Формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.




2.1.Роль семьи в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умения применять индивидуальный подход к ребенку.

Приобретать свой индивидуальный жизненный опыт ребенок начинает с первых дней самостоятельной жизни под влиянием окружающей среды. С момента его рождения и до последних дней его жизни будут появляться се новые и новые условные рефлексы, в формировании которых решающее значение имеет социальная среда. Именно поэтому, воспитываясь, обучаясь, работая, отдыхая в разных социальных условиях, мы с каждым днем своей жизни начинаем отличаться друг от друга не только морфологически (рост, вес, цвет кожи, глаз и волос и т.д.), но и функционально – каждый из нас владеет своей уникальной и индивидуальной памятью – набором знаний, умений и навыков. В основе их лежат приобретенные в процессе жизни условные рефлексы – от простых до сложных динамических стереотипов или знаний и навыков профессиональных, спортивных, бытовых и т.д. И все же главное – ребенок должен овладеть знаниями и навыками здорового образа жизни, чтобы самому расти здоровым, и передать хорошую наследственность новому поколению. При этом родителям следует помнить, что привычка – это и есть первый уровень понимания и осознания необходимости того или иного поведения.

На здоровье ребенка оказывают влияние как наследственность, так и окружающая среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность и выносливость растущего организма.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.

Нельзя изолировать ребенка от окружающего мира, только при взаимодействии с ним он приобретает свой индивидуальный жизненный опыт, без которого его самостоятельная жизнь невозможна.

Нужно помнить, что в основе воспитания лежит выработка у ребенка условных рефлексов, из которых складываются его привычки, поступки и характер. Вначале необходимо добиться, чтобы ребенок выполнил ваше требование или просьбу, и только вслед за этим должно следовать подкрепление, направленное на запоминание правильного поведения. В этом случае, если ребенок совершает действия, на которые вы закладываете запрет, ваше подкрепление должно быть отрицательным, направленным на торможение (запрет) совершенного им действия, поступка и т.д. Поэтому хвалить и поощрять чем-либо, а также ругать, наказывать и лишать что-либо следует не до, а сразу же после совершения ребенком какого-либо поступка или действия.

Выросшие в окружении взрослых, но имевшие повышенную опеку дети обычно хорошо умственно развиты, но могут отставать от сверстников из-за своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых, а подчас даже самых элементарных навыков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Вот почему обязательным элементом здорового образа жизней детей является трудовое воспитание, в процессе которого кроме двигательных навыков формируются чувство взаимопомощи, умение быть внимательным к близким людям, желание приносить им пользу.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной забот, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжело складывается судьба детей, имеющих равнодушных и жестоких родителей. Они редко относятся к людям с доверие, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.

Родительская любовь – совершенно необходимое условие благополучного развития подростка, но и она приносить вред. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью – приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу <жить за ребенка>, излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих – подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии.

Влияние родителей на формирование личности ребенка в основном приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание в семье укрепляют психологическую устойчивость подростка.

2.2. Роль и влияние социальной среды в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Значительное место в формировании безопасности поведения человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образом для всего последующего поведения ребенка и подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и другие потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.

В дальнейшем превалирующее влияние на его мотивацию поведения может оказывать социальная среда ровесников или средства массовой информации и т.д. Попав под влияние социальной среды, не имея сил или не умея оказать ей сопротивление и отстоять свои интересы, в основе которых первоначально всегда лежат биологические потребности, молодой человек может отдавать предпочтение факторам, приводящим к разрушению его здоровья, что постепенно прочно закрепляется в его поведении и формирует образ жизни, изменить который бывает довольно трудно.

Это касается факторов, вызывающих биологическую и психологическую зависимость. Первоначально эта зависимость не была биологически детерминирована и сформировалась под влиянием социальной среды: моды, рекламы, имиджа взрослого и т.д., но в последующем химические компоненты, входящие в состав табака, алкоголя, наркотиков, пищи, и другие вещества становятся для организма его извращенной биологической потребностью, неудовлетворение которой нарушает нормальное течение его жизнедеятельности, что и формирует его психологическую, и физиологическую зависимость от этих веществ, а следовательно организм начинает испытывать непреодолимую тягу к ним.

Важным направлением деятельности в сфере образования, связанной с сохранением жизни и здоровья населения, является обучение безопасности и защите жизнедеятельности – правилами поведения в экстремальных ситуациях, когда для сохранения жизни и здоровья людей необходимы немедленные действия и нет времени для раздумий по поводу принятия решения и выработки программы поведения.

Так в экстремальных условиях внешней среды при наличии дефицита времени, когда человеку необходимо действовать быстрее, его поведение становится инстинктивным или автоматизированным, когда последовательность выполняемых действий находится на уровне подсознания.

Программа выживания жестко задана генетически и осуществляется автоматически на основе принципа саморегуляции, т.е. не бессознательном уровне. Это жизненно необходимо, так как если бы человек в сложной ситуации останавливался и обдумывал программу своего поведения, его смог бы съесть любой голодный хищник. Первоначально эта программа связана с поведением (деятельностью) матери, а далее по мере роста начинает расширяться и охватывать другие области деятельности, определяя самостоятельно, что опасно для жизни, а что нет.

Приобретенная программа поведения закрепляется случайно – в результате совпадений возникающих потребности, раздражителя и его подкрепления, что приводит к ликвидации его потребности и образованию новых условно – рефлекторных связей. Далее на их основе и в зависимости от вида прикрепления формируются свойства характера, у одних – храбрость, любознательность, стремление к исследованиям, а у других – робость и замкнутость. На первых этапах развития и становления личности поведение ребенка напоминает роботов, не умеющих анализировать и программировать свое поведение. Такое бессознательное поведение осуществляется автоматически, без участия мыслительной способности. Формируется такое поведение еще до того, как ребенок осваивает речь. Очень часто достичь самосознательного мышления, т.е. способности составления своей собственной программы поведения, так и не удается.

Социальные потребности отличают человека от животного, и его поведение под их влиянием в процессе жизни значительно социализируется, т.е. подчиняется требованиям социальной среды обитания. Если социальные потребности часто и длительно доминируют в ущерб биологическим, это приводит к нарушению процессов жизнедеятельности организма и, в конце концов, к возникновению различных заболеваний и даже гибели. С этих позиций поведение, которое в большей степени направлено на удовлетворение социальных, а не биологических потребностей, можно считать поведение неразумного человека, подвергающего свою жизнь и здоровье к опасности. Именно поэтому здоровый образ жизни мы трактуем как поведение, направленное на рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: