СКОЛЬКО ЖЕ РАКААТОВ ТАРАВИХ?
Введение
С именем Аллаха милостивого в этом мире ко всем, и лишь к уверовавшим в судный день!!!
Мир и благословение последнему пророку и посланнику Аллаха, Мухаммаду!
А затем:
По причине большого разногласия среди простых мусульман, и отсутствия понимания шариатских текстов с их стороны, распространилось такое новшество как отрицание 20 ракаатов таравих намаза….некоторые называют это (выстаивание 20 ракаатов) явно - «новшеством», и соответственно порицают тех кто выстаивает 20 ракаатов, и естественно не молятся с ними и разделяют джамаат мусульман, а некоторые же если и допускают что есть такое мнение, но по причине того, что они сами следуют другому мнению, не молятся с джамаатом 20 ракаатов, а показательно уходят, после 8 ракаата, пытаясь этим якобы показать свою позицию….
По этой причине мы решили написать краткую статью, с разбором это вопроса со стороны шариата…и от Аллаха тауфикъ…
Что такое таравих?
Таравих это множественное число от слова тарвиха, что в арабском языке означает перерыв (отдых, пауза)…по этой причине ночной намаз (кыяму лейль) в месяц рамадан джамаатом 20 ракаатов начали называть таравих, ибо сахабы после каждого 4го ракатаа делали отдых(тарвиха)…как об этом передается в «лисануль араб»
В арабском языке есть три формы указывающей на число: единственное, двойственное и множественное(три и более)…поэтому один перерыв будет называться «тарвиха», два «тарвихатан», а только начиная с третьего перерыва этот намаз будет называться «таравих»
По этой причине 8 ракаатов не может быть назван таравихом даже с точки зрения арабского языка…ибо после восьмого ракаата будет только второй перерыв, тем самым таравихом может называться только 12 и более ракаатов.
|
Описание ночного намаза Пророка с.а.с.
Передается от абу Хурайры, что посланник Аллаха с.а.с. побуждал людей выставивать ночные молитвы в рамадан, но делал это не в повелительной форме, затем сказал: кто выставивает ночи рамадана с верой и надеждой на Аллаха, простится ему его прежние грехи», и умер посланник Аллаха с.а.с. на этом (т.е. не выстаивая таравих джаматом), затем также продолжалось во время Абу бакра р.а., и первый период во время правления Умара р.а.»
Хадис передали Бухари, Муслим, Ахмад, абу Давуд,Тирмизи
Передается от Аишы р.а. что она сказала: Посланник Аллаха вышел в одну из ночей рамадана в мечеть, и прочитал там ночную молитву (кыяму лейль) и люди которые были там присоединились к нему с.а.с. и прочитали с ним, днем эти люди рассказали другим и на вторую ночь за Пророком с.а.с. прочитало уже большее количество людей, на третью ночь пришло еще больше людей, и они все помолились вместе с Пророком с.а.с., на четвертую ночь люди собрались в мечети, и их было настолько много, что мечеть не могла уместить всех, но Посланник Аллаха с.а.с. не вышел пока не настал фаджр, прочитав молитву фаджр, Пророк с.а.с. повернулся к сахабам и сказал: поистине я знал что вы ждете меня, но я не вышел побоявшись что Аллах вменит нам этот намаз в обязанность и вы не сможете это вынести», и умер посланник Аллаха с.а.с., и дело обстояло так»
Передали Бухари, Муслим, абу Давуд, Ахмад
Также передается хадис от Аишы р.а. что ее спросили каким был ночной намаз Пророка в рамадан, на что она ответила: Пророк с.а.с. не совершал ни в рамадан ни в другие месяца больше чем 11 ракаатов, читал 4 раката, и они были очень длинными, затем читал еще 4, и они также были очень длинными, затем читал три ракаата витра.
|
Передали Бухари и Муслим
Надо отметить что намаз Пророка был очень длинным и длился почти всю ночь, как об этом говорится в суре муззаммиль…также в достоверных хадисах передается что он с.а.с. вычитывал за один ракаат суру бакара, али имран и ниса, и его с.а.с. чтение было размеренным, и не было аята о милости Аллаха чтобы Пророк с.а.с. Его не благодарил, и не было аята о наказании Аллаха чтобы Пророк с.а.с. не просил убежище от этого…все это указывает на образ намаза, и те кто яро бьет себя в грудь и говорит что он читает 8 ракаатов следуя сунне Пророка с.а.с., пусть следует сунне и в образе и качестве намаза Пророка Аллаха с.а.с.,а не будет из тех кто взял одну часть писания и оставил другую..
Отсутствие запрета на ограниченное количество ракаатов
Вышеупомянутый хадис от Аишы р.а. в котором она сказала что Посланник Аллаха с.а.с. не молился больше 11 ракаатов, сбил столку невежественных людей, которые привыкли понимать шариатские тексты поверхностно, которые абсолютно не знакомы с науками связанным с хадисом и наукой усуль фикх, которые не следуют ученым мазхабов и взяли на себя обязанность толковать священные тексты и говорить от имени религии на основании своего невежества…они взяли себе в голову, что нельзя читать больше 11 ракаатов и что это новшество и что это противоречит пути Пророка с.а.с.
|
Но лучше бы они спросили ученых, как повелел им Аллах сказав «спросите знающих если вы не знаете»
Но наше время, время сложного невежества, когда люди даже не понимают что они невежды, и как это прекрасно описал шейх Саид Фуда:
Так, например, если находишься в каком-либо собрании и зайдет разговор о том или ином фикховом либо имеющем прямое отношение к Шариату вопросе, можно наблюдать такую картину: все присутствующие вдруг становятся факихами, и каждый из них начинает вести речи в манере прекрасно сведущих в своем знании ученых, хотя, на самом деле, участники данного собрания — невежды из невежд.
А что касается этого хадиса то:
Сказал шейх ибн Теймия в «маджмуа фатава»(113\23):
«Некоторые люди сказали, что достоверно пришло от Аишы что Пророк с.а.с. не читал в рамадан больше 13 ракаатов, и это ввело их в смятение ибо они подумали что этот хадис противоречит тому что передалось от праведных халифов и пути всех мусульман(имеет ввиду 20 ракаатов)….на самом же деле все это правильно(т.е. и 8 и 20), как об этом сказал имам Ахмад, сказав что нет определенного количества в нафиль (добровольных) намазах, а теравих нафиль, и не ограничил пророк с.а.с. нафиль намаз определенным числом»
Также на то что число кыяму лейль не ограничен 11 ракатаами, указывает что в томже бухари приводится и про 13 ракаатов и про 7 и про 9…некоторые могут возразить сказав что 13 получается вместе с 2 ракаатами сунны фаджр намаза, но что они сделают с хадисом Зайда ину Холида который привел Муслим, в котором говорится что Пророк с.а.с. читал два легких раката и потом перечислил 13 ракатов?
Все это указывает на отстутствие запрета на увеличение колчества ракаатов в нафиль намазе как об этом говорят ученые.
Также надо обратить внимание что Аиша р.а. не могла видеть все намазы Пророка, ибо он бывал и с другими женами, молился дома и молился в мечети, так что Аиша сказала лишь то что видела сама, как об этом сказал имам Навави передавая слова Кады Ияда: «сказали ученые:в этих хадисах сообщения от каждого сахаба как Аишы, Зейда и ибн Аббаса согласно тому что они видели!»
Мало того следует заметить что в хадисе где говорится что Пророк с.а.с. вычитал три дня вместе с сахабами, не указывается что там было 11 ракаатов, и есть вероятность что они читали 20 ракаатов, как об этом речь пойдет дальше
Что сделал Умар р.а.
В хадисе который привел Бухари говорится: что Умар когда был халифом вышел в одну из ночей рамадана в мечеть и увидел что люди молятся по раздельности, кто то сам по себе, кто то малой группой, и подумал Умар, было бы лучше их собрать всех вместе за одним имамом, и назначил имамом Убей бин Каъба и повелел совершать теравих 20 ракаатов и 3 витр, и когда вышел на следующую ночь увидел как люди молятся вместе, сказал: какое прекрасное новшество!
Также о 20 ракаатах передают ибн аби Шейба, Байхакы, Малик.
Также в достоверном хадисе приходит что он собрал их на 11 ракаатах!
Обьединение риваятов
У ученых два мнения по поводу объединения двух сообщений о том сколько ракаатов назначил Умар
1) Вначале было назначено 8 ракаатов, затем когда это стало сложно людям, умар назначил 20 ракаатов, тем самым заменил малое колчество ракаатов и длинное чтение, на большее колчество ракаатов и менее длинное чтение
2) Второе мнение, о том что передачик который сказал 8 ракаатов ошибся, и это сильное мнение как сказал хафиз ибн Абдуль Бар
Мало того, то что Умар собрал сахабов именно на 20 ракаатах, указывает что этому была основа, и есть вероятность что они читали за Пророк с.а.с. те три ночи именно по 20 ракаатов…к тому же есть слабый хадис от ибн Аббаса, который привел ибн аби Шайба, Багави, и Табарани, в котором говорится что Пророк читал в рамадан 20 ракатов таравиха
Иджма – довод шариата
Известно что источников шариата на которых сошлись ученые ахл сунна валь джамаа четыре: коран, сунна, иджма, кыяс.
Известно что кыяс(сравнение по аналогии) не применим в таких вопросах как количество ракаатов, поэтому источников остается три…что касается корана и сунны то они указали на законность этого намаза и его качество….а что касается его образа и количества то на это указывает иджма сахабов.
Аллах Всевышний говорит : А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!
Также Посланник Аллаха с.а.с. сказал что не соберется его община на заблуждении, также сказал держаться большинства общины, и что тот кто отделится – отделится в ад….и хадисов с подобным смыслом множество.
Поэтому нужно заметить что Умар р.а. когда собрал всех сахабов и табиинов за одним имамом и назначил число теравих намаза 20 ракаатов, никто не высказался против, мало того они сами участвовали в этом, и это передалось дальше во все уголки исламских земель, из поколения в поколение, вплоть до наших дней, таким образом образовалось иджма(единодушие) не только сахабов, но и всех мусульман о законности таравих намаза в 20 ракаатов…