Политические отношения России и Казахстана




 

Как известно, в декабре 1991 года прекратил свое существование СССР. На его большой территории образовались новые независимые государства, которые стали проводить самостоятельную внешнюю политику, развивая контакты друг с другом.

Так, например, 22 октября 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Кроме этого, в системе внешнеполитических приоритетов современного Казахстана Россия занимает особое место ведущего стратегического партнера.

Подтверждением этому являются слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева: «Разумеется, в отношениях Казахстана с Россией бывают и проблемы, и они не всегда просты.

И в этом нет ничего необычного. Подобное происходит во взаимоотношениях между любыми государствами. Но я уверен, что они преодолимы и всегда будут преодолеваться, поскольку оба государства стремятся не к противоборству, а к сотрудничеству. Взаимное доверие отвечает интересам наших народов и государств» [1].

Вследствие этого, глубокое осмысление и анализ этапов становления полноценных межгосударственных отношений Казахстана и России, с учетом того, что этот процесс продолжает развиваться, можно определить как актуальное и значимое научное направление.

Итак, проблематика зарождения и развития межгосударственных отношений, вхождения их в международное сообщество все более активно исследуется современными авторами обоих стран. Например, в России в настоящий момент существует немало различных казахстановедческих подразделений (центров, отделов, секторов, групп и т.д.).

Они есть, в частности в Институте Востоковедения РАН, в Институте этнологии и антропологии РАН, в Институте стран СНГ.

Нельзя не указать в этой связи и деятельность Центрально-азиатского агентства политических исследований, Алтайского центра востоковедных исследований, Российского института стратегических исследований, Института научной информации по общественным наукам РАН, Московского центра Карнеги, Восточного гуманитарного института, Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ и т.д.

Естественно свое широкое развитие казахстановедение получило и в Казахстане (Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Институт истории государства КН МОН РК, Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Институт современных исследований ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Институт евразийской интеграции и т.д.)

Вместе с тем, точка зрения казахстанского руководства на события и процессы, развивающиеся между Казахстаном и Россией, отражены в книгах Президента Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «Критическое десятилетие», «Казахстанский путь» и в других. Период развития внешнеполитической деятельности Казахстана как независимого государства в настоящее время активно изучается отечественными учеными.

Например, первым шагам дипломатической деятельности Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, а также процессам суверенизации Казахстана посвящена работа К.В. Жигалова и Б.К. Султанова «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: Хроника деятельности (1 декабря 1991 – 31 мая 1993)», изданная в Алматы в 1993 году. Докторская диссертация казахстанского политолога Р.М. Калиевой «Международная деятельность Республики Казахстан на современном этапе», защищенная в 1993 году в Москве, является фундаментальным исследованием по внешней политике Республики Казахстан. Автор выявляет особенности международной деятельности Республики Казахстан в 1990–1992 гг. и формулирует цели и принципы ее дипломатии в стремительно меняющихся геополитических условиях.

Важной частью данной работы является анализ взаимодействия Казахстана и России.

Далее, в своей работе «Казахстанско-российские отношения в 90-е годы XX века: опыт, проблемы, перспективы», изданной в Москве в 2004 году д.и.н. О.А. Курамысов исследовал контакты, формы и содержание международного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в политической, экономической, военной, гуманитарной, социальной и культурной областях в 90-е года XX века.

Авторы историко-хрестоматийного очерка «Россия - Казахстан: история взаимоотношений и современность» д.и.н. Б.Ғ. Аяған и к.и.н. А.Н. Кашкимбаев, опираясь на широкий круг источников, анализируют взаимоотношения Казахстана и России по различным направлениям, отводя значимую роль территориальному фактору.

При этом делают упор на историческое осмысление данных взаимоотношений, как в ретроспективе, так и на современном этапе. Так, например, авторы подмечают: «Отношения между Казахстаном и Россией, берущие начало из глубины веков, относятся к категории наиболее сложных.

Процесс, начавшийся несколько веков назад, претерпевает сегодня множество изменений, которые нельзя отнести к косметическим. Большинство аналитиков современности склоняются к тому, что от прозрачности казахстанско-российских отношений во многом зависит не только процесс интеграции на постсоветском пространстве, но и будущность связей этих государств с мировым сообществом» [2].

Большой фактический материал по истории казахстанско-российских отношений собран в трудах доктора политических и экономических наук Т.А. Мансурова, который на основе личных наблюдений исследовал развитие процесса становления двухсторонних отношений, проанализировал положение стран в интеграционных процессах и в создании СНГ.

Например, в его монографии, вышедшей в 1997 году в Москве «Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического пространства» исследуются масштабные и многоплановые процессы, происходящие в политических, экономических, гуманитарных и других отношениях Республики Казахстан и Российской Федерации.

Интересна еще одна его работа «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь: к 20-летию Евразийского проекта. 1994-2014», изданная в Москве в 2014 году, в которой последовательно раскрывается историческая роль Евразийского проекта Н.А. Назарбаева как ключевого инструмента эффективного экономического и социального развития, открывающего перед постсоветскими странами новые возможности и перспективы.

Также под редакцией Т.А. Мансурова вышел сборник документов и материалов «Казахстанско-Российские отношения. 1991-2000 годы», в котором представлены разнообразные материалы о межгосударственных отношениях Казахстана и России, охватывающие все сферы двустороннего политического, экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества в период с 1991 г. по 2000 г. [3].

Касательно, российских исследователей, так или иначе занимающихся изучением политических процессов в Казахстане, а также затрагивающих в своих работах проблемы российско-казахстанских отношений характерно свое концептуальное восприятие казахстанских реалий.

Работы, посвященные российскими исследователями Казахстану - их немало, например, Трифонов И.А., Королев А.А. «Российско-казахстанские отношения в 90-е годы XX столетия: экономический и геополитический аспекты» (2003), Мещеряков К.Е. «Эволюция внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии в 1991–2012 гг.» (2014), Вовк И.Г. «Этапы развития казахстанско-российских отношений в первое постсоветское десятилетие» (2007) и т.д.

Отметить нужно коллективную работу Российского института стратегических исследований под названием «Казахстан: реалии и перспективы независимого развития», являющуюся одной из немногих попыток комплексного подхода к теме Казахстана и казахстанско-российских отношений, претендующую на концептуальное осмысление политико-экономической ситуации в республике Казахстан.

Переработав значительный объем информации, российские исследователи пытаются дать обстоятельную картину жизни Казахстана и представить на страницах сборника новые ценные информационно-справочные материалы по различным проблемам экономики и политики Казахстана.

Эта работа, вышедшая под редакцией E.M. Кожокина, который в числе первых применительно к российско-казахстанским отношениям использовал термин «стратегическое партнерство», охватывает вопросы экономических, военных, политических, этнических и конфессиональных характеристик нашей страны [4].

Таким образом, при сравнении отечественной и российской историографии становится очевидным, что одни и те же события и процессы освещаются с помощью различных систем ценностей и приоритетов, символизирующих до известной степени различия социально-политических доктрин и национальных интересов постсоветских государств. Вместе с тем, историография не исчерпывается указанными здесь авторами и трудами.

Специалистов, которые, так или иначе, пишут о современных процессах в Казахстане и в России не так уж мало (в их числе экономисты, этносоциологи, специалисты по международным отношениям), в данном случае была предпринята попытка сделать краткий обзор.

В целом, оценивая степень научной разработанности темы развития казахстанско-российских отношений после обретения независимости, важно отметить достаточную проработанность и в казахстанской и в российской научной литературе проблематики межгосударственных отношений новых независимых государств, и все более возрастающий интерес казахстанских и российских исследователей к теме двусторонних взаимоотношений Казахстана и России.

Политические отношения — слишком сложная тема, чтобы отразить ее в разделе доклада, поэтому мы ограничимся схематическим описанием и выделим наиболее важные проблемы.

Двусторонние казахстанско-российские отношения можно поделить на следующие уровни:

1. На уровне глав государств. Как постоянно отмечают известные российские эксперты, Нурсултан Назарбаев является одним из двух иностранных политиков, к которым прислушивается Владимир Путин. Нурсултан Назарбаев часто выступает в качестве посредника для Владимира Путина в сложных и деликатных ситуациях, вроде выстраивания отношений с Турцией или в ситуации по Сирии. Лидеров двух стран связывает искренняя дружба и высокий уровень личного доверия.

2. На уровне правительств. Действует Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией и входящие в ее состав восемь подкомиссий в сфере межрегионального и приграничного, военно-технического, межбанковского и инвестиционного сотрудничества, в области промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса, науки и новых технологий, совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

3. На уровне парламента. Сотрудничество в последние годы несколько снизилось.

Однако в 2018 году Государственная дума России сделала упор на парламентскую дипломатию, и в мае состоялся первый за 10 лет визит депутатов Мажилиса (нижняя палата парламента Казахстана) в Государственную думу (Нурлан Нигматулин встретился со спикером Госдумы РФ. 24.05.2018).

4. На уровне политических партий. Многие из казахстанских партий имеют партнеров в России, как правило, совпадающих по политической ориентации (Нур Отан и Единая Россия, ОСДП и Справедливая Россия, КНПК и КПРФ и т.д.)

5. На уровне регионов.

Это, как правило, касается приграничных регионов, они постоянно взаимодействуют и имеют специальные меморандумы о сотрудничестве. Там взаимодействие имеет сильную экономическую и социальную основу, подкрепленную вниманием глав регионов.

6. На уровне экспертных центров и экспертов идет постоянный обмен мнениями, участие в совместных проектах и написание работ. Личные контакты экспертов позволяют постоянно обмениваться мнениями в рабочем порядке.

7. На уровне простых граждан происходит постоянное взаимодействие в виде поездок, обмена информацией, совместной работы и т.д. (подробней об этом сказано в разделах 3 и 4.3)

Однако надо понимать, что взаимодействие на разных уровнях неравноценно и осуществляется с разной интенсивностью. Лучше всего взаимодействие отстроено на уровне лидеров государств и простых граждан.

Хорошее взаимодействие существует на уровне экспертов и приграничных регионов. Правда в том, что на сегодня для экспертов обеих стран нет заказа на систематическое изучение собственно российско-казахстанских отношений и мониторинга социально-политической ситуации у страны-соседа.

На уровне политических партий, парламента и правительств взаимодействие слабое. А вот на уровне ассоциаций бизнеса вроде Национальной палаты предпринимателей и Торгово-промышленной палаты России взаимодействия фактически нет, видимо, частично из-за конкуренции, частично из-за проблем, описанных в разделе 6.3.

Образно говоря, если представить российско-казахстанские отношения в виде леса, то он весьма своеобразен: в нем есть очень высокие деревья-патриархи и никакого собственно леса и подлеска. За гигантами сразу идут кустарники и трава, а вот деревьев среднего размера практически нет или они очень редки.

Это является значительной проблемой, которую надо решать на государственном уровне.

Также российско-казахстанские отношения служат немаловажным для внутренней российской политики фактором — от них в определенной доле зависят и межнациональные отношения с татарами, башкирами, казахами, ногайцами, якутами, бурятами и рядом других тюркских этносов, которые чувствуют свою этническую, религиозную и историческую связь с Казахстаном.

Казахстан и Россия совместно входят в следующие объединения:

1. Содружество независимых государств

2. Зону свободной торговли Содружества независимых государств

3. Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, Таможенный союз

4. Организацию Договора о коллективной безопасности

5. Шанхайскую организацию сотрудничества

6. Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе

7. Организацию объединенных наций.

В основном Казахстан и Россия выступают в данных интеграционных форматах как партнеры и союзники. Но надо понимать, что, несмотря на ожидания некоторых политических сил в России, Казахстан имеет свои национальные интересы и свое видение международной политики, поэтому его мнение может иногда расходиться с мнением России. В настоящее время в Москве нет особого понимания признаков отличия союзников от сателлитов. В любом случае наличие надежных союзников в нынешних условиях не позволяет сделать из России страну-изгоя, что тоже немаловажный фактор в международных отношениях.

У России в Казахстане имеется посольство в Астане и генеральные консульства в Алма-Ате, Уральске и Усть-Каменогорске. У Казахстана в России есть посольство в Москве, генеральные консульства в Санкт-Петербурге и Казани и консульства в Астрахани и Омске.

Отдельно надо остановиться на послах — так как именно они отражают то внимание, которое МИД оказывает стране-соседу.

Если говорить о после России в Казахстане, то Алексей Бородавкин — это классический кадровый дипломат советской школы, стаж работы послом которого составляет уже около 14 лет, а стаж работы в МИД — 43 года. Однако отметим характерный для подавляющего большинства российских послов в постсоветских странах довольно солидный возраст посла — ему сейчас 68 лет.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Бородавкин

Биография Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Казахстан Алексея Николаевича Бородавкина (Сайт посольства РФ в РК. Биография посла):

Указом президента Российской Федерации от 7 февраля 2018 года № 57 назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Казахстан.

Родился в 1950 году в Москве.

Образование высшее: в 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Владеет английским и китайским языками.

Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, присвоенный в сентябре 2004 года.

На дипломатической службе — с 1975 года. Работал на различных должностях в центральном аппарате Министерства иностранных дел России и за рубежом. С 1999 по 2002 год — директор Четвертого департамента СНГ. С 2002 по 2004 год — посол России в Словакии.

С 2004 по 2008 год — постоянный представитель России при ОБСЕ в Вене, Австрия. С 2008 по 2011 год — заместитель министра иностранных дел России. С 2011 по 2018 год — постоянный представитель России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве, Швейцария, а также постоянный представитель России на Конференции ООН по разоружению и глава российской делегации в Совете по правам человека ООН.

Награды — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орден Почета, Орден Дружбы, Почетная грамота президента Российской Федерации, благодарности президента Российской Федерации.

Посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов — не кадровый дипломат, а крупный государственный деятель. Это политический тяжеловес, занимавший самые высокие посты в чиновничьей иерархии Казахстана. Ему 62 года.

Биография Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Российской Федерации Имангали Нургалиевича Тасмагамбетова (Посольство РК в РФ. Биография посла):

Родился 9 декабря 1956 года в селе Новобогат Махамбетского района Гурьевской области.

В 1979 году окончил естественно-географический факультет Уральского педагогического института имени А. С. Пушкина по специальности «Учитель географии и биологии».

Активную позицию в общественно-политической жизни проявил, работая на ответственных должностях: первого секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана (1989 год) и председателя Государственного комитета Республики Казахстан по делам молодежи (1991 год).

С 1993 года — помощник президента РК;

С 1995 года — заместитель премьер-министра РК;

С 1997 года — заместитель премьер-министра — министр образования и культуры РК;

С 1997 года — заместитель руководителя Администрации президента РК — заведующий организационно-контрольным отделом Администрации президента РК;

С 1998 года — первый помощник президента РК;

С 1999 года — аким (губернатор) Атырауской области;

С декабря 2000 года — заместитель премьер-министра РК;

С 2002 года — премьер-министр РК;

С 2003 года — государственный секретарь РК;

В 2004 году был назначен руководителем администрации президента РК;

С декабря 2004 года по апрель 2008 года — аким (мэр) города Алма-Аты;

С апреля 2008 года по октябрь 2014 года — аким (мэр) города Астаны;

22 октября 2014 года указом президента РК назначен министром обороны РК;

13 сентября 2016 года указом президента РК назначен заместителем премьер-министра РК;

3 февраля 2017 года указом президента РК назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Российской Федерации.

Дипломатический ранг — Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Исходя из биографий послов, можно еще раз подтвердить гипотезу о том, как расценивают стороны взаимные отношения:

— Со стороны Казахстана в качестве посла присылают обычно не кадрового дипломата, а одного из политических тяжеловесов, который имеет прямой выход на президента и обладает большим влиянием даже вне контекста своей должности. Посол Казахстана в России имеет обычно довольно большое пространство для политического маневра.

— Со стороны России в Казахстан, как и в большинство стран СНГ, присылают обычно кадрового дипломата пенсионного или предпенсионного возраста, который действует сугубо в отведенных ему рамках. А они у российских послов довольно узкие — основную нагрузку несет центральный аппарат МИД или другие ведомства.

Отдельно надо сказать о небольшом казахстанском феномене — дело в том, что до сих пор ни разу послом Казахстана в России не был кадровый дипломат, туда всегда отправлялись политики высокого уровня. И, как показывает практика, это было для них не ссылкой, а лишь этапом карьеры или рокировкой (Шибутов М. М. Страны Туркестана и Россия: личности послов как маркер приоритетов. 28.08.2017). Это видно просто по перечислению должностей, которые они занимали до или после пребывания в должности посла:

— Таир Мансуров — ранее генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества, сейчас член коллегии Евразийской экономической комиссии

— Алтынбек Сарсенбаев — был секретарем Совета безопасности и министром

— Крымбек Кушербаев — был вице-премьером, сейчас аким (губернатор) Кызыл-Ординской области

— Жансеит Туймебаев — сейчас аким (губернатор) Туркестанской области

— Нуртай Абыкаев — был руководителем администрации президента, председателем сената и т.д.

— Адильбек Джаксыбеков — в настоящий момент руководитель администрации президента

— Заутбек Турисбеков — ранее был министром внутренних дел

— Галым Оразбаков — ранее министр индустрии и торговли

— Марат Тажин — сейчас первый заместитель руководителя администрации президента.

Почему же Казахстан всегда отправляет послами в Россию таких значимых людей? На наш взгляд, тут дело не только в высоком уровне взаимодействия, но и в том, что у этнических казахов были очень слабые лоббистские позиции в Москве — как и при СССР, так и уже в Российской Федерации. Образно выражаясь, для Казахстана в России нет никаких потенциальных Алишеров Усмановых, то есть видных представителей региональной диаспоры. По этой причине Астана делает основную ставку именно на официальный дипломатический канал.

Еще одной веской причиной, по-видимому, служит малое кадровое представительство этнических казахов в Москве, как в период СССР, так и позже. Не секрет, что население Москвы во многом формировалась политическими волнами — армяне, евреи в 20-е годы, грузины в 30-е годы, в 60-е и позже украинцы и особенно выходцы из Днепропетровска. Но казахской кадровой волны на Москву как не было, так и нет.

 


Глава 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: