Для дополнительного изучения




 

Вспомните хронологический порядок царствования персидских царей, которые связаны с книгами Ездры и Неемии, о котором говорилось на прошлом уроке. Каково было отношение к иудеям каждого из этих царей? Приведите соответствующую ссылку на Библейские тексты, труды Духа Пророчества или другой источник.

Ниже представлен примерный результат подобного исследования.

 

1. Кир II Великий (550-529)

«Избавление Даниила из львиного рва Бог использовал для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на Кира Великого. Выдающиеся способности человека Божьего как госу­дарственного деятеля и пророка побудили персидского царя оказать ему честь и уважение. И теперь, именно в то время, когда, по словам Божьим, должно начаться восстановление храма в Иерусалиме, Господь хотел, чтобы Кир, которому предстояло стать орудием Всевышнего, обратил внимание на относящиеся к нему пророчества, с которыми Даниил был хорошо знаком, и дал свободу народу иудейскому. Когда царь увидел произнесенное более чем за сто лет до его рождения пророчество о том, как Вавилон будет взят, когда он прочел послание, обращенное к нему Властелином всей Вселенной… его сердце было глубоко тронуто, и он решил выполнить Божественную миссию, возложенную на него. Он отпустит иудеев и по­может им восстановить храм Иеговы.

«По всему царству» было разослано распоряжение Кира: он объявлял о своем желании возвратить евреев и помочь им вос­становить их храм. «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, — с благодарностью царь отметил в своем публичном обращении, — и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием» (Езд. 1:1—4).

«Пусть строится дом, — повелел он относительно храма, —...где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные осно­вания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из де­рева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходо­носор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский» (Езд. 6:3—5)» (Э. Уайт. Пророки и цари, глава 45 «Возвращение из рабства, с. 557).

 

«Открытые и явные враги дела Божьего — не самая главная опасность. Те, кто подобно противникам Иуды и Вениамина приходит со сладкими речами и красивыми словами и пытается завязать дружеские отношения с детьми Божьими, обладают большей силой обольщения. Каждая душа должна уметь про­тивостоять таким людям, чтобы каким-либо образом не попасть в хитро замаскированную сеть. Особенно в наше время, когда мы с каждым днем приближаемся к концу истории мира. Господь требует, чтобы Его дети сохраняли неусыпную бдительность. Но так как эта борьба непрерывна, то Господь никого не оставит сражаться в одиночку. Ангелы помогают защищать тех, кто смиренно ходит перед Богом. Никогда наш Господь не предаст верных Ему. Когда Его дети ищут у Него защиты от зла, Он с жалостью и любовью поднимает над ними Свое знамя и выс­тупает против врага. Не прикасайся к ним, говорит Он, ибо они Мои; Я начертал их на дланях Моих.

Не зная устали, самаряне стали «ослаблять руки народа Иудей­ского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского» (Езд. 4:4, 5). Лживыми доносами они вызывали подозрения у тех, кто с легкостью этому поддавался. Но постепенно силы тьмы были обузданы, и иудейский народ имел возможность продол­жать свою работу.

Когда сатана старался повлиять на верховную власть Мидо-Персидского царства, чтобы вызвать нерасположение к народу Божьему, ангелы встали на защиту изгнанников. К этому сра­жению проявило интерес все Небо. Благодаря пророку Даниилу мы имеем некоторое представление о той великой борьбе, которая происходит между силами добра и зла. В течение трех недель Гавриил боролся с силами тьмы, пытаясь противодействовать влиянию, оказываемому на Кира злыми ангелами, и в конце концов Сам Христос пришел ему на помощь. «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13). Небо сделало все, что только можно было сделать в интересах народа Божьего. Наконец победа была одержана, а силы врага остановлены во все дни Кира и его сына Камбиза, который царствовал примерно семь с половиною лет.

Это было время исключительных возможностей для иудеев. Самые могущественные ангелы умягчали сердца царей, а народ Божий должен был неустанно трудиться и тем самым исполнить указ Кира. Нельзя было упустить ни единого случая, помогаю­щего ускорить работу по восстановлению храма и служения в нем, а также своих домов. Но в те дни, когда Господь действовал, многие сидели сложа руки. Наступление врагов было решитель­ным и сильным, и постепенно строители упали духом. Некоторые не могли забыть сцену, происшедшую при закладке основания храма, когда часть народа выразила неверие в успех дела. После того как самаряне осмелели, немало иудеев засомневалось в том, пришло ли время восстанавливать храм. Подобные настроения вскоре широко распространились. Многие рабочие, разочарован­ные и упавшие духом, возвратились домой, чтобы заняться повседневными делами.

В годы царствования Камбиза восстановление храма про­двигалось медленно».

(Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

2. Камбиз II (529-522)

«В годы царствования Камбиза восстановление храма про­двигалось медленно » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

«По смерти Кира II на престол вступает его сын Камбиз II. С первых же дней своего правления новый монарх начинает подготовку к походу в Египет, последнему великому царству, непокоренному еще персами...... Успешно начавшийся поход мидо-персидской армии в Африку завершился гибелью его организатора Камбиза. Дело в том, что долгое отсутствие царя привело к смутам в самой Мидо-Персии, в которой определенные круги придворных начали в своих интересах распространять слухи о гибели Камбиза. Посчитав, что виновником этого является его брат Смердис (Бардия), царь приказывает убить его, думая, что смута на этом закончится [13, 35]. После казни Смердиса в стране появляется самозванец, выдававший себя за него и начавший открытую борьбу с Камбизом. Жестокое и деспотичное правление царя отвернуло от него многих, и поэтому спустя совсем короткое время, в руках мятежника оказалось более половины страны. Поняв, что он проиграл, Камбиз заканчивает жизнь самоубийством. В Библии Камбиз II упоминается в книге Ездры 4:6, в еврейской транскрипции его имя звучит как Ахашверош». (Опарин А.А. «Всемирная история и пророчества Библии», часть I, Библейские пророчества и всемирная история, https://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm).

 

3. Лжесмердис (522-521)

«В годы царствования Камбиза восстановление храма про­двигалось медленно. А когда царствовал Лже-Смердис (на­званный Артаксерксом в Езд. 4:7), самаряне уговорили бесприн­ципного самозванца издать указ, запрещающий иудеям строить храм и город.

Больше года храм оставался в запустении и был почти забыт. Люди в повседневных хлопотах старались достичь материального благополучия, но их положение было жалким. Трудились они много, но безуспешно. Казалось, сама природа восставала против них. Они бросили храм в запустении, и Господь послал на их поля опустошительную засуху. Ранее в знак Своей любви к ним Бог одарил их плодами полей и садов, давая хлеб, вино и елей, но поскольку они эгоистично пользовались всем этим, то эти благо­словения были у них отняты. Таково было положение в ранний период царствования Дария Истапского » (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

«Особенностью правления Лже-Смердиса была его крайне негативная политика по отношению к евреям, и особенно к их религии, которая для царя-мага была неприемлема. Поэтому царь издает указ, запрещающий иудеям продолжать строительство храма в Иерусалиме до особого распоряжения. Эти события с большой точностью и подробностью отражены в книге Ездры 4:7-24» (Опарин А.А. «Всемирная история и пророчества Библии». Часть I. Библейские пророчества и всемирная история. Глава 14 «Мидо-Персидская империя»).

 

«Итак, после смерти Камбиза, верховная власть окончательно переходит к Лже-Смердису, который на самом деле был одним из магов-жрецов и носил имя Гаумат [35, 39]. Новый властитель с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и энергичным государем, сумев в короткий срок ликвидировать в стране начавшиеся беспорядки. Особенностью правления Лже-Смердиса была его крайне негативная политика по отношению к евреям, и особенно к их религии, которая для царя-мага была неприемлема. Поэтому царь издает указ, запрещающий иудеям продолжать строительство храма в Иерусалиме до особого распоряжения. Эти события с большой точностью и подробностью отражены в книге Ездры 4:7-24 » (из книги Опарина А.А. «Всемирная история и пророчества Библии», часть I, Библейские пророчества и всемирная история, https://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm).

 

4. Дарий Первый (521-485)

«Чтобы вывести народ из кризиса, были призваны пророки Аггей и Захария. Взволнованно изложили эти вестники народу причину столь бедственного его положения. Пророки заявили, что люди не могут обрести материального благополучия, потому что не ставят на первое место интересы Божьи. Если бы израильтяне почтили Бога, если бы они проявили должное уважение и учтивость, в первую очередь позаботившись о восстановлении Его дома, тогда бы Он пребывал среди них и благословлял их.

Начальники и израильский народ всем сердцем восприняли советы и обличения, прозвучавшие из уст пророка Аггея. Они чувствовали, что Бог принимал самое живое участие в их судьбе. Они не осмелились пренебречь неоднократными наставлениями, посланными им, и отрицать, что их земное и духовное благо--получие зависит от верного послушания Божьим заповедям. Воодушевленные предостережениями пророка, Зоровавель «и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ» послушались «гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка» (стих 12)

Как только Израиль выразил готовность повиноваться, сразу же за словами обличения последовали слова ободрения: «Тогда Аггей... сказал к народу. «Я с вами: говорит Господь! И возбудил Господь дух Зоровавеля... и дух Иисуса... и дух всего остатка народа, — и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (стихи 13, 14).

Не прошло и месяца после возобновления строительства храма, как рабочие получили другую утешительную весть. «Обод­рись ныне, Зоровавель! — Сам Господь призывал его через про­рока, — ободрись, Иисус... ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:4).

Несмотря на то, что нивы выгорели, запасы продовольствия быстро истощались, а сами израильтяне находились в недружест­венном окружении, они тем не менее откликнулись на призывы Божьих посланников и усердно трудились над восстановлением разрушенного храма. Эта работа требовала непоколебимой веры в Бога. В то время как народ продолжал добросовестно работать и стремился возродить Божью благодать в сердце и жизни, Бог посылал им через пророка Аггея и Захарию весть за вестью, заверяя, что их вера будет щедро вознаграждена и что слово Божье о будущей славе храма, стены которого они восстанавливали, не окажется тщетным. В этом самом храме, когда настанет время, будет стоять Тот, Кого все народы ждут как Учителя и Спасителя человечества.

Таким образом, строители не были оставлены одни, «были с ними пророки Божьи, подкреплявшие их», и сам Господь Саваоф сказал: «Ободритесь.. и производите работы; ибо Я с вами» (Езд 5:2, Агг. 2:4)

Когда народ раскаялся и с верой был готов двигаться вперед, они получили обетование по поводу их материального благополучия. «От сего дня, — сказал Господь, — Я благословлю их» (Агг. 2:19).

Слова Аггея и Захарии побудили народ подняться и всеми силами взяться за восстановление храма, но во время работы они имели много неприятностей от самарян и других, чинивших им всевозможные препятствия. Однажды областеначальники Мидо-Персидского царства посетили Иерусалим и спросили их, кто разрешил им производить восстановительные работы. Если бы в то время иудеи не полагались на водительство Господа, этот вопрос оказался бы гибельным для них. «Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими; и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию» (Езд. 5:5). Областеначальникам был дан такой мудрый ответ, что те решили написать письмо Дарию Истапскому, царю Мидо-Персов, и обратить его внимание на подлинный указ Кира, который повелел восстановить дом Божий в Иерусалиме и все расходы оплатить из царской казны.

Дарий искал этот указ и, найдя его, повелел разрешить продолжать работы по восстановлению храма. «Не останавливайте работы при сем доме Божьем, — повелел он, —пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его.

«И от меня, — продолжал Дарий, — дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царско­го — из заречной подати — намедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно — тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки, чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его» (Езд 6:7—10).

Далее царь постановил, что тот, кто изменит что-либо в из­данном им указе, будет сурово наказан. Указ завершило следую­щее примечательное утверждение: «И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтоб изменить cue ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точ­ности исполняемо» (Езд. 6:12). Вот каким образом Господь при­готовил путь для завершения строительства храма.

На протяжении нескольких месяцев до этого указа израиль­тяне с верой продолжали работать, и время от времени пророки Божьи укрепляли их вестями, раскрывающими Божественные намерения об Израиле. Спустя два месяца они получили послед­нюю записанную весть Аггея, а Захарии было дано несколько видений насчет работы Божьей на земле. Эти вести в виде притч и символов явились во время тяжелых переживаний и тревог и имели особенное значение для мужей, работавших во имя Бога Израилева. Начальникам казалось, что выданное им разрешение строить храм будет скоро отнято, и им снова представлялось мрачное будущее. Бог видел, что народ необходимо поддержать и ободрить откровением Его безграничной любви и сострадания.

В видении Захария услышал, как ангел Господень спрашивал:

«Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, — говорит Захария, — изрек Господь слова благие, слова утешительные.

И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и ска­жи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо когда Я мало прогневался, они усилили зло. Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму» (Зах. 1:12—16).

Пророку было повелено предсказать «Так говорит Господь Саваоф снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» (Зах. 1:17).

Затем Захария увидел силы, их символизировали четыре рога, которые «разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим». Сразу же после этого он увидел четырех рабочих, обозначавших орудие Божье, употребляемое Им для возрождения Его народа и восстановления дома для служения Ему (см. стихи 18—21).

«И снова я поднял глаза мои, — говорит Захария, — и увидел вот муж, у которого в руке — землемерная вервь. Я спросил куда ты идешь? И он сказал мне измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему. И сказал он этому иди скорее, скажи этому юноше. Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Зах. 2:1—5).

Бог повелел, чтобы Иерусалим был восстановлен, видение об измерении города являлось уверением в том, что Он пошлет утешение и силу измученным детям и осуществит обетования Своего вечного завета. Моя защита, сказал Он, будет подобна «огненной стене вокруг их» и через них Моя слава будет открыта всем сынам человеческим. То, что Он совершает для Своего народа, должно стать известным всей земле. «Веселись и радуйся, жительница Сиона ибо велик посреди тебя Святый Израилев» (Ис 12 6).

(Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 46 «Пророки Божьи, подкреплявшие их»).

 

«Обетование: «руки Зоровавеля положили основание Дому сему; его руки и окончат его» — буквально исполнилось (стих 9). «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по проро­честву Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара (двенадцатый месяц— ред.) в шестый год царст­вования царя Дария» (Езд. 6:14, 15).

Вскоре после этого восстановленный храм был освящен. «И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена освящение сего дома Божия с радостию». «И совершили возвратившиеся из плена пасху в четыр­надцатый день первого месяца» (стихи 16, 17, 19)».

(Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 48 «Не воинством и не силою»).

 

5. Ксеркс Первый (485-465)

«Прошло двадцать или больше лет, когда Дарий Истапский издал второй указ, так же. Бог в Своем милосердии еще раз дал евреям, живущим в Мидо-Персии, возможность вернуться в землю своих отцов. Бог предвидел тяжелые времена, которые должны были наступить во время царствования Ксеркса — известного в Книге Есфирь как Артаксеркс, — и Он не только работал над сердцами власть имущих, но через пророка Захарию умолял их вновь поселиться на земле отцов их» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 49 «Во дни царицы Есфири»).

 

«После Дария Истапского, который с нескрываемым великодушием относился к иудеям, на престол взошел Ксеркс Великий. Во время его царствования иудеи, которые пренебрегли данными им предостережениями, остались на месте и в резуль­тате столкнулись лицом к лицу с ужасными испытаниями. Отказавшись от помощи Бога, они теперь оказались на краю гибели.

Через одного подлого, но занимающего в Мидо-Персидском царстве высокое положение человека, имя которого было Аман Вугеянин, сатана пытался разрушить планы Божьи. Аман питал к Мардохею Иудеянину лютую ненависть. Последний не причи­нил ему никакого зла, но просто отказался благоговейно прекло­ниться перед ним. Считая унизительным для себя «наложить руки на одного Мардохея», Аман замышлял «истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев» (Есф. 3:6).

Введенный в заблуждение ложными доносами Амана, Ксеркс подписал смертный приговор всем иудеям, разбросанным и рас­сеянным «между народами по всем областям» Мидо-Персидского царства (стих 8). Был назначен определенный день, когда должны были погибнуть все иудеи, а их имущество отобрано. Царь полностью не сознавал, какие последствия повлечет за собой исполнение подобного приговора. Сатана, невидимый вдохнови­тель этого заговора, изо всех сил старался стереть с лица земли тех, кто сохранял познание об истинном Боге» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 49 «Во дни царицы Есфири»).

 

«Преемник Дария Ксеркс вступил на престол в 485 году до х. э., и с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и жестоким. Для лучшей иллюстрации его характера можно привести в качестве примера следующий случай: после разгрома мидо-персидского флота при Саламине Ксеркс, выстроив вдоль моря огромное войско, приказал солдатам взять кнуты и высечь море, так как именно оно, по мнению языческого царя, было виновно в его разгроме. Отношение царя к подданным было крайне жестким и деспотичным. Ксеркс, а в еврейском переводе Артаксеркс, является тем мидо-персидским царем, о котором упоминается в книге Есфирь. В этой книге Ветхого Завета с удивительной достоверностью отображен один из случаев, произошедших в царствование Ксеркса — заговор министра Амана против еврейских поселенцев, наконец, возвышение одного из иудеев по имени Мардохей до одного из главнейших советников царя. Все события, о которых повествуется в книге Есфирь, являлись долгое время объектами нападок для критики, а сегодня подтверждены историей [11, 58, 69]. В 465 году в империи вспыхивает заговор высших царедворцев, в результате которого Ксеркс и его старший сын Дарий были убиты, а власть фактически узурпировал полководец Артабан. Только через семь месяцев второму сыну Ксеркса Первого Артаксерксу удалось умертвить Артабана и взять власть в свои руки [13]» (Опарин А.А. «Всемирная история и пророчества Библии». Часть I. Библейские пророчества и всемирная история. Глава 14 «Мидо-Персидская империя»).

 

6. Артаксеркс Первый Длиннорукий (465-425)

«Спустя 70 лет после возвращения первой группы пленников под началом Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, на трон Мидо-Персидского царства взошел Артаксеркс Лонгиман. Имя этого царя связано с рядом примечательных событий, отмеченных на страницах священной истории. Они повествуют о действии провидения. В дни царствования Артаксеркса Лонгимана жили и трудились такие мужи, как Ездра и Неемия. Это он в 457 году до Р. X. издал третий и последний указ о восстановлении Иеруса­лима. В годы его владычества иудеи под предводительством Ездры возвратились в свою землю; Неемия и его помощники окончили восстановление стен Иерусалима; в служении храма произошли изменения; также под руководством Ездры и Неемии были произведены большие религиозные преобразования. За время своего продолжительного царствования он не раз проявлял милость к народу Божьему и в своих преданных и любимых еврейских друзьях, Ездре и Неемии, признавал избранников Божьих, призванных Богом для Его особой работы.

Все, пережитое Ездрой в годы пребывания иудеев в Вавилоне, было настолько необыкновенным, что он приобрел благораспо­ложение царя Артаксеркса и свободно беседовал с ним о могу­ществе живого Бога и о Божественном намерении возвратить иудеев в Иерусалим» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 50 «Ездра — священник и книжник»).

 

«Практически все правление нового царя Артаксеркса проходит в нескончаемых войнах, как внешних — с Грецией, так и внутренних — с постоянно восстающими сатрапиями (особенно с Египтом и Сирией). К правлению Артаксеркса относится издание третьего и окончательного указа о восстановлении Иерусалимского храма в 457 году (Ездра, 7 глава, см. также книгу Неемии) [69, 11]» (Опарин А.А. «Всемирная история и пророчества Библии». Часть I. Библейские пророчества и всемирная история. Глава 14 «Мидо-Персидская империя»).

 

7. Ксеркс Второй (425-424)

«По смерти Артаксеркса на престоле сменяются его сыновья: Ксеркс Второй, Секудиан, Дарий Второй, в правление которых происходит дальнейшее ослабление империи и отсоединение провинций. Возрождение былого могущества Мидо-Персии происходит только при правнуке Ксеркса Первого — Артаксерксе Третьем (359-338), которому удалось вновь покорить Египет, бывший с 404 по 370 год независимым, усмирить Финикию, Иерусалим и Малую Азию [13]. Огнем и мечом прошелся царь но непокорным владениям, вселив небывалый ужас к себе у подданных. Восстановив былое могущество страны, вернув ее границы ко временам Дария Первого, Артаксеркс Третий падает жертвой заговора, во главе которого стоит его ближайший полководец Багой. Последний, отравив царя, возводит на престол его сына Арзеса, а когда тот попытался избавиться от влияния Багоя, убивает и его, возведя на трон племянника Артаксеркса — Дария (336 год). Через два года по своем восшествии на престол новому царю пришлось начать борьбу с молодым македонским царем Александром, борьбу, которая привела к гибели Мидо-Персидского государства и основанию Греческой империи (331 год до х. э.) [30, 26, 35, 13, 44]» (Опарин А.А. «Всемирная история и пророчества Библии». Часть I. Библейские пророчества и всемирная история. Глава 14 «Мидо-Персидская империя»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: