Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
1)Общественное разделение труда - обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.
Виды ОРТ:
Общее разделение труда - выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.);
частное — разделение этих родов на виды и подвиды (металлургия, электроэнергетика, химическая пром-ть.);
единичное — разделение труда внутри отдельно взятого предприятия (цеха, участки, отделы и т.д.)
2) Специализация - сосредоточение хозяйственной деятельности на производстве отдельных видов товаров и услуг.
Ø специализация труда отдельных людей (врач, водитель);
Ø Специализация внутри одного производства, на уровне предприятия;
Ø Специализация отраслей (сельское хозяйство, промышленность);
Ø Специализация регионов;
Ø Международная специализация.
Экономическая обособленность субъектов – условие, позволяющее самостоятельно делать выбор, отдавать предпочтение определенным благам, вести конкурентную борьбу за ресурсы, покупателей.
Экономическая обособленность субъектов проявляется как собственность на факторы и результаты производства.
4)Свободный обмен ресурсами – условие, благодаря которому на рынке товаров и услуг формируются свободные цены, установленные с учетом механического взаимодействия на рынке величины спроса и предложения.
Свободные цены, в свою очередь, определяют направление деятельности хозяйствующим субъектам.
Функции рынка:
Ø Ценообразующая - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара
Ø Информационная - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
Ø Посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей;
Ø Регулирующая - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
Ø Санирующая (оздоровительная) - предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств
Ø Стимулирующая – под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений НТП, освоение новых технологий, что помогает снизить издержки производства.
Типы рынка:
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4) абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
6) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8) отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Следовательно, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.
Еще Н.Д.Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.
Сегодня же некоторые авторы утверждают о недопустимости термина "регулируемый рынок" (называют это "горячим льдом", т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.
Рынок может регулироватьсягосударством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:
1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
3) монополизм производителя (большинство предприятий были единственными изготовителями той или иной продукции) и торговца;
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д.;
6) расцвет теневой экономики, "черного" рынка;
7) замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
8) деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
9) отсутствие у потребителя права выбора товара.
Рынок и рыночный механизм. Часть II. Конкуренция. Спрос и предложение
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Позитивные черты конкуренции | Негативные черты конкуренции |
1) Способствует снижению затрат. | 1) Постоянное разорение многих товаропроизводителей. |
2) Ограничивает возможность возникновения монополий, которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. | 2) Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу. |
3) Создаёт возможность выбора для потребителя. | 3) Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж и др.) |
4) Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. | 4) Чрезмерная эксплуатация ресурсов. |
5) Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. | 5) Экологические нарушения. |
Функции конкуренции:
Регулирующая – воздействие на предложение, на производство необходимых благ.
Аллокационная – эффективное использование факторов производства в тех местах, где будет от них большая отдача.
Инновационная – использование новейших технологий, достижений научно- технического прогресса.
Адаптационная – рациональное приспособление к условиям рынка, постепенный переход от простого самосохранения, самовыживания на рынке до расширения сфер влияния на нём.
Распределительная — прямое или косвенное воздействие на объём и вид продукции.
Контролирующая – недопущение монополистического диктата одних участников рынка над другими.
Виды конкуренции:
Совершенная (свободная или чистая) конкуренция. При совершенной конкуренции ни один из участников рыночного хозяйства не может повлиять на установку цен на товары и услуги. Это некая идеальная модель рынка.
Условия для свободной конкуренции:
·небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
·однородность товара
·ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
·продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно
·неограниченное число участников
·мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов
·наличие полного объёма информации (о спросе, предложении и др.)
·однородность одноимённых товаров (то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо).
Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой на рынке господствует один производитель, который стремится самостоятельно устанавливать цены на товары. Черты несовершенной конкуренции: господство одного производителя, установление им высоких цен на товары, жесткие методы борьбы с конкурентами.
·Виды несовершенной конкуренции: монополии, монополистическая конкуренция и олигополии.
Монополия – господство одного крупного производителя на рынке.
Различают естественные и искусственные монополии:
1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.
2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод.
Выделяют: а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).
Б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).
в) Трест (единое акционерное общество, господствующее в определенной отросли, предприятия лишены и коммерческой и производственной самостоятельности).
г) Концерн (объединение предприятий различных отраслей хозяйства с сохранением юр.лица).
Монополистическая конкуренция:
ü Множество фирм и покупателей
ü Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары имеют близкие субституты
ü Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке
ü Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке
ü Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям
ü Пример: почти все рынки потребительских товаров.
Олигополия:
ü Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать как на цену, так и на объемы продаж
ü Выпускаемая продукция может быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)
ü Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)
ü Пример: рынок сотовых операторов в РФ