31.05
Домашняя работа
Практическое занятие № 36
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов (Яким Нагой, Савелий, Ермил Гирин и др.). Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Проблема счастья
Сегодня на занятии мы:
– Узнаем, кого и почему в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называют «народными заступниками».
– Поговорим о судьбах Ермилы Гирина и Савелия, богатыря святорусского.
– Раскроем смысл легенды о двух великих грешниках.
– Продолжим поиски счастливого человека в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
– Узнаем, как создавался образ Матрёны Тимофеевны.
– Поймём, в чём заключается истинное счастье с точки зрения автора поэмы.
Письменно
Ответить на вопрос поэмы: «Кто самый счастливый на Руси?»
Устно (самоконтроль):
Система вопросов и заданий
1.Глава «Сельская ярмонка »
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?
3. Каков его образ жизни?
4. Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
5. Какова его композиционная роль в главе?
6. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"?
7. Каково его отношение к народному просвещению?
8. Какое настроение вызывает эта глава?
9. Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным?
10. Какие качества русского мужика восхищают автора?
11. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
12.Познакомиться с описанием отдельных типов крестьян:
Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
|
Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).
Глава «Пир на весь мир» - атаман Кудеяр, Яков Верный, Гриша Добросклонов
План сообщения
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
«Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…»
Н. А. Некрасов создаёт собирательный образ многоликого русского народа с крестьянскими радостями и горестями, жаждой свободы и счастья. Отмена крепостного права не привела к улучшению жизни простых людей, а превратила их во временнообязанных, продолжающих существование в кабале.
В галерее ярких крестьянских образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо» есть особая категория персонажей.
Их называют народными заступниками.
Кто такие народные заступники? Это люди, готовые бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с угнетателями за правду и за свои права.
Каждый из народных заступников обладает качествами, приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя пересмотреть свои идеалы.
|
Народных заступников в поэме четыре. Это Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Надо сказать, что все они выходцы из крестьянской среды.
Крестьянское происхождение народных заступников – это новая, революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. В 60-х годах XIX века стали верить, что Россию спасут разночинцы. Некрасов же ищет силы в народной среде.
Первым из народных заступников крестьянам встречается правдолюбец Яким Нагой. Он появляется в главе «Пьяная ночь». Яким с вызовом говорит о себе собирателю фольклора Павлуше Веретенникову:
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..
Почему пьяницу Якима Нагого считают народным заступником? Он заступается за крестьян перед Павлушей Веретенниковым, который осуждает их пьянство. В гневе Яким требует не мерить крестьян господской меркой. Он рассказывает, как тяжела жизнь мужика. Чаша терпения в народной душе уже переполнена.
У каждого крестьянина
Душа что туча чёрная –
Гневна, грозна, – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые висели на стенах. Яким Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.
|
Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима Нагого.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю – матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой жизни крестьянской, того самого русского духа из былин и сказок. Он сын матери-сырой земли. Единое целое с русской природой. А его история говорит о чувстве прекрасного, которое живёт в народной душе. Тягу к прекрасному неспособны заглушить тяжёлый труд, унижения и голод.
В поиске счастливого человека крестьяне-правдоискатели встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Ермил Гирин с юности болел душой за народ. Работая писцом, он бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. Не раз и не два в рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.
Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок, спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это прегрешение довело его до попытки самоубийства. Ермил публично раскаялся, вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим. Он для себя стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.
Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и богатство угнетателей.
Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней.
У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим благополучием и попал в острог как бунтовщик.
Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в тюрьме за участие в бунте. А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.
С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной силы и мужества.
Савелий – человек богатырского сложения, он обладает звериной, медвежьей мощью.
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.
Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:
Всё терпит богатырь!
И гнётся, да не ломится,
Не ломится, не валится...
В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово «наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на безысходность крестьянской жизни:
Недотерпеть – пропасть!
Перетерпеть – пропасть!..
Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? –
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.
От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.
Что на роду написано,
Того не миновать!
Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет. Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих грешниках», в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.
Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.
Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского, столетний дуб рухнул и
«скатилося
С инока бремя грехов!»
В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.
Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.
Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на весь мир» звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная», «Солёная» и другие.
Тошен свет,
Правды нет,
Жизнь тошна,
Боль сильна.
В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником умершего хозяина.
В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит крестьянам Гриша Добросклонов.
Змея родит змеёнышей.
А крепь – грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный заступник.
Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании, чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо.
Об этом и последняя песня в главе «Пир на весь мир»:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Главу «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» исследователи называют особенной. В чём заключается её особенность?
Во-первых, большая часть этой главы написана от первого лица. Такого в поэме Некрасова больше нет.
Во-вторых, героиней поэмы становится женщина, крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина. Она и рассказывает странникам о своей судьбе и о жизни Савелия, богатыря святорусского.
В-третьих, из всех глав поэмы именно «Крестьянка» больше всего насыщена фольклорными элементами.
Создавалась эта глава очень долго. Замысел главы «Крестьянка» возник у Некрасова ещё в начале 1860-х годов.
В самый первый период работы над поэмой. Об этом говорят черновики поэта. В первом перечне эпизодов поэмы глава называется «Губернаторша».
Ещё одна запись звучит так: «Баба – конь в корене». Конь в корене, или коренной – это самый сильный конь в упряжке, на которого ложится самая большая нагрузка. Судя по всему, поэт задумывал нарисовать образ сильной женщины, на которой держится всё хозяйство.
Странники приходят к Матрёне Тимофеевне летом, в разгар жатвы. Работы невпроворот, но помощников у хозяйки нет. Скорее всего, мужчины в этом селе ушли на заработки, как это делалось, к примеру, в Костромской губернии.
К началу работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» у Некрасова уже был разработан образ женщины-крестьянки. В первой половине 60-х годов написаны поэмы «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и множество стихотворений, воспевающих красоту крестьянских женщин.
Кстати, критики эстетического направления часто обвиняли поэта в приземлённости. Они упрекали Некрасова в том, что его идеал красоты не отвлечённый и поэтически воздушный, а вполне себе реальный. Это пышущая здоровьем крепкая женщина, как Матрёна Тимофеевна или Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».
Слова из поэмы «Мороз, Красный нос» в равной мере подходят многим некрасовским героиням.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
О приземлённости говорят из-за точного описания внешности крестьянки: смуглая грудь, тяжёлые косы, босые ноги,
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей.
Это сильная, терпеливая, хозяйственная женщина. Её трудолюбием, ловкостью и строгостью нрава прежде всего восхищается поэт.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Этот «тип величавой славянки» ‒ воплощение красоты русской женщины, женщины из народа. Воплощение не только внешней, телесной красоты, но и силы духа, его поэтичности.
Обратите внимание на то, сколько песен звучит в главе «Крестьянка». Их запевает Матрёна Тимофеевна, и песни становятся неотъемлемой органичной частью повествования.
Во время работы над поэмой Некрасов изучал сборники фольклора, делал выписки, чтобы потом в поэме использовать песни целиком или перерабатывать их творчески. Такими сборниками были «Песни, собранные Павлом Николаевичем Рыбниковым» и «Причитания северного края».
«Причитания северного края» практически полностью состояли из обрядовых песен и плачей, которые были записаны со слов Ирины Андреевны Федосовой. Олонецкая крестьянка прославилась как исполнительница и знаток народных песен. Более того, составитель сборника поместил в него и биографию Ирины Федосовой. Считается, что эта биография тоже послужила источником вдохновения для Некрасова. Многие события в жизни некрасовской героини повторяют жизнь олонецкой певицы. Литературовед Василий Базанов назвал Матрёну Тимофеевну родной сестрой Ирины Федосовой.
Песни Ирины Федосовой Некрасов заимствовал полностью или частично перерабатывал, а некоторые из причитаний даже становились основой сюжета. Например, сюжет главы «Дёмушка» основан на плаче Федосовой, в котором при матери вскрывают тело погибшего ребёнка.
Можно сказать, что и словесная ткань этой главы главным образом выстроена на материале федосовских плачей и народных песен. Пример переработанной народной песни мы можем видеть в описании Дёмушки, первенца Матрёны Тимофеевны. Вот текст поэмы:
Как писаный был Дёмушка!
Краса взята у солнышка,
У снега белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
А это слова народной свадебной песни:
Как у этого млада сына отецкого
Красота взята от солнышка
Белизна-то от бела снега…
…Щёчки от мака красного,
Очи ясные – ясь сокола,
Ясна сокола заморского,
Брови чёрны черна соболя
Черна соболя сибирского
Интересно, что свадебную песню Некрасов взял для рассказа женщины о ребёнке, а не о женихе, хотя Матрёна Тимофеевна честно признаётся, что парень ей «пал на сердце». Сдержанность Матрёны Тимофеевны в словах о муже говорит о её скромности и строгости – бурно восхищаться красотой возлюбленного не в её характере. В то же время народная песня прекрасно передаёт силу чувств молодой матери, для которой нет ничего прекраснее её ребёнка. Песни, плачи, причитания, усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как горька судьба русской крестьянки.
Поэт использует пословицы, поговорки и присловья. Например, перефразирует народную пословицу, записанную Владимиром Далем «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь»:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит!
Народное речение «Журить, бранить есть кому, а жаловать некому» превратилось в строки
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Язык народных песен, пословиц и поговорок, которым рассказывается судьба Матрёны Тимофеевны, делает её жизнь типичной. За её судьбой стоит судьба целого народа, воплощённая в народном творчестве. Образ Матрёны Тимофеевны – это типичный образ русской крестьянки в России девятнадцатого века. Типична и её жизнь: бесконечный тяжёлый труд, страдания, потери и унижения
Матрёна Тимофеевна уверена, что русская крестьянка не может быть счастливой, ведь ключи от женского счастья и вольной волюшки Богом потеряны. Она говорит не только о себе, а о женской доле в целом.
Матрёну Тимофеевну в селе считают счастливой, но она прожила тяжёлую жизнь, в которой было много горя и унижений. Женщина много выстрадала от семьи мужа. Единственный, кто к ней был добр, дед мужа Савелий Корчагин. О нём Матрёна Тимофеевна рассказывает странникам.
Богатырства в Матрёне Тимофеевне не меньше, чем в Савелии. Ей всё под силу вынести и перетерпеть, ни одно горе не сломило её. Но история Савелия, которую она рассказывает, не только подчёркивает силу её духа, то, что они с Савелием, богатырём святорусским, равновеликие фигуры. Некрасов снова и снова говорит о силе гнева, зреющего в народе, о внутренней готовности крестьянина к бунту, о переполненной чаше народного терпения.
Итак, крестьяне-правдоискатели не нашли счастливого человека и среди женщин. Но в главе «Пир на весь мир» появляется истинный народный заступник и по-настоящему счастливый человек, хотя крестьяне его не узнают. Это Гриша Добросклонов.
Почему Гришу Добросклонова можно назвать счастливым человеком? Ведь он родился в бедной семье, рано потерял мать, голодал, да и будущее Гриши трудно назвать благополучным.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь
Тем не менее, Некрасов однозначно указывает на Гришу, как на счастливого человека. И объясняет, почему Гриша Добросклонов счастливый человек.
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!..
Гриша Добросклонов – единственный герой поэмы, сознательно выбравший своим призванием борьбу за народное счастье. И выбор этот он сделал пятнадцатилетним подростком.
Гриша Добросклонов – часть народа, истинный сын русского крестьянства. Он бледен и худ, потому что и в семинарии голодал из-за ворюги-управляющего. Гриша словно воплощает крестьянство, которое притесняют и обворовывают власть имущие. Николай Алексеевич Некрасов впервые показал образ «народного заступника» из крестьянской среды, а не из дворянского сословия.
Надо сказать, что, создавая образ народного заступника, поэт использовал прототипы. Фамилия Добросклонов похожа на фамилию Добролюбов, а Николай Добролюбов был пламенным революционер-демократом и ближайшим другом, и сподвижником Некрасова.
Умер Николай Добролюбов от чахотки. Другой друг и сподвижник Некрасова Николай Чернышевский был сослан на 20 лет в Сибирь.
Кроме того, Гриша Добросклонов – поэт. Некрасов вкладывает в сердце своего героя собственные чувства, а в его голову – свои стихи и песни. Например, песня «Русь» полна веры в то, что народное самосознание пробуждается, а «сила народная, сила могучая» неизбежно выведет Россию на верную дорогу.
В песне «Средь мира дольного…» заключены итоги размышлений Некрасова об истинном и ложном пути человека в жизни, о смысле бытия и представлении о счастье. Есть два пути. Первый путь просторный, по нему идут многие.
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная.
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Заметим, что именно эта дорога воплощает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей, это дорога к мирским благам.
Гришина дорога, к счастью, иная.
Другая – тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойдённого.
За угнетённого.
Песня заканчивается призывом идти по трудной дороге борьбы, быть заступником обездоленных. Таким образом Некрасов однозначно отвечает на вопрос, в чём заключается истинное счастье и в чём предназначение человека.
Именно в песнях Гриши Добросклонова звучат ответы на все нравственные и социальные вопросы поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».
Современница Некрасова Александра Григорьевна Степанова-Бородина так писала о творчестве поэта:
«Кто из наших поэтов так глубоко прочувствовал и понял русский народ, кто искреннее и честнее относился к нему, кто думает его думами, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, кто как не певец скорбей родной земли? Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как "Коробейники" и "Кому на Руси жить хорошо"».
До встречи на занятиях.