Изученность темы (историография проблемы)




Методические рекомендации по написанию реферативного исследования

 

Любое научное исследование можно разделить на следующие разделы:

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список используемой литературы

 

Введение

Введение представляет собой весьма ответственную часть письменной работы, поскольку оно не только ориенти­рует читателя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

В отличие от предисловия, введение к научной работе должно иметь четкую структуру и логику изложения и включает следующие разделы:

· Актуальность исследования

· Объект и предмет исследования

· Цель и задачи

· Методы исследования

· Изученность темы (историография проблемы)

Актуальность определяется тремя факторами:

1) Исходя из учета практических потребностей современного общества. Согласно этому критерию необходимо оценить то, как решение избранной Вами темы поможет решить насущные социальные, этнические, экономические, политические и другие проблемы общества.

2) Исходя из степени научной изученности (т.е. значимость темы для науки и ее отраслей). Любое исследование требует непременного учета степени изученности рассматриваемых явлений и исторических процессов. Лишь на основе учета предшествовавшего хода и результатов может быть продолжено познание.

3) Кроме того, можно охарактеризовать специфику и важность изучаемого вами периода или проблемы в общеисторическом контексте, т. е. их значимость для познания последующих исторических процессов.

 

Определение объекта и предмета исследования

Объект – это определенный процесс, который порождает проблемную ситуацию и служит источником необходимой для исследовате­ля информации (то, что породило изучаемую проблему).

Предмет исследования более конкретен и включает только те факты и аспекты процесса (объекта), которые выбраны исследователем для изучения в данной работе. Именно предмет определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее название.

Постановка исследовательской цели и задач

Цель исследования связана со всесторонним освещением предмета познания. Она формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Помните, что цель, название работы и предмет исследования, должны соответствовать друг другу.

Задачи указывают пути и способы достижения цели (т. е. это более детальное рассмотрение проблемы). Фактически, именно через решение задач достигается общая цель. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы.

Обычно задачи даются в форме перечисления с использованием глаголов совершенной формы – «изучить» (а не «изучение»), «описать», «установить», «выяснить», «определить» и т. п.

. Помните: если хотя бы одна из заявленных во введении задач не решена или освещена слабо, это означает, что тема Вами не раскрыта!

 

Методы исследования

Метод с греческого языка переводится как «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В любом историческом исследовании применяется комплекс как общенаучных, так и конкретно-исторических методов.

К общенаучным относятся методы, используемые в различных областях знаний, они отражают логику мышления. В большинстве они представляют диалектические пары методов: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, классификация и типологизация, структурный и функциональный анализ, абстрагирование и т. п.).

Непосредственно выбор тех или иных методов определяется уже при формулировке исследовательских задач.

Историко-генетический метод – происходит от слова генезис – развитие. Суть его заключается в последовательном раскрытии свойств и изменений изучаемой реальности в процессе исторического развития. Познание идет последовательно от единичного (факта) к особенному (событию), а затем к общему (процессу) и всеобщему (закономерности).

Идеографический метод (от греч. idios – особенный, своеобразный и grapho – пишу) – предполагает изображение объекта как единого уникального целого. Данный метод, как и историко-генетический, предусматривает работу с набором конкретно-исторических фактов. Однако по целям использования он может рассматриваться как прямая противоположность генетическому методу. Если в первом в отдельных фактах выявляется общее, определяющее историческое развитие, то при идеографическом методе исследователь должен обращать внимание прежде всего на особенное, то, что отличает данное событие (явление) от всех остальных.

 

Сравнительно-исторический (компаративный) метод

Этот метод также называют методом исторических параллелей, историко-ситуационным, а сейчас стало модно называть его «компаративным» (от латин. comparativus – сравнительный). Сравнительно-исторический метод может применяться в двух видах:

1) Диахронный (т.е. разновременный) анализ – когда сравнивается одно и тоже явление (объект) на разных стадиях своего развития (существования)[1]. Например, можно сравнить разные стадии (этапы) развития района, страны.

2) Второй возможный вид сравнения – синхронный (т.е. одновременный) анализ когда различные объекты или явления (страны, районы, народы) сравниваются в одно и то же время

3) Историко-системный метод – предполагает изучение явление как системы и, одновременно, как части более масштабной системы.

 

Изученность темы (историография проблемы)

Главной задачей этого раздела введения является анализ истории изучения темы, авторских концепций и точек зрения предшественников.

 

Основная часть

Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего текста. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обо­сновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказа­тельность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необяза­тельного и загромождающего текст материала.

 

Заключение

Данная часть письменной работы самая небольшая по объему (2–3 страницы), но имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты Вашего труда.

Это не резюме и не краткий пересказ содержания основной части, а анализ проделанной работы – последовательное, логически стройное изложение полученных результатов

Логическое построение выводов в заключении может строиться в соответствии с порядком формулировки задач или в соответствии с логикой изложения материала в основной части (т.е. по главам или периодам).

Выводы можно разделить на:

· бесспорно доказанные в ходе исследования;

· требующие дополнительного доказательства;

· перспективные вопросы дальнейшего исследования.

При этом важно указать, в чем заключается главный смысл работы, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования[2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: