Конспект индивидуального занятия: Закрепление артикуляции, автоматизация и дифференциация звука Ш.




Название занятия: "Мишка Кеша идёт в школу".

1. Организационный момент. (1 минута)

Логопед: Здравствуй, Макар! Я рада тебя видеть! Как у тебя дела?

Ребёнок: хорошо.

Логопед: Скажи, а ты знаешь мультик "Мимимишки"?

Ребёнок: Да!

Логопед: Тебе знаком один из главных героев мишка Кеша?

-А вот и он! (используем игрушку мишка Кеша).

2. Подготовительный этап.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционной и пальчиковой моторики.

-Мишка Кеша очень хочет пойти в школу. Давай ему поможем подготовиться к школе.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. (1 минута)

Стишок: "В школу цифра шесть зовёт, шестилеток школа ждёт,

Мишка Кеша собирайся, не спеши, не отвлекайся!"

Логопед: Макар, какой звук ты сейчас слышал чаще всего?

- Ш

Логопед: Молодец! Сегодня мы вместе с Кешей будем продолжать знакомиться со звуком Ш, учиться правильно и красиво говорить его.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (1-2 минуты).

Логопед; Макар, давай для начала разомнёмся и зарядимся энергией, сделаем упражнения с мячиком-ёжиком.

(Используем Су-Джок или шарик - массажёр).

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать таким образом речевые зоны коры головного мозга. Развивать мелкую моторику.

Этот шарик непростой (любуемся шариком на левой ладошке),

Он колючий - вот какой (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать,

Раз катаем, два катаем (катаем вертикально),

Сильно шарик мы сжимаем (сжимаем шарик),

Раз сжимаем, два сжимаем,

И ладошки расслабляем.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ. (1 минута)

Логопед: А теперь давай немножко, мы подуем на ладошки!

(Вдох через нос короткий, выдох через рот длинный, не надувая щёки. При вдохе плечи не поднимаем.

Сдуваем мячик с одной и со второй ладошки по очереди несколько раз. Не прерываем воздушную струю.)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. (4-5 минут). В зависимости от умения ребёнка выполнять упражнения, и от скорости выполнения - делаем 4 или 5упражнения. Можно добавить "Лошадку" например.

Логопед: А теперь, Макар, покажем Кеше как надо тренировать губки и язычок. Чтобы хорошо отвечать на уроках, красиво рассказывать стихи и задавать вопросы учителю, язычок и ротик должны быть умелыми.

Упражнение "Улыбка-трубочка" (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3-5 секунд, затем вытянуть губы вперёд трубочкой на 3-5 секунд. Выполнять с переключением 5-7 раз. Важно: Следить, чтобы зубки не размыкались и не сдвигались!

Тянем губы мы к ушам, улыбнёмся малышам.

А потом тяни вперёд, как у слонёнка хоботок.

Упражнение "Чисти зубки" (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка).

Описание: Открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Важно: губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот открою я немножко,

Губы сделаю "окошком".

Зубы верхние - смотри:

Чищу "чашкой" изнутри.

Упражнение "Грибок". (вырабатываем верхний подъём языка, растягиваем подъязычную связку.)

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку. Важно: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре пять -

Гриб мне надо удержать.

Упражнение "Вкусное варенье". (вырабатываем движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Важно: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать её пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно "наказать непослушный язычок" и распластанный язык шпателем приподнять на верхнюю губу.

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Упражнение "Чашечка". (выработать правильную форму языка для произношения Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлёпав по немуверхней губой со звуком "пя-пя-пя"), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Важно: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

3. Закрепление артикуляции звука Ш, произношение изолированного звука. (2-3 минуты)

Логопед: Макар, напомни, куда собирается пойти Кеша?

- В школу.

- А какой первый звук в слове школа?

- Молодец, давай вместе с Кешей потренируемся произносить его правильно и красиво.

Объясняю ребёнку артикуляционный уклад звука Ш, показываю: губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щёлкой, язык похож на чашечку и поднят за бугорки за верхними зубами.

Логопед: Молодец, а теперь давай немного пошипим как змейка. (ш - ребёнок некоторое время шипит).

ФИЗМИНУТКА.

Ну что же, Кеша, ты почти готов к школе, вместе с Макаром научился произносить звук Ш.

Макар, давай поможем мишке доехать до школы на паровозе.

35-40 секунд ходьбы на месте с движениями рук и звуковым сопровождением (чух-чух-чух). Цель: физически активизироваться, укрепить дыхание и обеспечить прилив энергии и эмоциональный подъём.

4. Автоматизация звука Ш. (3 - 4 минуты)

Логопед: Ну вот мы и в школе, и у Кеши первый урок. Знаешь ли ты, Кеша, какие есть гласные звуки? Нет?

А ты, Макар? Помоги мишке.

(при необходимости напоминаю ребёнку, что это за звуки, какие они)

- Молодец, Макар. Давайте потренируемся произносить их со звуком Ш.

Ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши, шэ-шэ,

аш-аш, ош-ош и т. д.)

Следующий урок у Кеши математика.

Посчитай вместе с мишкой. (с использованием картинок).

Машина (1, 2, 3, 4, 5)

Шапка (1, 2, 3, 4, 5)

Карандаш (1, 2, 3, 4, 5)

- Молодцы Макар и Кеша!

5. Упражнение на дифференциацию звуков ш - с. (2 минуты)

Следующий урок на внимательность.

Вот мальчики Славик и Шурик. Славику в сумку надо сложить все предметы, в названии которых есть звук С, а Шурику - где есть звук Ш. (Картинки или куклы мальчиков, можно с изображением буквы, обозначающей нужный звук. + картинки предметов: шапка, шарф, шишка, карандаш, груша, носок, бусы, колесо, самолёт, автобус.)

6. Завершающий момент. (1 минута).

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Ш

-Понравилось вам в школе?

- Да.

Молодцы, Макар и Кеша, отлично сегодня потрудились! И заслужили по первой пятёрке (можно подарить ребёнку наклейку с цифрой 5 или что-то др.).

 

Материал: игрушка мишка, картинки, мячик - массажёр, магнитные гласные буквы, 2 куклы или картинки с изображением мальчиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: