Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Пейзаж является молодым жанром живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, представлено изображение водной или земной поверхности, растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.
Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные.
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский и городской пейзаж.
Пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Первые наброски пейзажа появились еще в первобытных наскальных рисунках. Это были контуры гор, волнистые линии в виде моря.
Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в Древнем Китае. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.
Особое мировоззрение Китая пропагандировало уважение к силам природы, поэтому ко всем деталям ее изображения подходили очень серьезно. В Древнем Китае на картинах не изображалась какая-то определенная местность, это скорее был образ собирательный. Картины писались на шелковых свитках, хранились в шкатулках.
|
Европейские художники тоже не сразу начали изображать в пейзажах одно конкретное место. В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов.
В эпоху Возрождения интерес к пейзажу стал возрастать, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин.
Выделились подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж
Маринист - это художник, пишущий виды моря.
Выдающимся маринистом был русский художник Иван Константинович Айвазовский. В изображении морских стихий ему нет равных.
В спорах о творчестве родилось направление – импрессионизм, это
направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.
Это название возникло от французского слова «впечатление», по названию одной из картин Клода Моне.
Именно он одним из первых стал писать картины на открытом воздухе – на пленэре.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
Вскоре художники открыли что, когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе – четкие контуры исчезают. На солнце все контрасты становятся резкими, а в сумерках наоборот сливаются. Появилось такое понятие, как «пейзаж настроения».
Пейзаж настроения – это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха.
|
В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками.
С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание).
Стремление передать в картине свое восприятие жизни нашло отражение в творчестве постимпрессионистов.
Постимпрессионизм – течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.
Графика (др.-греч. «письменный») – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но может использоваться и вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, акварель, гуашь, пастель и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, тоже относятся к графике.
В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры.
|
Графический пейзаж отличается от обычного тем, что воспроизводится при помощи прямых, кривых и волнистых линий.
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.
Когда с конца 15 в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей.
Гравюра – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.
Существуют разные способы выполнения рисунка.
Вот некоторые из них:
Граттаж (от фр. Gr atter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Монотипия (от греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики,
который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665)
Чем больше значения в жизни людей приобретал город, тем больше он стал отражаться в творчестве художников. Виды города принято называть городским пейзажем.
Впервые изображение города появилось в период готики. Затем - в итальянском искусстве XV в. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.
В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города.
Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.