1. Неем.2:11–13 – с чего Неемия начал свой труд в Иерусалиме?
Господь призвал Неемию к выполнению особенной задачи и обеспечил всем необходимым. Неемия, вооруженный верой в Божьи обетования и уверенностью в Божьем призыве, продолжал трудиться. Он продвигался вперед осторожно и с молитвой.
Несмотря на уверенность в том, что Бог был с ним, это знание не удерживало его от тщательного планирования. Прежде чем представить что-либо, Неемия планирует всю работу, которую необходимо будет совершить.
2. Прежде чем сообщить народу о том, для чего он прибыл в Иерусалим, Неемия сначала прошел по городу, чтобы выяснить, что нужно было сделать. Почему планирование так важно в жизни?
3. Неем.2:11–20 - что делает Неемия для подготовки к проекту по восстановлению стены?
а) Неемия разведывает, какую работу необходимо выполнить, и поощряет народ строить. Успех Неемии в обретении благосклонности царя является прямым следствием его поиска Бога в ответ на трагические события в Иерусалиме (Неем.1:3). Неемия молится и постится (Неем.1:4), в результате Бог готовит царя и народ к положительному ответу.
б) «Я… никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима » (Неем.2:12). Неемия указывает на то, что восстановление укреплений — не его замысел, а Божий. Это дело поручено ему Богом.
Он убеждает людей действовать, чтобы они перестали быть в уничижении, которое испытывали в тот момент. Имея разрушенную систему обороны, они были не только уязвимы, но и уничижены. Неемия озвучивает чувства своего народа — чувства неполноценности и стыда из-за того, что они должны были терпеть притеснения. Главным вопросом были честь, уважение и наследие, которые они могли бы восстановить, приняв участие в этой важной работе. Развалины Иерусалима выставляли их веру в Бога в плохом свете.
Когда в Неем.2:18 Неемия указывает на то, что рука Божья была с ним, и передает то, что сказал царь, это побуждает их воскликнуть: «Будем строить!» Им не следует бояться персидского правительства, и, самое главное, с ними Бог. Для того чтобы изменить ситуацию, они встают и приступают к работе. Пусть это проявление веры станет уроком для нас. Мы ничего не изменим, погружаясь в страдания или находя оправдания; все меняется только посредством действия. Неемия призывает людей делать что-то, действовать и изменить свое тяжелое положение. Он умоляет их держаться за Бога с верой, потому что Он руководил этим делом и доведет его до конца.
4. Для самоанализа. Что может рассказать «окружающим народам» о Боге и о нашей вере в Него внешний и внутренний вид наших молитвенных домов?
5. Неем.2:18 - что это говорит нам о силе личного свидетельства и о том, насколько важно Неемии было получить положительный ответ от своих собратьев-евреев?
6. Неем.2:19-20 - что эти стихи говорят нам о вере Неемии? Втор.7:9; Пс.23:1–6; Числ.23:19 – как эти обетования помогли ему? Как Божьи обетования помогают вам верой продвигаться вперед?
7. Неем.2:19-20 – в чем проявилась мудрость Неемии при его ответе врагам?
а) Неемия не принимает их оскорблений и тем самым не позволяет врагам одержать верх. Вместо этого мужественный виночерпий заявляет о Божьих обетованиях и полагается на Его силу.
б) Наши разговоры показывают, кто мы и во что действительно верим. Неемия не боится включать слова Бога во все, что говорит, и прославлять Его, даже когда люди издеваются и насмехаются над ним. Несмотря на то, что Неемия знает о презрении, которое испытывают враги по отношению к нему, он не отвечает им тем же и продолжает свидетельствовать о Боге.
8. Неем.2:10,12,18-20 - какую поддержку мы можем обрести, изучив эту историю, чтобы не разочароваться, исполняя Божью волю и сталкиваясь с сильными препятствиями в достижении того, к чему призвал нас Господь?
9. Подумайте о тех видах служения в вашей церкви, за которые вы ответственны или в которых участвуете. Что конкретно можно сделать, чтобы выяснить вашу миссию до того, как ее осуществить?
Уроки, выводы
1. Какие уроки мы можем извлечь для себя из жизни и служения Ездры и Неемии?
2. Рим.4:17-22; Евр.11:11,17-19 – какие Божьи обетования помогли Аврааму и Сарре одержать эти победы? Гал.3:29; Рим.9:7,8 – какие обетования принадлежат нам как духовному Израилю? Какое влияние они оказывают на вашу жизнь?
Вывод. Книга Неемии подводит итог духовному пути, пройденному израильским народом, указывает на восстановление единения с Богом Завета и жизнь по Его заповедям как на непреложное условие выживания израильского народа, его духовного и материального благополучия и процветания. Это так же справедливо и для нашего времени, как и для древних израильтян.
Светлана, svettor@yandex.ru
Э. Уайт «Пророки и цари»
Глава 52
Человек больших возможностей
(Эта глава основана на Книге Неемии, 1 и 2.)
Неемия, один из еврейских пленников, занимал почетное и влиятельное положение при персидском дворе. Будучи виночерпием у царя, он мог беспрепятственно входить к нему. Благодаря своему положению, способностям и преданности, он стал другом и советником монарха. Но, несмотря на царские милости и жизнь в роскоши, он не забыл ни Бога, ни свой народ. Неотступно думая об Иерусалиме, Неемия все свои радости и чаяния связывал с его процветанием. Через этого мужа, подготовленного благодаря жизни в персидском дворе к предстоящему служению, Бог намеревался излить благословения на Свой народ — израильтян — в земле их отцов.
От людей, пришедших из Иудеи, этот преданный Израилю человек узнал, что положение Иерусалима, избранного города, весьма тяжело. Возвратившиеся туда пленники терпели преследования и поругания. Были восстановлены лишь храм и некоторые районы города, но служению в храме препятствовали, и народ жил в постоянной тревоге, так как большая часть городской стены по-прежнему лежала в развалинах. Удрученный этими печальными вестями, Неемия нс мог ни пить ни есть, он «заплакал, и печален был несколько дней, и постился». В скорби своей он воззвал к Божественному Помощнику. Я «молился, — говорит он, — пред Богом небесным». Искренно. от всего сердца исповедался в своих грехах и грехах народа. Он умолял Бога поддержать Израиль, воодушевить, дать силу и помочь восстановить разоренную Иудею.
В молитве Неемия почувствовал, как утвердилась его вера и мужество. Он неустанно находил все новые святые доводы. Он указывал на то бесчестие, которое падет на Бога, если Его народ, вернувшийся теперь к Нему, будет оставлен на произвол судьбы и поругание. Он умолял Бога исполнить Свое обетование: «Когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас, и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое» (см. также Втор. 4:29—31). Это обетование было дано Израилю через Моисея накануне вхождения в Ханаан и в течение целых столетий оставалось неизменным. Теперь Его народ обратился к Нему в раскаянии и вере, и обетование Господа не должно было остаться неисполненным.
Неемия часто изливал душу перед Богом, печалясь за свой народ. Но вот во время молитвы в его душе созрело святое решение. Он решил, что если ему удастся заручиться согласием царя и получить необходимую помощь для доставки всех нужных орудий и материалов, тогда он смог бы взять на себя задачу восстановления стен Иерусалима и возвращения Израилю национальной мощи. Он просил Бога помочь ему снискать милость в глазах царя, и, следовательно, осуществить свой план. «Благопоспеши рабу Твоему теперь, — молился он, — и введи его в милость у человека сего».
Четыре месяца Неемия выжидал удобного момента, чтобы представить царю свою просьбу. Все это время, несмотря на то, что на сердце у него лежал тяжкий груз, он старался в присутствии царя ничем не выдавать своих душевных переживаний. Ибо в роскошных великолепных дворцовых залах всем предписывалось иметь самый радостный и счастливый вид. Ничто не должно было омрачать беспечности царских приближенных. Но когда Неемия уединялся и никто не видел его, Господь и ангелы становились свидетелями многих его молитв, исповеданий и слез. И все-таки скорбь, обременявшая душу Неемии, не могла более оставаться незамеченной. Бессонные ночи и полные забот дни оставили след на его лице. И царь, беспокоившийся о собственной безопасности и поэтому привыкший угадывать потаенные мысли, заметил, что какое-то скрытое горе одолевает его виночерпия. «Отчего лице у тебя печально? — спросил он, — ты не болен, этого нет; а верно, печаль на сердце?»
Вопрос царя испугал Неемию. Не рассердится ли царь, если узнает, что, находясь на царской службе, его придворный погружен в думы о своем страдающем народе? Не поплатится ли он за это жизнью? Неужели его план восстановить мощь Иерусалима рухнет? «Я сильно испугался», — пишет он. С глазами, полными слез, он дрожащими устами рассказал о причине своей печали. «Да живет царь во веки! — ответил он, — как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!»
Подробный рассказ о положении Иерусалима пробудил сочувствие монарха, не затронув его предрассудки. Следующий вопрос: «Чего же ты желаешь?» — предоставил Неемии удобный случай, которого он так долго ждал. Но человек Божий не решился ответить ему, пока не получит указания Того, Кто был выше Артаксеркса. Перед ним стояла священная задача, для осуществления которой он и должен был просить помощи у царя, и Неемия понимал, что необходимо представить это дело так, чтобы получить одобрение и помощь царя. «Я помолился, — говорит он, — Богу небесному». Благодаря своей короткой молитве, обращенной к Царю царей, он заручился силой, способной изменить человеческое сердце так, как река изменяет свое течение.
Возможность молиться так, как это сделал Неемия в момент отчаяния, должен использовать каждый христианин в обстоятельствах, когда невозможна иная форма молитвы. Те, кто ежедневно работает с людьми и испытывает смущение, могут направлять Богу свои просьбы о водительстве. Путники, находясь на море или на земле, когда им угрожает какая-либо опасность, могут подобным же образом вверить себя в руки Божьи. Во время неожиданных затруднений и опасности человек может взывать о помощи к Тому, Кто с клятвой обещал прийти на помощь Своим верным детям, когда бы они ни обратились к Нему. При любых обстоятельствах, в любых условиях душа, обремененная горем и заботой, или одолеваемая искушениями, может найти поддержку, помощь, защиту и уверенность в любви и силе Бога, хранящего Свой завет.
Во время короткой молитвы, обращенной к Царю царей, Неемия обрел мужество рассказать Артаксерксу о желании освободиться на некоторое время от своих обязанностей при дворе и попросил у него разрешения восстановить разрушенный Иерусалим и снова сделать его мощным и защищенным городом. Эта просьба имела величайшее значение для иудеев. «И дал мне царь, — говорит Неемия, — так как благодеющая рука Бога моего была надо мною».
Получив нужную помощь, Неемия с благоразумием и предусмотрительностью продолжал делать различные приготовления, необходимые для успешного завершения дела. Он не отказался ни от одной предосторожности, способной содействовать исполнению его намерения. Даже своим соотечественникам он не сказал ничего о своих планах. Хотя он и знал, что многие радовались бы его успеху, однако опасался, что неблагоразумие некоторых могло вызвать зависть у их врагов и. возможно, это расстроило бы его замыслы.
Просьба Неемии была столь великодушно выслушана, что он осмелился обратиться к царю и за дальнейшей помощью. Чтобы сделать свою поездку более значимой и грандиозной, а также обеспечить безопасность в пути, он попросил у царя воинов для охраны. Он заручился царскими письмами к начальникам заречных областей, лежащих на пути в Иудею. Он также получил письмо и к хранителю царских лесов на Ливанских горах, повелевающее тому снабдить Неемию строительным материалом в нужном количестве. Чтобы никто не смог обвинить его в превышении прав, Неемия побеспокоился о том, чтобы были четко определены его полномочия и власть.
Этот пример благоразумной предусмотрительности и решительного образа действий должен служить уроком для всех христиан. Детям Божьим следует не только с верой молиться, но и прилежно и предусмотрительно трудиться. Они сталкиваются со всевозможными затруднениями и часто мешают провидению Божьему действовать во благо им, считая осмотрительность и прилежание качествами, плохо согласующимися с религиозностью. Вознеся молитву Господу и посокрушавшись перед Ним, Неемия не считал свой долг выполненным. Тщательное обдумывание и всесторонняя разработка планов сегодня так же важны для осуществления священных задач, как и во время восстановления стен Иерусалима.
Неемия не полагался на случаи. Все, в чем он нуждался, он просил у тех. кто в силах был это дать. Господь и сегодня ради истины готов по-прежнему повлиять на сердца тех. кто обладает Его благами. Те, кто трудится для Него, не должны упускать случая воспользоваться помощью, посылаемой Им через определенных людей. Эти дары могут открыть путь для проповеди истины во многих отсталых странах. Возможно, люди, преподносящие эти дары, не верят во Христа и никогда не слышали Его Слова, но тем не менее их дары отвергать нельзя.