До каких пор ведется сокращенный намаз?




Намаз путника

Основа намаза путника это сокращение намаза, т. е. сведение намаза к двум ракатам в зухре, асре и иша без изменения в сабах-намазе и магриб-намазе....

За сокращенный намаз саваб не меньше чем за намаз в 4-е раката...

Сокращение в намазе путника дозволено без разницы проходит ли путь в безопасности или в опасности....

Количество разночтений в вопросах расстояния для сокращения намаза дошло до двадцати, согласно словам Мухаммада бин Мунзира. Рассмотрим самые известные:

1. Мнение ханафитов. В книге «Мабсут», за авторством Шамс уд-Дина Ас-Сархасий, которая считается самой глубокой книгой ханафитов, (приводится в качестве доказательства) хадисы:

«Не выходит в путешествие женщина больше чем на три дня и ночи без ее мужа или иного махрама», т. е. (сафар) длиться три дня.

«Совершает масх резидент один день и ночь, а путник три дня и ночи»

2. Мнение Маликитов. В книге «Маднуна аль-Кубра» за авторством имама Малика говорится, что сокращается намаз когда протяженность пути составляет 48 миль. Тот, кто выдвинулся в путь не может сокращать намаз, согласно маликитскому масхабу, если расстояние его пути меньше 48 миль, что соответствует 16 фарсахам или 88,7 км.

3. Мнение Шафиитов. В книге имама Шафии говорится, что расстояние путника должно быть не меньше двух двух кратчайших ночей, что равняется 46 милям, т. е. 85 км. Сам же Шафий для себя выбрал сокращение только лишь если путь не короче трех ночей, что равняется 127,5 км.

4. Мнение Ханбалитов. У ханбалитов сокращение начинается если путь не меньше 48 миль, т. е. 88,7 км. За исключением Ибн Кудамы, который не согласился с мнением своего имама. Он согласился с мнением ученых считавших что расстояние для путника в 24 мили, т. е. 44,35 км, хотя и не указывает что это были за ученые.

5. Мнение ибн Хазма, представителя масхаба «Ахлю Захир». По его мнению расстояние для путника достаточно в одну милю, т. е. 1848 метров.

Мнение Увейды:

От Анаса (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил зухр в Медине в четыре раката, а после в Хульфие совершил аср в два раката. Хадис передают Муслим, Бухарий, Абу Дауд, Нисаий и Тирмизий.

От Абу Яхьи бин Язида аль-Ханаий передается: «Я спросил Анаса бин Малика о сокращении намаза и он сказал: «Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) выступал путником три мили или три фарсаха — у меня в этом сомнения — то совершал молитву в два раката». Хадис передают Муслим, Абу Дауд, Ахмад и Ибн Маджа

Увейда приводит хадисы, которые считаются более сильными нежели выражения сподвижников или кыяс.

Согласно мнению Увейды, тот, кто хочет отправиться в путь на расстояние дальше 17-ти или 18-ти км, тот может сокращать намаз, но лучше для предосторожности чтобы расстояние было не меньше 18-ти км.

Сокращение намаза начинается сразу как только вышел (вышла) за черту крайнего дома города или села при изначальном намерении отправиться в путь на расстояние 17-ти, 18-ти или больше км. Сокращение намаза длится до тех пор пока путник не вернется в пределы крайнего дома города или села в которое собирается вернуться.

 

До каких пор ведется сокращенный намаз?

Имамы Малик, Шафии и Ахмад считают, что путник становится резидентом, если принял намерение остаться проживать в определенной местности 4-е дня.

Имам Абу Ханифа считает, что путник становится резидентом принял намерение проживать в определенной местности 15-ть дней.

По мнению Аль-Аузаий 12-ть дней. По мнению Рабиа один день и ночь.

Согласно мнению Увейды путник сокращает намаз без разницы был ли он пешим, или на коне, или на машине, или в самолете, или на корабле.

От Анаса (р.а.) передается:

«Мы вышли вместе с Пророком (с.а.с.) из Медины в Мекку, и он совершал намаз по два раката до тех пор пока мы не вернулись в Медину. Я спросил: «Сколько вы пробыли в Мекке?» Он ответил: «Мы пробыли в ней 10 дней». Передал Бухарий, Муслим, Ахмад и Нисаий.

Что же касается того, что приводят от ибн Аббаса (р.а.), который сказал «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправился в путь и пробыл на месте 19 дней совершая намаз по два раката...» (передали Ахмад, Бухарий, Ибн Маджа), а также хадиса переданного от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.) «Посланник Аллаха (р.а.) располагался в Табуке 20 дней и сокращал намаз» (передал Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан и Байхакий), и прочих подобных хадисов, то все они не указывают на временные рамки для сокращения намаза в пути. Передает Байхакий от Нафиа от Ибн Умара (р.а.), который сказал: «Нас застал снег и мы остались в Азербайджане на 6 месяцев в военном походе. Мы совершали намаз по два раката». Передал Ахмад от Самама ибн Шарахийля, который сказал: «Я вышел к Ибн Умару и спросил: «Каков намаз путника?» Он сказал: «По два раката, кроме намаза магриб, который в три раката...» Далее Самама передает обращение Ибн Умара «О мужчина! Я был в Азербайджане — я не помню он сказал 4-е месяца или 6-ть — и видел как (сподвижники) совершали намаз по два раката».

Путник продолжает сокращать намаз до тех, пока находится в пути и имеет качества путника. Если путник решил поселиться на каком-то месте, тогда он теряет качества путника и становится резидентом. Путник остается путником до тех пор пока не вернется обратно в место своего жительства, в свой город или не выберет для себя новое место жительства в котором решит остаться жить на постоянной основе. Таким образом он может оставаться путником целый год и даже более. Он не теряет свойства путника, если решил остаться жить в определенном месте на временной основе некоторое количество дней или недель, даже если женился на женщине, проживающей там.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: