Свободные цены, в свою очередь, определяют направление деятельности хозяйствующим субъектам.




Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

1)Общественное разделение труда - обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

Виды ОРТ:

Общее разделение труда - выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.);

частное — разделение этих родов на виды и подвиды (металлургия, электроэнергетика, химическая пром-ть.);

единичное — разделение труда внутри отдельно взятого предприятия (цеха, участки, отделы и т.д.)

2) Специализация - сосредоточение хозяйственной деятельности на производстве отдельных видов товаров и услуг.

Ø специализация труда отдельных людей (врач, водитель);

Ø Специализация внутри одного производства, на уровне предприятия;

Ø Специализация отраслей (сельское хозяйство, промышленность);

Ø Специализация регионов;

Ø Международная специализация.

Экономическая обособленность субъектов – условие, позволяющее самостоятельно делать выбор, отдавать предпочтение определенным благам, вести конкурентную борьбу за ресурсы, покупателей.

Экономическая обособленность субъектов проявляется как собственность на факторы и результаты производства.

4)Свободный обмен ресурсами – условие, благодаря которому на рынке товаров и услуг формируются свободные цены, установленные с учетом механического взаимодействия на рынке величины спроса и предложения.

Свободные цены, в свою очередь, определяют направление деятельности хозяйствующим субъектам.

Функции рынка:

Ø Ценообразующая - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара

Ø Информационная - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

Ø Посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей;

Ø Регулирующая - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

Ø Санирующая (оздоровительная) - предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств

Ø Стимулирующая – под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений НТП, освоение новых технологий, что помогает снизить издержки производства.

Типы рынка:

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.

 

Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Следовательно, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.

Еще Н.Д.Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.

Сегодня же некоторые авторы утверждают о недопустимости термина "регулируемый рынок" (называют это "горячим льдом", т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

Рынок может регулироватьсягосударством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.

 

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя (большинство предприятий были единственными изготовителями той или иной продукции) и торговца;

4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д.;

6) расцвет теневой экономики, "черного" рынка;

7) замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;

8) деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

9) отсутствие у потребителя права выбора товара.

 

 

Рынок и рыночный механизм. Часть II. Конкуренция. Спрос и предложение

 

Конкуренция соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

 

Позитивные черты конкуренции Негативные черты конкуренции
1) Способствует снижению затрат. 1) Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
2) Ограничивает возможность возникновения монополий, которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. 2) Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу.
3) Создаёт возможность выбора для потребителя. 3) Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж и др.)
4) Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. 4) Чрезмерная эксплуатация ресурсов.
5) Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. 5) Экологические нарушения.

 

Функции конкуренции:

Регулирующая – воздействие на предложение, на производство необходимых благ.

Аллокационная – эффективное использование факторов производства в тех местах, где будет от них большая отдача.

Инновационная – использование новейших технологий, достижений научно- технического прогресса.

Адаптационная – рациональное приспособление к условиям рынка, постепенный переход от простого самосохранения, самовыживания на рынке до расширения сфер влияния на нём.

Распределительная — прямое или косвенное воздействие на объём и вид продукции.

Контролирующая – недопущение монополистического диктата одних участников рынка над другими.

 

 

Виды конкуренции:

Совершенная (свободная или чистая) конкуренция. При совершенной конкуренции ни один из участников рыночного хозяйства не может повлиять на установку цен на товары и услуги. Это некая идеальная модель рынка.

Условия для свободной конкуренции:

·небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара

·однородность товара

·ничем не ограниченный доступ и выход с рынка

·продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно

·неограниченное число участников

·мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов

·наличие полного объёма информации (о спросе, предложении и др.)

·однородность одноимённых товаров (то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо).

 

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой на рынке господствует один производитель, который стремится самостоятельно устанавливать цены на товары. Черты несовершенной конкуренции: господство одного производителя, установление им высоких цен на товары, жесткие методы борьбы с конкурентами.

·Виды несовершенной конкуренции: монополии, монополистическая конкуренция и олигополии.

 

Монополия – господство одного крупного производителя на рынке.

Различают естественные и искусственные монополии:

1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.

2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод.

Выделяют: а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).

Б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).

в) Трест (единое акционерное общество, господствующее в определенной отросли, предприятия лишены и коммерческой и производственной самостоятельности).

г) Концерн (объединение предприятий различных отраслей хозяйства с сохранением юр.лица).

 

Монополистическая конкуренция:

ü Множество фирм и покупателей

ü Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары имеют близкие субституты

ü Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке

ü Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке

ü Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям

ü Пример: почти все рынки потребительских товаров.

Олигополия:

ü Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать как на цену, так и на объемы продаж

ü Выпускаемая продукция может быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)

ü Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)

ü Пример: рынок сотовых операторов в РФ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: