса оно должно было не только иметь реальную опору среди определенных слоев общества и представлявших их движений, партий, учреждений; осуществление властных полномочий также всегда и непосредственно связано с целенаправленной и эффективной работой государственного аппарата. Отсутствие реальной политической опоры и действенного аппарата, неспособность создать их оставляли новую власть наедине с революционной стихией, не позволяли на данном этапе оформить новый государственный и политический строй. Растущее безвластие открывало дорогу для государственного строительства на принципиально иных основаниях.
Заключение
Из изложенного материала можно сделать следующие выводы.
(15) марта 1917г. Временный комитет Государственной думы объявил новый состав Временного Правительства. Всего в нём было 11 министров. Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 (16) марта 1917 года.
Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п.
В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России».
Революционное правительство в реальности конечно не обладало и не могло обладать никакой юридической легитимностью. “Акт 3 марта” (на котором она основывалась) имел значение лишь как документ, обеспечивающий принципиально новые правовые условия и подтверждающий политическое признание правительства.
Законодательная власть отныне переходила к Временному правительству и ее осуществление уже не связывалось с прежней системой законодательства. Совмещение законодательных и исполнительных полномочий в одних руках стало причиной того, что по предложению Юридического совещания 10 марта правительство перестало именовать себя Советом министров.
Пост премьер-министра отсутствовал, кн.Львов не являлся ни формальным, ни реальным главой правительства, был только министром-председателем. Временное правительство вынуждено было развить колоссальную деятельность и решать самые разнообразные насущные проблемы. Организация работы несомненно происходила по ходу дела. В результате на правительственных заседаниях царила неразбериха. Решения принимались в атмосфере чрезвычайной спешности.
В марте при Временном правительстве начинает складываться аппарат управления. Для обеспечения правительственного делопроизводства на базе канцелярии Совета министров была срочно создана канцелярия Временного правительства.
Итак, в то время как властная вертикаль прежнего государственного аппарата была уничтожена революцией, новая система власти реально не сложилась и не была дееспособна, представляя собой нагромождение законодательных комиссий и исполнительных комитетов. Они создавались вынужденно и под давлением тех задач, которые существовали давно или возникли с революцией. Новые органы власти действовали чрезвычайно спешно и хаотично, их бессилие влекло за собой последующие постоянные реорганизации. В итоге система принятия решений сложилась только в зачаточном виде, а механизм их исполнения вообще фактически отсутствовал.
временное правительство власть
Список использованной литературы
1. Богачева О. Власть с точки зрения исторической революции // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №8. С. 36-38.
2. Васюков В.С. Внешняя политика Временного правительства. М.2009.С. 78.
. Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства // Вестник МГУ: Экономика. 2009. №4. С. 18-23.
. Давыдов К. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в 1917г. // Исторические исследования. 2009. №8. С. 5-19.
. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.ИНФРА-М. 2009. С.192.
. Денисенко Т. Политика и власть в момент революции 1917г. // Социология и власть. 2011. №14. С. 15-26.
. Жумашев К. Государственное совещание 12-15 августа 1917 года // Исторический очерк. 2011. №6. С. 36-39.
. История теоретической революции / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Наука. 2008. С. 365.
. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // История России. 2010. №12. С. 28-31.
. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М. 2010. С. 320.
. Мельгунов С. П. На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года. М. 2010. С. 352.
. Наваров Г. Временное правительство: как это было?! М. 2010. С. 112.
. Нуреев Г. Сенин А.С. Либералы у власти. История повторяется? // Российский Экономический Журнал. 2011. №10. С. 15-22.
. Революция, открывшая новую эру / под ред. Минц И. И. М. 2009. С. 245.
. Саати М.А. Революция в России. М.: Наука. 2008. С. 189.
. Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны (1914-1917). М. 2009. С. 278.
. Урванцева Н.П. Власть в период революции // Архив русской революции. 2009. №3. С. 15-19.