Участвуют старшие коллективы (или их представители) и младшие коллективы.
Руководящий орган или «совет дела» из представителей старших и младших коллективов выбирает 2— 4 творческих дела, которые будут осваиваться младшими под руководством старших. Старшие передают свой опыт и вместе с тем закрепляют его и обогащают. При этом возможны такие варианты «школы-путешествия» по выбранным делам:
а) «От каждого коллектива — на каждую станцию». Старшие ребята (и взрослые) устраивают несколько «станций», на каждой из которых будет осваиваться одно коллективное творческое дело; каждый из младших коллективов создает столько делегаций, сколько устроено «станций»; в назначенное время на «станциях» собираются делегации из всех младших классов; старшие ребята и их взрослые друзья проводят с созданными объединениями «свои» творческие дела, выступая и в роли ведущих, и в роли советников (тренеров, капитанов команд).
б) «У каждой вертикали — свои станции». Создается 1—2 «станции» для ребят из классов «а» (например, от 4-а до 7-а) и столько же станций для ребят из классов «б». Каждый классный коллектив посылает свои делегации на «станции» своей «вертикали». Одновременно происходит овладение творческими делами на всех станциях (как в предыдущем варианте). В последующие, месяцы ребята (и их старшие друзья) из классов «а» проводят те дела, которым они научились на своих станциях, и у себя, и с младшими ребятами (если возможно), и вместе с параллельными классами «б». А классы «б» передают свой опыт друзьям из классов «а». Этот вариант особенно важен для развития дружеских отношений, взаимной заботы между параллельными классами.
в) «Микроколлективами — несколько этапов». Создается несколько станций (до 10), каждый микроколлектив проходит последовательно через 2—3 станции, действуя на каждой из них в течение этапа (примерно 80—90 минут). График «школы-путешествия» должен быть составлен так, чтобы на каждой станции встречались и действовали вместе 3—4 микроколлектива из разных классов (отрядов).
|
Таким образом, каждый микроколлектив приносит в свой класс (отряд) опыт проведения 2—3 творческих дел, и сможет стать в последующем организатором этих дел в своем коллективе и с младшими, а всего класс (отряд) обогатится опытом 6—9 творческих дел, если состоит из трех микроколлективов (звеньев).
Этот вариант «школы-путешествия» можно использовать на дружинном сборе-слете, на лагерном сборе.
Советы организаторам
— Проводите смотры дружбы в дни, предшествующие коллективному планированию (составлению плана жизни коллектива на новый период), чтобы обогатить «копилку» творческих дел, из которой черпают ребята и их старшие друзья.
— В любом варианте смотр дружбы может быть украшен праздничными, торжественными моментами (линейка с приветствиями, творческие рапорты и т. п.), но они должны лишь помогать созданию дружеской, деловой, непринужденной обстановки взаимного обучения, общего поиска.
— Взрослые друзья ребят участвуют вместе с ними (и впереди них!) во всех этапах смотра дружбы и в передаче опыта своего коллектива, и в изучении опыта других, и в коллективном размышлении — поиске лучших решений на будущее. А главное — вместе с ребятами заботятся о том, чтобы все ценное, полученное на смотре, вошло в жизнь.
|
Смотр дружбы — отличное средство общей заботы старших и младших о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОРУЧЕНИЙ (ЧТП) — один из приемов коллективной организации жизни; представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел — трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, — которые выполняются по очереди каждым первичным (или микро-) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.
Такие традиционные (постоянные) поручения могут выполняться в классном коллективе микроколлективами.
Общий сбор коллектива (а в большой школе—слет делегатов классных коллективов) решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок — например, на полгода или на год (при этом количество таких дел должно совпадать с количеством первичных или микрокеллективов, которые будут выполнять эти дела), когда будет происходить чередование, «обмен» постоянными делами-поручениями между первичными (микро-) коллективами, например каждую неделю или раз в две недели (а в лагере или в походе, может быть, каждые два или три дня), в каком порядке будут обмениваться первичные (микро-) коллективы этими делами-поручениями, например по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию.