Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом





Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2

содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–25 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 26–33 записываются в виде последовательности

цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

Задания 34–40 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2

укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

 

Желаем успеха!

Часть 1

  Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
 

 

 

Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука   1) физиология растений 2) экология растений 3) палеонтология 4) селекция   Ответ: ______________________.  

 

До­ка­за­тель­ством род­ства всех видов рас­те­ний слу­жит   1) кле­точ­ное стро­е­ние рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов 2) на­ли­чие ис­ко­па­е­мых остат­ков 3) вы­ми­ра­ние одних видов и об­ра­зо­ва­ние новых 4) вза­и­мо­связь рас­те­ний и окру­жа­ю­щей среды   Ответ: ______________________.

 

Еди­ный ап­па­рат био­син­те­за белка   1) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть и ри­бо­со­мы 2) ми­то­хон­дрии и кле­точ­ный центр 3) хло­ро­пла­сты и ком­плекс Голь­д­жи 4) ли­зо­со­мы и плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на   Ответ: ______________________.  

 

В ос­но­ве роста лю­бо­го мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма лежит про­цесс   1) мейоза 2) митоза 3) оплодотворения 4) синтеза молекул АТФ   Ответ: ______________________.

 

При пар­те­но­ге­не­зе ор­га­низм раз­ви­ва­ет­ся из   1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) не­опло­до­творённой яй­це­клет­ки   Ответ: ______________________.  

 

Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве   1) мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные   Ответ: ______________________.

 

Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены и наследуются вместе?   1) один 2) три 3) два 4) четыре   Ответ: ______________________.

 

Чтобы усилить рост боковых корней у растений, необходимо:   1) окучивать растение 2) внести в почву минеральные удобрения 3) прищепить кончик у главного корня 4) внести в почву органические удобрения   Ответ: ______________________.

 

В мутуалистические отношения с деревьями вступают   1) трутовики 2) бактерии гниения 3) плесневые грибы 4) шляпочные грибы   Ответ: ______________________.  

 

Плод боб у   1) редиса 2) люцерны 3) табака 4) томата   Ответ: ______________________.  
В жизненном цикле томата преобладает   1) гаплоидная спора 2) гаметофит 3) диплоидное растение 4) спорангий   Ответ: ______________________.    
Мускулатура большинства внутренних органов человека образована   1) сухожилиями мышц 2) гладкой мышечной тканью 3) поперечнополосатой мышечной тканью 4) соединительной тканью   Ответ: ______________________.  
Для представителей какой группы животных характерна зубная система с дифференцированными зубами?   1) Млекопитающие 2) Пресмыкающиеся 3) Птицы 4) Рыбы   Ответ: ______________________.  
Моча здорового человека не содержит   1) солей аммония 2) белков и эритроцитов 3) минеральных солей 4) пигментов и мочевины   Ответ: ______________________.

 

Гемоглобин крови , принимающий участие в переносе кислорода и углекислого газа, содержится в   1) эритроцитах 2) фагоцитах 3) лимфоцитах 4) тромбоцитах   Ответ: ______________________.  

 

Энергетический обмен поставляет для реакций пластического обмена   1) белки 2) липиды 3) АТФ 4) углеводы   Ответ: ______________________.  

 

Начальным звеном обонятельного анализатора считают   1) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости 2) рецепторы, расположенные на языке 3) нервы и проводящие нервные пути 4) нейроны коры больших полушарий головного мозга   Ответ: ______________________.  

 

При появлении на коже сыпи необходимо   1) выпить антибиотик 2) обратиться к врачу 3) мазать высыпания раствором бриллиантового зелёного (зелёнкой) 4) пропить курс гормональных препаратов   Ответ: ______________________.  

 

Значение хромосомной теории Т.Моргана заключается в том, что она впервые   1) выявила типы хромосомных мутаций 2) установила правило единообразия гибридов 3) объяснила причины независимого наследования признаков 4) установила закономерности локализации и сцепления генов Ответ: ______________________.  

 

Заяц-беляк и заяц-русак принадлежат   1) к одному виду 2) к одной популяции 3) к разным отрядам 4) к разным видам Ответ: ______________________.

 

Развитие растений экосистемы луга в разные сроки - это приспособление к   1) совместному обитанию 2) сохранению влаги 3) использованию минеральных веществ почвы 4) поглощению углекислого газа   Ответ: ______________________.  

 

В симбиозе живут   1) человек и пиявка 2) печеночный сосальщик и корова 3) клубеньковые бактерии и горох 4) муха и венерина мухоловка   Ответ: ______________________.

 

Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение пищевой цепи, называют пирамидой   1) биомассы 2) энергии 3) численности 4) биоразнообразия   Ответ: ______________________.   Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у   1) хищников 2) древесных растений 3) травянистых растений 4) травоядных животных   Ответ: ______________________.   Верны ли следующие суждения о белках?   А. Все белки ферменты Б. Все ферменты белки   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   Ответ: ______________________.  
Ответом к заданиям 26–33 является последовательность цифр. Сначала впишите ответы в текст работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

   

 

В све­то­вую фазу фо­то­син­те­за в клет­ке за счет энер­гии сол­неч­но­го света   1) об­ра­зу­ет­ся мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния мо­ле­кул воды 2) про­ис­хо­дит син­тез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды 3) про­ис­хо­дит по­ли­ме­ри­за­ция мо­ле­кул глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем крах­ма­ла 4) осу­ществ­ля­ет­ся син­тез мо­ле­кул АТФ 5) энер­гия мо­ле­кул АТФ рас­хо­ду­ет­ся на син­тез уг­ле­во­дов 6) про­ис­хо­дит раз­ло­же­ние мо­ле­кул воды на про­то­ны и атомы во­до­ро­да

Ответ: ______________________.

 

 

 

Для зем­но­вод­ных, в от­ли­чие от пре­смы­ка­ю­щих­ся, ха­рак­тер­но   1) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние 2) на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние 3) от­кла­ды­ва­ние яиц в воду 4) раз­мно­же­ние на суше 5) раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом 6) раз­ви­тие без пре­вра­ще­ния   Ответ: ___________________________.  

 

Био­гео­це­ноз — это:   1) си­сте­ма, ко­то­рая со­сто­ит из от­дель­ных, не­вза­и­мо­свя­зан­ных ор­га­низ­мов; 2) си­сте­ма, ко­то­рая со­сто­ит из струк­тур­ных эле­мен­тов: видов и по­пу­ля­ций; 3) це­лост­ная си­сте­ма, спо­соб­ная к са­мо­ре­гу­ля­ции; 4) за­кры­тая си­сте­ма вза­и­мо­дей­ству­ю­щих по­пу­ля­ций; 5) от­кры­тая си­сте­ма, нуж­да­ю­ща­я­ся в по­ступ­ле­нии энер­гии извне; 6) си­сте­ма, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся от­сут­стви­ем био­ген­ной ми­гра­ции ато­мов.  
При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Установите соответствие между осо­бен­но­стя­ми оби­та­те­лей био­гео­це­но­за и их при­над­леж­но­стью к функ­ци­о­наль­ной груп­пе   ПРИМЕР ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества 1) продуценты В) поглощает неорганические вещества 2) консументы Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии - животная и растительная пища   Ответ: ___________________________.  

 

Установите соответствие между признаком и царством, для которого он характерен   ПРИЗНАК ЦАРСТВО А) все представители прокариоты Б) все представители эукариоты 1) бактерии В) могут делиться пополам 2) растения Г) есть ткани и органы Д) есть фото и хемосинтетики Е) хемосинтетики не встречаются   Ответ: ___________________________.

 

Установите соответствие между функцией отдела головного мозга человека и отделом, для которого эта функция характерна   ОТДЕЛ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА   А) регуляция непроизвольного дыхания 1) кора головного мозга Б) регуляция и контроль тонких движений 2) продолговатый мозг В) анализ зрительных раздражений Г) регуляция сердечно-сосудистой деятельности Д) различение звуковых сигналов Е) регуляция пищеварения   Ответ: ___________________________.  

 

Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой   ПРИМЕР ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА   А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) сокращается число растений клёна 1)движущий с короткими и очень длинными 2) стабилизирующий крыльями у плодов В) на фоне закопченных деревьев увеличивается число темных бабочек   Г) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет   Ответ: ___________________________.  
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

 

 

Установите последовательность этапов полового размножения у хламидомонады. 1. образование гамет (митоз) 2. сближение гамет (n + n) 3. прорастание зиготы (мейоз), выход спор (n) 4. взрослый организм — гаметофит (n) 5. зигота (2n), покой (спорофит, 2n) 6. слияние гамет 7. выход гамет Ответ: ___________________________.  
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

 

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

 

Укажите органы, выполняющие в организме человека выделительную функцию, и вещества, которые через них удаляются.

 

Что изображено на рисунке? Каким методом получено это изображение? Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами.

 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.   1) Между видами существует репродуктивная изоляция. 2) Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы. 3) Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалёнными разновидностями и видами. 4) Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5) Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6) Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.
       

 

Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц в стаи.  

 

От каких растений произошли мхи? Ответ обоснуйте. Почему мхи являются тупиковой ветвью эволюции и не заняли господствующего положения в растительном мире Земли? Ответ поясните.

 

Ука­жи­те число хро­мо­сом и ко­ли­че­ство мо­ле­кул ДНК в про­фа­зе пер­во­го и вто­ро­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния клет­ки. Какое со­бы­тие про­ис­хо­дит с хро­мо­со­ма­ми в про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния?  

 

Дигетерозиготную чёрную длинношёрстную самку морской свинки скрестили с коричневым короткошёрстным самцом. Доминантные гены (чёрная и длинная шерсть) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства. Каков характер наследования этих признаков? Каким законом Вы пользовались при решении задачи?   Система оценивания экзаменационной работы по биологии   Часть 1 За правильный ответ на каждое задание 1–25 выставляется 1 балл; за неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. За задания с кратким ответом на множественный выбор 26–28 2 балла выставляется, если указаны три верных ответа, 1 балл – за два верных или три верных и один неверный ответ, 0 баллов – во всех остальных случаях. За задания с кратким ответом на установление соответствия 29–32 2 балла выставляется, если указана верная последовательность цифр, 1 балл – если допущена одна ошибка, 0 баллов – во всех остальных случаях. За задание с кратким ответом на установление последовательности 33 2 балла выставляется, если указана верная последовательность цифр, 1 балл – если в последовательности цифр допущена одна ошибка, т.е. переставлены местами любые две цифры, 0 баллов – во всех остальных случаях.    
№ задания Ответ № задания Ответ
   

 

 

       

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

 

Укажите органы, выполняющие в организме человека выделительную функцию, и вещества, которые через них удаляются.  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Через легкие из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды. 2) Через потовые железы удаляются вода, не большое количество мочевины, солей. 3) Через почки происходит удаление конечных продуктов азотного обмена, солей, воды.  
Ответ включает три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

 

 

Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на во­про­сы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны клет­ки или на ри­сун­ке изоб­ра­же­на мик­ро­фо­то­гра­фия кле­ток или на ри­сун­ке изоб­ра­же­на во­до­росль. 2) Изоб­ра­же­ние по­лу­че­но ме­то­дом све­то­вой мик­ро­ско­пии. 3) Аль­тер­на­тив­ный метод – элек­трон­ная мик­ро­ско­пия. Све­то­вая мик­ро­ско­пия поз­во­ля­ет рас­смат­ри­вать живые объ­ек­ты и поз­во­ля­ет по­лу­чать цвет­ные изоб­ра­же­ния, но раз­ре­ша­ю­щая спо­соб­ность у све­то­вой мик­ро­ско­пии го­раз­до мень­ше, чем у элек­трон­ной.  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.   1) Между видами существует репродуктивная изоляция. 2) Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы. 3) Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалёнными разновидностями и видами. 4) Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5) Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6) Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция. ИЛИ Изоляция возникает между особями одной популяции. 2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше. 3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.  
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются
В ответе указаны одна–три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них
Максимальный балл 3

 

Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц в стаи.  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Многие формы поведения у птиц обусловлены инстинктами — сохраненными естественным отбором комплексами без условных рефлексов. 2) Весной у птиц начинает проявляться инстинкт размножения, поэтому они образуют пары. 3) Зимой образуют стаи тоже на основе инстинкта, который помогает легче находить пищу, защищаться от врагов и т. д.  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

 

 

Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) мхи произошли от зелёных водорослей, о чём свидетельствует наличие фазы тонкой ветвящейся зелёной нити, которая образуется при прорастании споры; этазелёная нить по своему строению напоминает водоросль; 2) у мхов плохо развиты проводящие ткани, нет корней, что ухудшает почвенное питание; 3) для оплодотворения мхам необходима вода.  
Ответ включает четыре–шесть из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре–шесть из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный, ИЛИ ответ включает один из названных выше элементов
Максимальный балл 3

 

 

Ука­жи­те число хро­мо­сом и ко­ли­че­ство мо­ле­кул ДНК в про­фа­зе пер­во­го и вто­ро­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния клет­ки. Какое со­бы­тие про­ис­хо­дит с хро­мо­со­ма­ми в про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния?  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) В про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния ко­ли­че­ство хро­мо­сом и ДНК от­ве­ча­ет фор­му­ле 2п4с. 2) В про­фа­зе вто­ро­го де­ле­ния фор­му­ла — п2с, так как клет­ка га­п­ло­ид­на. 3) В про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния про­ис­хо­дят конъ­юга­ция и крос­син­го­вер го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

 

Дигетерозиготную чёрную длинношёрстную самку морской свинки скрестили с коричневым короткошёрстным самцом. Доминантные гены (чёрная и длинная шерсть) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы вероятного потомства. Каков характер наследования этих признаков? Каким законом Вы пользовались при решении задачи?  
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Схема решения задачи включает: 1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: черная длинношерстная самка AaBb, коричневый короткошерстный самец — aabb; 2) ге­но­типы F1 — AaBb – черн.длин, aaBb – коричн,длин., Aabb - черн.короткошер., aabb – коричн.короткош; 3) Анализирующее скрещивание 3) признаки окраски и длины шерсти наследуются независимо; 3 закон Т. Моргана.  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!