ОРГАНИЗАТОРСКИЕ КТД
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — творческое организаторское дело, означает участие каждого члена коллектива в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, вразработке конкретного плана таких дел.
Коллективное планирование — школа ответственности и заботы, школа самовоспитания и обучения каждого важнейшим организаторским умениям, прежде всего — умению строить личную и общую радостную перспективу — ближнюю, среднюю, дальнюю.
Варианты и приемы коллективного планирования
1. Перспективное планирование, которое может включать в себя:
— поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далеким друзьям, в том числе таких дел, подготовка к которым будет продолжаться долгое время (например, зимний лагерный сбор, летний поход-путешествие или гайдаровский рейд), и постоянных дел-поручений, по очереди выполняемых микроколлективами (см. памятку «Чередование традиционных поручений»);
— поиск и выбор героя или героев коллектива, жизнь которых будет изучаться всеми членами коллектива, образ которых будет примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании, память которых коллектив будет свято чтить;
— поиск и установление обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например ритуала ежемесячной смены командиров микроколлективов, открытия и закрытия общего сбора, почета символов коллектива.
Перспективное планирование может происходить после создания коллектива, на первом общем сборе — рождении коллектива (см. памятку «Сбор — рождение коллектива»), на общем сборе-старте в начале нового учебного года, после приезда в лагерь, перед походом, в начале нового года жизни коллектива—после праздника Дня его рождения (см. памятку «Общий сбор»).
|
Для того, чтобы каждый член коллектива действительно стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:
— конкурс между первичными (микро-) коллективами на лучшие предложения о жизни нашего коллектива;
— анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»;
— специальная газета-молния (см. памятку);
— закрытый конкурс на лучшие предложения о жизни коллектива, в котором могут принять участие все желающие, ребята и взрослые, лично или с товарищами, причем каждый автор (или группа авторов) подает свои предложения в пакете под девизом вместе с другим запечатанным пакетом, в котором раскрывается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).
2. Составление плана общих дел коллектива на очередной срок, например на месяц, на период школьного года (на осень, зиму и т. п.), на неделю (в лагере).
Происходит на общем сборе-старте или на Большом общем сборе (см. памятку «Общий сбор»).
Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив или отдельные первичные (микро-) коллективы — по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, например на месяц или на период школьного года), или специальный «совет дела» (штаб, комиссии и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечающий за подготовку и проведение данного дела, или командир сводного отряда.
|
Вот примерная схема такого плана общих дел, составленного общим сбором:
«Наши дела | (осенью)» | ||||
Для кого сделаем? | Что сделаем? (коллективные творческие дела) | Кто участвует? | С кем вместе сделаем? | Кто организует? | Когда и где сделаем? |
I.Для своего коллектива (школы, класса) II. Для окружающих людей, для родного края III.Для далеких друзей | ■ |
Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником такого календарного планирования, можно использовать следующие приемы коллективной организаторской деятельности:
— «гайдаровскую разведку» (см. памятку) или «общую разведку дел и друзей» с такими «маршрутами», как «родная школа», «окружающая жизнь», «семья и родные», «далекие друзья», «газеты и журналы ДОО», молодежные радио-телепередачи; при этом лучше всего, если в разведку идут все микроколлективы со своими старшими друзьями, такая разведка может длиться несколько дней;
— конкурс между первичными (микро-) коллективами на лучшие предложения к плану или закрытый (под девизами) конкурс всех желающих (см. выше);
— выпуск газеты-молнии с вопросами-задачами и копилкой предложений.
3. Разработка плана отдельного, наиболее важного, трудного или нового дела всеми членами коллектива; происходит на специальных общих сборах-стартах.
При этом руководитель коллектива может заранее (или на самом сборе) рассказать о значении и особенностях данного дела, о возможных вариантах его проведения; затем идет работа (на самом сборе — в течение 15—30 минут — или предварительно) по первичным (микро-) коллективам, например по звездочкам или звеньям, где каждый высказывает свои пожелания и готовится коллективное предложение об этом деле (как лучше его провести) или свой проект этого дела; наконец, происходит смотр предложений или проектов, их защита, обсуждение, сообща отбираются самые удачные или создается объединенный проект, составляется план предстоящего дела.
|
Каждый член совета коллектива или «совета дела» организует работу своего микроколлектива по осуществлению разработанного сообща плана. Собираясь на совет, представители микроколлективов координируют их усилия, договариваются о совместных, действиях, решают возникающие по ходу работы вопросы.
Советы организаторам
— В период подготовки к общему сбору — во время «Общей разведки дел и друзей», конкурса на лучшие предложения и т. д. — взрослые члены коллектива, его руководители и друзья помогают микроколлективам (лучше «по секрету»), устраивают их сборы «в гостях» (дома), подсказывают маршруты разведки, советуют провести те или иные дела (на выбор!), подбадривают, поддерживают и помогают развить предложения, возникающие у самих ребят.
— На самом общем сборе взрослые действуют как заинтересованные, увлеченные общим поиском участники коллективного планирования — ив качестве ведущих, и в составе микроколлективов: помогают ребятам сравнивать различные варианты, учат ставить друг другу вопросы (Например, во время «защиты проектов»), отбирать наиболее подходящие решения, кратко обобщать результаты обсуждения, формулировать решения.
— Во время текущей работы по осуществлению задуманного очень важно учить ребят (и прежде всего личным примером!) подходить к этой работе как к выполнению общего решения, как к заботе о своем коллективе, о его чести. С этих позиций должен вестись контроль за выполнением плана самими ребятами вместе с их старшими друзьями, (например, советом коллектива или дежурным микроколлективом, (см. памятку «Чередование традиционных поручений»), предъявляться требования, даваться оценка действиям отдельных членов коллектива и первичных (микро-) коллективов.
— Нельзя забывать, что коллективное планирование происходит тем успешнее, чем активнее все члены коллектива обсуждают свой собственный опыт (например, на общих сборах-«огоньках» или на Больших общих сборах), извлекают из него уроки на будущее, а также чем вдумчивее они знакомятся с опытом других коллективов, сравнивают этот опыт со своим,учатся и на успехах, и на ошибках (см. памятку«Смотр дружбы»).
— Составляя план воспитательной работы, педагог — руководитель коллектива — намечает систему своих собственных действий, направленных, в частности, на то, чтобы обеспечить активное участие каждого воспитанника в коллективном планировании общих дел.
ОБЩИЙ СБОР — высший орган коллектива, обсуждающий и решающий важнейшие вопросы его жизни.
Правильно организованный общий сбор — незаменимое средство взаимного воспитания и самовоспитания, в особенности развития чувства ответственности за общее дело, за свой коллектив, за свои личные действия и поступки. Общий сбор открывает широкий простор для коллективного творчества, сплочения ребят и их старших друзей, формирования идейной убежденности, сознательной дисциплины, организаторских способностей, умения строить перспективу, планировать, искать и находить решение жизненно важных задач, отстаивать правильное решение и признавать правоту товарищей, оценивать дела, поступки, личные качества товарищей и свои собственные.
Примерные варианты общего сбора
Сбор — рождение коллектива.
Оформляет «лицо» коллектива: обсуждает и решает вопрос о названии коллектива (и микроколлективов), девизе, эмблеме, песне-гимне, традиционных праздниках и т. д. (см. памятку «Сбор — рождение коллектива»).
Общий сбор-старт.
Здесь происходит либо перспективное планирование жизни коллектива, либо составляется план общих дел коллектива на очередной срок, например на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и т. д.), либо разрабатывается план предстоящего творческого дела (см. памятку «Коллективное планирование»).
Общий сбор - «огонек».
Обсуждается проведенное коллективное творческое дело («по горячим следам») или жизнь коллектива за какое-то время, например за месяц (в классном коллективе) или за Период два-три месяца или за день— в походе, на лагерном сборе и т. д., а также опыт других коллективов (см. памятку «Смотр дружбы»). Целесообразно вести обсуждение по трем вопросам такого типа: 1) что было хорошо? что удалось? понравилось? и почему?; 2) что не получилось? было плохо? не понравилось? и почему?; 3) что предлагаем на будущее?