1. Человеку следует встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами ног было шириной в 4 пальца. Смотреть следует на место, куда совершается суджуд.
2. Намерение: "Намерился выполнить...(количество) рака'атов... (сунна или фард)... (какого по времени) намаза ради Аллаха". (Аллахны разылыгы ючюн мен ниет этдим (……) намазны (..……) ракагат фарызын къылыргъа.
3. Совершается "Такбират-уль-Ифтитах", т.е. произносятся слова "Аллаху Акбар" (см. Прил. 1 текст 5).
4. Одновременно с этим мужчина поднимает руки, ладонями в сторону Кыблы, так чтобы большие пальцы были на уровне ушных мочек (см. Фото 1). Женщины - тоже открытыми ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч (см. Фото 2).
Фото 1
Фото 2
Кыям
5. Кыям, т.е. стояние после Такбира. Мужчинам следует положить ладонь правой руки на левую руку, при этом мизинцем и большим пальцем обхватить кисть левой руки и держать в таком виде на животе ниже пупка (Фото 3). Женщины складывают руки на уровне груди правой ладонью поверх левой ладони, но, не обхватывая ее пальцами правой руки (Фото 4).
Фото 3
Фото 4
Кираат
7. Кыраат - чтение. В положении "стоя", (Фото3 - 4) последовательно "про себя" читается "Субханака...", "Агузу билляхи...", и сура "Аль-Фатиха" (см. Прил.1 текст 6 - 7) и какая-нибудь короткая сура (можно один длинный аят или три коротких аята), но без чтения "Бисмилляхи...".
Рукуг поясной поклон
8. Руку - поясной поклон (Фото 5 - 6).
Со словами "Аллаху Акбар" совершают поясной поклон и в этом положении читают "Субхана Раббияль-'Азым" 3 раза (см. Прил.1 текст 10).
9. Мужчины во время руку' разведенные пальцы кладут на колени, ноги и спину держат прямыми под углом 90 градусов (Фото 5); у женщин колени и спина чуть согнуты, соединенные пальцы рук ложатся на чуть согнутые колени (Фото 6). Выпрямляются со словами "Сами'Аллаху лиман хамидах".
|
Фото 5
Фото 6
Саджда (суджуд) - земной поклон
10. Саджда - земной поклон. Сказав "Аллаху Акбар", касаются пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между рук, ноги не отрываются от земли и глаза смотрят на крылья носа. В этом положении повторяют 3 раза: "Субхана Раббияль-А'ля" (см. Прил.1 текст 13). Мужчины локтями не касаются земли и своих ребер. Стопы держат ровно, касаясь земли согнутыми в направлении Кыблы пальцами ног (Фото 7). У женщин локти прижаты к ребрам и земле, ноги в том же положении, что и у мужчин (Фото 8).
Фото 7
Фото 8
Сидение между суджудами
11. Сидение между суджудами. Со словами "Аллаху Акбар" отрывают лоб от земли. Садятся на колени, руки кладут на уровень колен, смотря на свои бедра. Находиться следует в состоянии покоя столько, чтобы успеть сказать "СубханАллах". Мужчины садятся на левую ногу, а согнутые пальцы правой ноги направлены в сторону Кыблы (Фото 9); женщины садятся на землю, сложив обе ноги под себя в правую сторону (Фото 10).
Фото 9
Фото 10
12. Со словами "Аллаху Акбар" совершается второй земной поклон и 3 раза читается "Субхана Раббияль-А'ля".
13. Встают со словами "Аллаху Акбар", при этом сначала отрывают от земли голову, затем руки, затем, положив руки на бедра, отрывают от земли колени. На этом заканчивается первый ракагат.
|
Чтение 2-го, 3-го и 4-го ракагатов намаза происходит аналогично чтению первого ракагата с небольшими отличиями:
a). в начале рака'ата не делается намерение о совершении намаза и не совершается "Такбират-уль-Ифтитах";
b). в положении "стоя" сразу читают суру "Аль-Фатиха", начиная с "Бисмилляп… ". При этом не произносят "Субханакя..." и "Агузу...";
c.если читают фард-намаз, то в 3-м и 4-м рака'ате после суры "Аль-Фатиха" вторая сура не читается. Если же читается сунна-намаз, то вторая сура читается во всех рака'атах.
Кугуд
12. После выполнения второго рака'ата, сказав "Аллаху Акбар", следует подняться из саджда и сесть так же, как это описывается в п. 10 (сидение между 2-мя суджудами). Сидя прочитать "Ат-Тахият" (см. Прил.1 текст 15), при этом в момент произнесения слов "Ля иляха" следует приподнять указательный палец правой руки (см. Прил.2 Фото 11) Со словами "илляллах" указательный палец возвращается в исходное положение. Это является первым сидением в намазе. После него поднимаются и совершают 3-й и 4-й рака'ат (количество рака'атов в каждом намазе см в Прил.4).
Фото 11
Фото 12
13. После выполнения последнего рака'ата намаз завершается последним сидением. Сказав "Аллаху Акбар", следует подняться из суджуда и сесть так же, как в рис 9-10 (сидение между 2-мя суджудами). Сидя по порядку читать:
-Ат-Тахият (как описано в п.13),
-Ас-Салават (см. Прил.1 текст 16),
-Ду'а "Раббана атина..." (см. Прил.1 текст 17).
14. Затем дается "Салям" Фото 12а, 12б: сначала голову поворачивают направо, глаза смотрят на плечи, и произносят: "Ас-саляму галяйкум уа Рахматул-лах" (см. Прил.1 текст 18), затем, повернув голову налево, также произносят: "Ас-саляму 'аляйкум уа Рахматуллах". На этом заканчивается чтение намаза.
|
Фото 12а
Фото 12б
Фото 12а, 12б
15. После намаза читаются дуга (см. Прил.1 тексты 19 - 26).
Примечание: Если намаз состоит из 2-х рака'атов (например, Ас-Субх), то после выполнения 2-го рака'ата следует завершить намаз последним сидением, как это описано в п. 14.
НАМАЗ ВИТР
Намаз "Аль-Витр" читается после намаза "Аль-Иша", состоит из 3 рака'атов и имеет несколько отличный от других намазов порядок чтения 3-его рака'ата:
1. Стоя, последовательно читают "Аль-Фатиху" и другую суру из Корана.
2. Совершают Такбир "Кунут", т.е., сказав "Аллаху Акбар", руки поднимают, как во время Такбират-уль-Ифтитах, затем руки вновь смыкают (см. рис. 3,4).
3. Читают ду'а "Аль-Кунут" (см. Прил.1 текст 27). Тот, кто не знает ду'а "Аль-Кунут", читает ду'а. "Раббана атина…" (см. Прил.1 текст 17).
Уаджибы индивидуального намаза:
1. Начинать намаз со слов "Аллаху Акбар".
2. В первых двух ракагатах фард-намаза и в каждом ракагате дополнительных намазов читать суру "Аль-Фатиха".
3. В первых двух ракагатах фарда-намаза и в каждом рака'ате намазов Аль-Витр или нафиль читать после суры "Аль-Фатиха" другую суру или аяты.
4. Читать суру "Аль-Фатиха" перед другой сурой или аятами.
5. Сидеть после второго рака'ата в 3-4-х ракагатных намазах (первое сидение).
6. В первом и последнем сидениях намаза читать "Ат-Тахият".
7. Произносить Такбир "Кунут" и читать ду'а "Кунут" в намазе "Аль-Витр".
8. После намаза сказать "Салям" направо и налево.
9. Выполнить саджда саху, если в намазе были допущены ошибки.
10. Во время саджда одновременно касаться пола лбом и носом.
Обстоятельства, нарушающие намаз:
1. Разговоры во время намаза.
2. Еда или питье чего-либо.
3. Тихий смех молящегося (смех во время намаза, который слышат другие, нарушает тахарат).
4. Приветствие "Салям" или ответ на него.
5. Поворот торса от Кыблы.
6. Плач по мирским причинам или от боли (стон: "ой, уф"). Плач из страха перед Аллахом да; не считается нарушением.
7. Кашель без причины (при болезни не нарушает).
8. Посторонние действия (3 посторонних движения в одном рукне).
9. Дуть на что-либо.
10. Чтение Корана с ошибками, изменяющими смысл.
11. Чтение аятов по записи.
12. Нарушение омовения.
13. Намаз нарушается, если сделавший тайаммум увидит воду и если иссякает время действия масих.
14. Восход солнца.
15. Стояние в одном ряду мужчин и женщин (без разделительных преград, таких, как занавес, ширма и т д.).
16. Открытие аурата в течение времени большего, чем время одного рукна.
Макрух в намазе
1. Производить различные мелкие движения телом, руками, ногами и головой.
2. Зевать, потягиваться.
3. Закрывать глаза, смотреть по сторонам.
4. Стоять с засученными рукавами (для мужчин).
5. Читать намаз лицом к лицу с человеком или же перед раскаленным углем (чтение намаза напротив свеч и ламп не является макрухом).
6. Вытирать пот или пыль с лица, чесаться и выравнивать камни на месте поклона (если камни препятствуют чтению намаза, то разрешается сделать это).
7. Нежелательно изображение одушевленного предмета (спереди, справа, слева), а также нежелательно делать саджда на коврике с таким изображением (изображение пейзажа разрешается).
8. Опираться на что-либо во время намаза (кроме случаев, когда есть в этом необходимость, к примеру, во время тяжелой болезни).
9. Во время саджда касаться руками пола раньше, чем опускаться на колени, при вставании подниматься с колен раньше, чем отрывать руки от пола (по причине нездоровья допускаются отступления).
10. Совершать намаз на дороге, в грязных местах, на могилах, рядом с нечистотами, в чужих владениях без разрешения хозяина.
11. Во втором рака'ате читать суру или аят длинее, чем в первом.
12. Читать в каждом рака'ате одну и ту же суру, если знаешь другую.
13 Если есть место в первом ряду, становиться во второй.
САДЖДА САХУ
Обстоятельства, требующие совершения саджда саху:
а)опоздание в выполнении фарда по забывчивости;
б)опоздание в выполнении уаджиба или его не выполнение по забывчивости.
Для возмещения этих нарушений необходимо совершить "саджда саху", что является уаджибом, т.е. обязательным действием. Несовершение одного фарда по забывчивости или сознательное его невыполнение нарушает намаз и не может быть восполнено совершением саджда саху. Сознательное оставление уаджибов намаза также не возмещается "саджда саху". В этих случаях надо перечитывать намаз заново.
Если человек во время намаза забыл, какое количество рака'атов он прочитал (например, три или четыре), то он должен считать, что прочитал меньшее количество (в нашем случае - три), выполнить намаз полностью, а в конце - совершить "саджда саху". Порядок совершения "саджда саху".
1. В последнем сидении читают только "Ат-Тахият" и дают "Салям" только направо.
2. Со словами "Аллаху Акбар" делают двухкратный суджуд в обычном порядке.
3. Со словами "Аллаху Акбар" садятся и в обычном порядке совершают последнее сидение.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ
Наша религия придает большое значение чтению намаза джама'а-том (коллективно) При чтении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Незнающий пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения" любовь, чувства братства и взаимопомощи мусульман усиливаются. Саваб33 за коллективный намаз мусульман, стоящих в ряд больше сауаба за индивидуальный намаз. Наш Пророк Мухаммад (С.Г.В.) так сказал об этом: "Саваб коллективного намаза больше, чем за одиночный намаз в 27 раз"; "Тот, кто читал коллективный намаз "Апь-Иша", как бы читал намаз полночи, а тот, кто читал коллективно утренний намаз, как бы читал намаз всю ночь";
"Тот, кто, хорошо очистившись (совершив омовение), идет в мечеть для выполнения одного из предписаний Аллаха, одним шагом стирает грехи, а другим - увеличивает степень богобоязненности".
Фард-намазы можно читать также и индивидуально. Однако, коллективный намаз считается сунной муаккадой.
Посещение мечети играет большую роль для сохранения единства общины, есть также в этом много духовной пользы. Намазы нафиль не читаются коллективно, кроме намаза "Ат-Тарауих", который читается как коллективно, так и индивидуально. Намаз Аль-Витр, являющийся уаджибом. в месяце Рамадан читается коллективно. Не читают индивидуально Апь-Джума и праздничные намазы, они выполняются только коллективно. Порядок совершения коллективного намаза.
Тот, кто собирается читать за имамом коллективный намаз, делает намерение о совершении намаза и о следовании за имамом. Молящийся должен строго выполнять все действия ("Ткабир", рукуг, суджуд, сидение между суджудами, "салям") за имамом, не опережая его и не опаздывая.
В качестве примера рассмотрим, как читается коллективный намаз Аз-Зухр:
1. Намерение "Намерился совершить 4 рака'ата фард-намаза "Аз-Зухр" ради Аллаха, за имамом".
2. После произнесения имамом Такбират-уль-Ифтитах, остальные молящиеся повторяют за ним Такбир, затем, сомкнув руки, читают "про себя" только "Субханака..." и далее стоят молча. В других ракагатах в положении "стоя" джамаат ничего не читает. Следует лишь произносить про себя "Амин" после чтения имамом вслух суры "Аль-Фатиха".
3. Во время руку' джамаат читает "Субхана Раббияль-газым".
4. Имам, сказав вслух "СамиАллаху лиман хамида", выпрямляется, и джамаат, выпрямившись, читает "Раббана лякаль-хамд".
5. В суджуде джамаат читает "Субхана Раббияль-Аля".