Программа индивидуальной коррекционно - развивающей работы.
Коррекция познавательных процессов
Ребенка с ЗПР.
I. Пояснительная записка.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
У таких детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательный материал для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое. Но при этом не наблюдается инертности психических процессов, как, например, при умственной отсталости, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, релаксацию и снятия напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.
Количество занятий: 9
Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка.
Все занятия построены следующим образом:
1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).
2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).
3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).
4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).
5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.).
Кроме того, упражнения коррекционно-развивающего блока построены таким образом, чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, таким образом уменьшить утомляемость во время занятия.
Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи: пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия,
развивать восприятие, наблюдательность, воображение;
совершенствовать моторные функции;
формировать навыки произвольного поведения.
II. Тематический план занятий:
№ | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений (без описания) |
_____ _____ _____ ____ ____ _____ _____ | Инструктаж _______________ внимание? внимание! _______________ отгадай-ка! ___________ путешествия животных интервью ___________ что бы это значило? ___________ чудесный мешочек Колпак мой треугольный ___________ Скоро в школу | Цель: создание мотивации для дальнейших занятий, развитие познавательного интереса. Цель: развитие познавательного интереса, функций внимания, памяти, произвольной регуляции поведения.. Цель: Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности ребенка с ЗПР, развитие мышления, функций внимания. _____________________ Цель: Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности ребенка с ЗПР, развитие мышления, саморегуляции, памяти. Цель: развитие когнитивных процессов ребенка с ЗПР, подготовка к обучению в школе, развитие речи, произвольного запоминания. _____________________ Цель: развитие основных познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, речи. _____________________ Цель: развитие когнитивной сферы дошкольника с ЗПР, коррекция функций мышления, развитие речи. _____________________ Цель: развитие функций мышления, навыков саморегуляции ребенка с ЗПР. _____________________ Цель: закрепление навыков, полученных в ходе КРЗ, развитие когнитивных процессов. | I. Приветствие. Знакомство. II. Разминка. Поздороваемся как. Цель: снятие мышечного напряжения, развитие ощущения собственного тела, настрой на дальнейшую работу. III. Коррекционно-развивающий блок. 1. Да и нет. Цель: развитие речи, навыков произвольного речевого общения. 2. Двухсторонние карточки. Цель: развитие внимания, воображение, понятия о геометрических фигурах, мышления. 3. Инструктаж. Цель: развитие навыков саморегуляции, внимания, развитие пространственных представлений, отработка понятий правый-левый. 4. Найди отличия. Цель: развитие произвольного внимания. 5. На что это похоже. Цель: развитие воображения, актуализация жизненного опыта. 6. Четыре стихии. Цель: Снять психомышечное напряжение; развивать внимание, связанное с координацией двигательного аппарата. IV. Релаксация (2 мин.). «Потянулись - сломались». Цель: - снятие эмоционального и физического напряжения, релаксация. V. Домашнее задание (1 мин.). Придумать как можно больше предметов круглой, квадратной и треугольной формы. __________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Разминка. Пальчики кивают. Цель: развитие моторики, настрой на дальнейшую работу, снятие напряжения. III. Коррекционно-развивающий блок. 1. Ничем не примечательный день. Цель: развитие слуховой памяти, внимания. 2. Лабиринт. Цель: развитие внимания. 3. Сочини историю. Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления. 4. Запрещенное движение. Цель: развитие саморегуляции, внимания, быстроты реакции. 5. Расставь точки. Цель: развитие внимания, саморегуляции, мелкой моторики. Психолог предлагает ребенку расставить точки по образцу. 6. Каких игрушек не хватает? Цель: развитие произвольного запоминания, внимания. IV. Релаксация. «Потянулись - сломались». Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, релаксация. V. Домашнее задание. 1. Нарисовать узоры по точкам. 2. Выучить упражнение № 1 «Пальчики кивают». ________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Разминка. 1. Пальчики кивают. Цель: развитие моторики, настрой на дальнейшую работу, снятие напряжения. III. Коррекционно-развивающий блок. 1. Веселые загадки. Цель: развитие воображения, внимания. 2. Что изменилось. Цель: развитие внимания, памяти, речи. 3. Цветные карандаши. Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти. 4. Классификация. Цель: развитие навыков обобщения, способности группировать предметы по разным основаниям. 5. Запрещенное движение. Цель: развитие саморегуляции, внимания, быстроты реакции 6. Пропущенное число. Цель: развитие математических представлений, внимания. IV. Релаксация. Водолазы. V. Домашнее задание. 1. Незаконченный рисунок. 2. Что перепутал художник? __________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. 1. Пальчики здороваются. 2. Волны шипят. Цель: настрой на дальнейшую работу, развитие представлений о собственном теле, развитие координации движений. III. Коррекционно-развивающий блок. 1. Зоомагазин. Цель: развитие номинативной функции мышления и речи. 2. Назови пять предметов. Цель: развитие функции обобщения и конкретизации. Развитие номинативной функции мышления и речи. 3. Колпак мой треугольный. Цель: развитие навыков саморегуляции, внимания, осознания собственного тела. 4. Не пропусти профессию Цель: развитие слухового внимания. 5. Зоопарк. Цель: развитие слуховой памяти, опосредованного запоминания. 6. Путешествия животных Цель: формирование умения рассматривать различные пути достижения цели, развитие мышления, внимания. 7. Скороговорки. Цель: развитие экспрессивной речи, артикуляции, внимания. IV. Релаксация. Водолазы. V. Домашнее задание. 1. Корректурная проба. 2. Скороговорки. I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. 1. Пальчики здороваются. 2. Карусели. Цель: развитие умения понимать ритм, развитие выразительных движений. III. Коррекционный блок. 1. Что с чем делают. Цель: развитие речи. 2. Путанка. Цель: развитие произвольного запоминания. 3. Интервью. Цель: развитие речи, пассивного словаря. 4. Хлопки. Цель: развитие навыков быстрого реагирования, концентрации внимания. 5.Ничем не примечательный день. Цель: развитие слуховой памяти, внимания. IV. Релаксация. Насос и мяч. V. Домашнее задание. Составить рассказ с использованием заданных слов. ___________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. Пальчики здороваются. III. Коррекционный блок. 1. Заметь все. Цель: развитие произвольного запоминания, внимания. 2. Что бы это значило? Цель: развитие речи, развитие понимания устойчивых оборотов речи. 3. Угадай по описанию. Цель: развитие внимания, общей осведомленности, произвольного запоминания. 4. Мимическая гимнастика. Цель: снятие напряжения мышц лица, развитие умения распознавать эмоции. 5. Точки. Цель: тренировка объема внимания, памяти. 6. Путешествия животных. IV. Релаксация. Дерево. V. Домашнее задание. Дорисуй картинки. ___________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. 1. Пальчики здороваются. 2. Мимическая гимнастика. III. Коррекционно-развивающий блок. 1. Квадрат Пифагора. Цель: развитие внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, развитие воображения. 2. Чудесный мешочек. Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия формы. 3. Какая фигура следующая. Цель: развитие умения анализировать изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения. 4. Противоположности в картинках. Цель: развитие аналитической функции мышления, умения выделять в представленных предмета существенные признаки, в первую очередь функциональные 5. Подбери пару. Цель: развитие аналитической функции мышления. 6. Скороговорки. Цель: развитие речи, внимания. IV. Релаксация. В мире животных. V. Домашнее задание. Выучить стихотворение. Скороговорки. ________________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. 1. Пальчики здороваются. III.Коррекционно-развивающий блок. 1. Узнай по описанию. Цель: развитие мышления, речи, памяти. 2. Классификация. Цель: развитие мышления. 3. Колпак мой треугольный. Цель: развитие навыков саморегуляции, внимания, осознания собственного тела. 4. Танграм. Цель: развитие внимания, мыслительной функции анализа. 5. Лабиринт. 6. Подбери пару. IV. Релаксация. Дерево. V. Домашнее задание. Корректура (усложненная) ___________________________ I. Приветствие. Проверка домашнего задания. II. Психогимнастика. Пальчики здороваются. III.Коррекционно-развивающий блок. 1. Да и нет. Цель: развитие речи, навыков произвольного речевого общения. 2. Мамины покупки. Цель: развитие слуховой памяти, внимания. 3. Пропущенное число. 4. Волны шипят. 5. Все наоборот. 6. Сосчитай и запомни. IV. Релаксация. Дерево. Водолаз. V. Домашнее задание. Соедини точки. Придумай историю о том, как ты будешь учиться в школе. |
Использованная литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997.
2. Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы: коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с ЗПР. (Приложение к журналу «Школьный психолог»)
3. Гильбух Ю.З. Развитие интеллекта у детей. - Киев, 1994.4. Крупенчук О.Л. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2005 г.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
Михайловская Е.Л. Коррекционная работа психолога в начальной школе.
6. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд.центр «Академия», 2000 г.
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
8. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. – М.: изд-во Эксмо, 2002 г.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 г.
10. Ж-л «Дошкольный психолог» № 1 (приложение к ж-лу «Школьный психолог» № 1, 2005 г.)
11. Ж-л «Школьный психолог», № 27-28, 2004 г., № 31 2004 г.,
№ 21, 2005 г.