Характеристика технологий производства




 

Соотношение постоянных и переменных издержек

Если принять за переменные издержки заработную плату, транспортные расходы, затраты на электроэнергию и затраты на сырье и материалы, а за постоянные - амортизационные отчисления, арендную плату, оплату процентов по банковским кредитам и страховые выплаты, то для рынка производства кирпича превалирующими являются переменные издержки, так как с ростом производства все это показатели будут стабильно увеличиваться, и разница между переменными и постоянными издержками будет расти в пользу первых. Стоит отметить, что постоянные издержки в отрасли крайне высоки, что создает один из барьеров входа.

 

 

Экономия на масштабе

На рассматриваемом рынке у крупных производителей присутствует существенное преимущество перед мелкими или даже средними производителями. Это во многом объясняется эффектом экономии на масштабе. Средние издержки компаний с крупным объёмом производства значительно ниже, чем у небольших производителей, что позволяет крупным игрокам устанавливать более конкурентную цену. Наличие этого эффекта свидетельствует о тенденции к горизонтальной интеграции на рынке производства строительного кирпича.

 

Экономия на разнообразии

Эффект экономии на разнообразии позволяет производителям кирпича оптимизировать потребление ресурсов, а также эффективнее конкурировать с другими производителями, так как они увеличивают своё присутствие на разных сегментах рынка и, следовательно, защищают себя от перехода потребителей на другой тип кирпича. Однако, если компания собирается диверсифицировать свою продукцию, то ей потребуется создать новые производственные линии, освоить новые технологии производства и получить доступ к новым ресурсам, так как для различных типов кирпича требуются совершенно разные компоненты.

Приведенные выше характеристики технологий производства определяют отрасль производства строительного кирпича как трудо- и капиталоёмкую. Также они определяют такие особенность отрасли как склонность к вертикальной или горизонтальной интеграции.

Анализ отрасли

 

Чтобы эффективнее провести анализ, сначала требуется проанализировать отрасль в целом по следующим критериям:

· Характеристика отрасли.

· Структура рынка.

· Барьеры на вход.

· Государственной регулирование в отрасли.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

Факторы, влияющие на рынок производства строительного кирпича, подразделяют на следующие категории:

· Экономические.

· Географические.

· Геологические.

· Экологические.

 

Экономические факторы

Экономические факторы, влияющие на рынок производства строительного кирпича заключаются в совокупности затрат на ресурсы, экономии на масштабе и соотношения переменных издержек с постоянными. Все перечисленные аспекты подробно описаны в разделе «характеристика технологий производства».

 

Географические факторы

Данная совокупность факторов определяется в основном важностью географического размещения предприятия в связи с большой ролью транспортных сообщений, водо-, энерго-, топливоснабжения, а также доступа к месторождениям полезных ископаемых, служащих ресурсом при производстве.

 

Геологические факторы

Факторы, связанные с геологическим строением месторождений и влияющие на физико-механические свойства продукта. К ним относят:

Физические:

· Пористость

· Водопроницаемость

· Влагоотдача

· Морозостойкость

· Теплопроводность

Механические:

· Твёрдость

· Пластичность

· Износостойкость

· Сопротивление

Анализ этих и других свойств, относящихся к данной категории, позволяет сделать выводы о качестве сырья и продукции. Важно отметить, что в рассматриваемой отрасли геологические факторы имеют большое значение особенно при создании нового производства, так как в разных регионах страны одни и те же полезные ископаемые, используемые в производстве могут иметь значительные различия в составе и, как следствие, влиять на характеристики готового продукта.

 

Экологические факторы

Данная категория факторов характеризует возможное влияние добычи сырья для производства кирпича и утилизации производственных отходов на состояние окружающей среды. Это связано с тем, что разработка новых карьеров сопровождается ростом количества земельных площадей, непригодных для использования в сельском хозяйстве, разрушению природного ландшафта, а также загрязнением окружающей среды и подземных вод. Соответственно это характеризует отрасль производства строительного кирпича как губительную для экологии.

Наличие множества факторов даёт понять, что отрасль производства кирпича весьма разнообразна, интересна и полезна для дальнейшего изучения.

Анализ данных факторов позволяет определить менеджменту компании уникальные особенности отрасли производства строительного кирпича, выработать стратегию ведения бизнеса и ее основные направления.

 

СТРУКТУРА РЫНКА

Основные игроки на рынке

На рисунке 1 представлены данные, об объёмах производства кирпича. Доли федеральных округов в отрасли распределены следующим образом.

 

 

 

Эта круговая диаграмма наглядно показывает, что в отрасли есть два явных лидера по производству кирпича в стране – это Приволжский федеральный округ и Центральный федеральный округ.

 

Если рассмотреть структуру рынка по наличию крупных компаний, то можно выделить 11 ведущих производителей:

  • Воронежский комбинат строительных материалов.
  • Колпинский завод «Победа ЛСР».
  • Казанский завод силикатных стеновых материалов.
  • Липецкий комбинат силикатных изделий.
  • ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис».
  • Ковровский завод силикатного кирпича.
  • Тверской комбинат строительных материалов №2.
  • Ревдинский кирпичный завод.
  • Чапаевский силикатный завод.
  • Борский силикатный завод.

Все эти заводы и комбинаты расположены в разных регионах страны, что указывает на выраженную региональную обособленность отрасли производства кирпича в стране.

 

Характеристики рынка

Региональные рынки кирпича определяются следующими характеристиками:

· Низкая консолидация рынка, из-за строгой региональной ограниченности рынков сбыта и высоких транспортных и логистических издержек. Отсюда следует то, что на региональных и местных уровнях преобладают локальные производители и конкуренция между ними.

· Наличие товаров-заменителей (например, керамические и газосиликатные блоки)

· Зависимость от спроса на жилье (в среднем рынок стройматериалов реагирует на повышение спроса на жилье через две три недели после фактического изменения спроса).

· Высоко-конкурентный рынок (доля рынка двух крупнейших производителей группы ЛСР и Wienerberger составляет не более нескольких процентов).

  • Для отрасли характерна вертикальная интеграция (многие производители сами добывают сырье для своего производства и частично продают свою продукцию напрямую покупателям, а не ретейлерам).
  • На рынке присутствует ценовая дискриминация (наличие оптовых цен для крупных клиентов).

 

Сегментация потребителей

Для отрасли в целом можно выделить четыре основных потребителя готовой продукции:

1. Частные лица, приобретающие кирпич для индивидуального строительства.

2. Строительные компании, использующие кирпич для строительства крупных объектов.

3. Государство, которое, используя гос-заказ, закупает кирпич для строительства государственных учреждений и объектов федерального или муниципального значения

4. Ретейлеры, приобретающие товар для последующей перепродажи.

 

Проблемы рынка в России

Исходя из анализа Министерства регионального развития Российской Федерации в отрасли наблюдаются следующие проблемы:

1. Технологическое отставание российской промышленности строительных материалов от аналогичных производств ведущих стран мира.

2. Физическая изношенность основных производственных фондов предприятий промышленности строительных материалов.

3. Неудовлетворительная транспортабельность продукции предприятий строительного комплекса, ухудшающая мобильность строительства.

4. Низкая конкурентоспособность отечественной строительной продукции.

5. Недостаточная инновационная активность российских коммерческих структур.

 

БАРЬЕРЫНА ВХОД

При входе на рынок производства строительного кирпича компании сталкиваются с определёнными трудностями и барьерами, такими как:

· Высокие тарифы на перевозку

· Ограниченность ресурсов

· Административные ограничения

· Потребность в больших инвестициях

· Эффект экономии на масштабе

 

Высокие затраты на транспортировку

В связи с тем, что эти тарифы уплачиваются как при транспортировке сырья на производство, так и при транспортировке готовой продукции при поставках потребителю, они составляют значительную часть стоимости товара, что существенно сужает географию поставок и затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов на региональные рынки сбыта.

 

Ограниченность ресурсов

Отрасль характеризуется наличием большого количества запасов сырья. Однако ресурсы зачастую уже распределены между действующими субъектами, а так как проведение геолого-разведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. А также из-за ограниченного количества месторождений, пригодных к добыче сырья, рынок характеризуется склонностью скорее к интенсивному, нежели экстенсивному росту.

 

Потребность в больших инвестициях

Для входа в отрасль необходимы высокие первоначальные инвестиции связанные с необходимостью разработки карьеров, постройки заводов, транспортировки сырья и уже готовой продукции. Кроме того, для успешного и эффективного функционирования в данной отрасли необходимы продолжительные денежные вливания в больших объёмах.

 

Административные ограничения

Стоит отметить, что отрасль производства строительного кирпича, как и любая отрасль, связанная со строительными материалами подвергается жёсткому административному регулированию со стороны государства. Это весьма логично, учитывая, что использование некачественного товара может привести к человеческим жертвам в результате обвалов строений. Кроме того, использование недоброкачественной продукции в процессе строительства чревато крупными экономическими убытками. Для качества кирпича является важным показателем его соответствие определённым климатическим условиям и нормам строительства, которые, в свою очередь, должны соответствовать каждому отдельному региону страны. Для стандартизации различных свойств и характеристик продукции государством устанавливаются различные ГОСТы. Они регламентируют физические, химические и механические показатели товара. Это позволяет обеспечить соответствие этого товара необходимым для потребления характеристиками.

 

Примеры установленных государственных стандартов:

· ГОСТ 7025-91 «Кирпич и камни керамические и силикатные» распространяется на керамические и силикатные рядовые и лицевые кирпичи и камни и устанавливает методы определения водопоглащения, плотности и контроля морозостойкоси

· Гост 530-2007 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» распространяется на кирпич и камень керамические, применяемые для кладки и облицовки несущих и самонесущих стен и других элементов зданий и сооружений, и устанавливает технические требованию, правила приемки, методы испытаний изделий.

Административное регулирование отрасли служит существенным барьером и по причине необходимости получения лицензий на разработку и использование месторождений полезных ископаемых, используемых при производстве кирпича. В целом, в нашей стране отмечается весьма бережное отношение к природным богатствам, поэтому на оформление лицензий крупным предприятиям требуется зачастую больше двух лет, что очень тормозит развитие бизнеса.

Однако будет несправедливо не отметить, что государство не только накладывает ограничения и создаёт барьеры на вход в отрасль, кроме этого существуют масштабные программы поддержки и взаимодействия с производителями. К примеру В 2010 году Министерством регионального развития РФ была принята программа «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года», представляющая собой концепцию долгосрочного развития отрасли. Целью данной программы является создание в РФ производства современных, высококачественных и конкурентоспособных стройматериалов, а также развитие предприятий по изготовлению современного оборудования с использованием передовых технологий и с учётом имеющейся сырьевой базы. Она подразумевает инвестиции в отрасль в размере 1,588 трлн. рублей к 2020 году или приблизительно 150 млрд. рублей в год. Однако, по мнению чиновников, абсолютно вся стратегия будет финансироваться самими производителями отрасли. 60% должны составить средства самих компаний, а остальные 40% составят привлеченные средства. По словам же производителей такие средства они выделить не смогут. Поэтому можно ожидать увеличение доли иностранных стройматериалов на рынке, а также рост цен на кирпич. В свою же очередь, рост цен на кирпич скорее всего приведет к росту стоимости цен на жилье, в связи с тесной взаимосвязанностью этих двух рынков.

Сама стратегия развития имеет два варианта развития: инерционный и инновационный. Первый из них предполагает увеличение потребления кирпича к 2020 году в 1,9 раз, а второй – в 2,5 раза.

Потребление же кирпича на одного человека должно составить 242,53 кирпича на одного человека, в целом же потребление по стране к 2020 году согласно стратегии должно составить 34,3 млрд. условных кирпичей. Планируется, что оно распределиться следующим образом:

· Центральный Федеральный Округ (ЦФО) – 8,5 млрд. условных кирпиче

· Северо-Западный Федеральный Округ (СЗФО) – 4,1 млрд. условных кирпичей

· Южный Федеральный Округ (ЮФО) – 4,7 млрд. условных кирпичей

· Приволжский Федеральный Округ (ПФО) – 5,1 млрд. условных кирпичей

· Уральский Федеральный Округ (УФО) – 5,2 млрд. условных кирпичей

· Северный Федеральный Округ (СФО) – 3,8 млрд. условных кирпичей

· Дальневосточный Федеральный Округ (ДФО) – 2,9 млрд. условных кирпичей

В качестве вывода можно подвести итог, что несмотря на наличие столь разнообразных барьеров на вход в анализируемую отрасль, её нельзя назвать недоступной для начала активной деятельности в ней. Мы можем отметить большое разнообразие региональных производителей. Это ярко иллюстрируется тем фактом, что на двух крупнейших производителей в стране приходится менее 10 процентов доли рынка (группы компаний ЛСР и Wienerberger).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: