Раздел 2. Возрастная психология развития.




Программа ГЭК по психологии (2017/18 уч. год)

Раздел 1. Психология человека, история психологии.

  1. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы её развития. Составные элементы (строение) современной психологии.

Характеристика явлений, изучаемых психологией. Понятие о психике. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Житейская и научная психология. Характеристика психологии как науки: ключевые проблемы, цели, задачи. Значение психологических знаний. Место психологии в системе наук.

  1. Методология и методы научной психологии.

Понятие методологии науки, уровни и формы методологии. Методологическое знание в структуре психологического знания. Функции методологии. Основные методологические проблемы психологии. Состав и структура, специфика психологического знания. Психологические теории. Методы: их разновидности.

 

  1. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

Представления о личности в отечественной психологии. Особенности отечественных теорий личности. Системная модель человекознания Б.Г. Ананьева; психология отношений В.Н.Мясищева; представление об установке в теории Д.Н. Узнадзе; модели структуры личности в работах К.К. Платонова.

 

  1. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: ключевые понятия и основные её положения.

Возникновение научной школы Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция: основные положения (общественно-историческая природа сознания, понятие «высшие психические функции», их структура и генезис). Развитие идей в отечественной психологии.

 

  1. Деятельностный подход в отечественной психологии: ключевые понятия и основные положения.

Школа С.Л.Рубинштейна (понятие деятельности, принцип единства сознания и деятельности, классификация видов деятельности, структура деятельности, структура личности). Развитие идей деятельностного подхода: К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Деятельность как методологический принцип, общее понятие о деятельности, её видах.

 

  1. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития.

Бихевиоральное направление в психологии. Личность в бихевиоральном подходе. Определение и основные постулаты научающе – бихевиорального направления; теория классического обусловливания (И.П. Павлов, Д.Б. Уотсон); теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера; развитие идей бихевиорального направления в трудах А. Бандуры.

  1. Психоаналитический подход в психологии. Понимание личности в психоаналитическом подходе.

Психоаналитический подход в психологии. Понимание личности в психоаналитическом подходе. Определение и основные идеи психоанализа; классический психоанализ З. Фрейда; аналитическая теория К.Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; социокультурная теория К. Хорни.

 

  1. Гуманистическая психология: история возникновения и ключевые положения

История становления гуманистической психологии. Взгляд на природу человека. Концепция самоактуализации, пирамида потребностей А. Маслоу; личностно-центрированная теория К. Роджерса.

 

  1. Эмоции и чувства: адаптивные функции и научные теории эмоций.

Понятие «эмоции». Эмоциональное реагирование: компоненты, характеристики, виды и функции. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и их характеристика. Эмоциональность: динамические и содержательные особенности эмоциональности. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность. Методы изучения эмоций.

 

  1. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов.

Феномен «темперамента»: история его изучения. Конституционная теория темперамента Э. Кечмер, концепция типов телосложения У. Шелдона. Исследования И.П. Павлова. Склад личности: экстраверсия/интроверсия К.Г. Юнга, невротизм Г. Айзенка.

 

  1. Психология способностей и интеллекта: определение, структура, уровни.

Понятие общих способностей и интеллекта; объяснительные подходы к интеллекту; теории интеллекта; психометрические модели интеллекта: монофакторные и полифакторные подходы; структура свойств интеллекта; измерение интеллекта. Развитие интеллекта; генетические и средовые факторы в развитии интеллекта

 

 

Раздел 2. Возрастная психология развития.

  1. Возрастная психология как научная отрасль психологии.

Феномен «возраста». История становления возрастной психологии. Предмет, задачи возрастной психологии. Отросли науки, смежные возрастной психологии. Методологические основы возрастной психологии: отечественной, зарубежной.

 

  1. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития.

Закономерности, движущие силы и условия психического развития. Группы периодизаций психического развития по различным критериям в зарубежной психологии. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Концепция психического развития А. Валлона. Эпи-генетический принцип развития Э. Эриксона.

 

  1. Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста (от рождения до 7 лет).

Особенности психического развития в младенческом возрасте. Специфика социальной ситуации развития младенца. Социальное, моторное, когнитивное развитие младенца. Основные новообразования младенческого возраста. Особенности психического развития в раннем детстве. Развитие предметных действий, общения. Умственное развитие детей и развитие речи. Психическое развитие дошкольника. Особенности развития речи, памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, сенсорной сферы дошкольника. Развитие личности и общения.

 

  1. Психическое развитие младшего школьника.

Границы и социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Понятие психологической готовности к обучению в школе. Учебная деятельность: содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Мотивация учения. Психическое развитие младших школьников. Развитие личности Особенности общения с взрослыми и сверстниками.

 

  1. Психическое развитие подростка. Основное содержание подросткового периода развития.

Подростковый возраст и пубертатный период развития. Кризис подросткового возраста. Учебная деятельность и мотивация учения. Развития личности подростка. Общение со сверстниками. Особенности общения со взрослыми.

 

  1. Психическое развитие в юношеском возрасте.

Понятие юности. Границы и этапы юности. Центральная характеристика ранней юности. Психологическая готовность к самоопределению. Развитие самосознания, формирование идентичности, личностной рефлексии. Нравственное развитие. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте. Общение со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: