Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диадектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным (рис. 1).
Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным.
Качества, формирующие креативность'
Системность |
Диалектичность |
Ассоциативность системность
Способность видеть в любых системах противоречий, мешающие их развитию; умение устранять эти противоречия, решать проблемы |
Способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых |
Способность видеть предмет или явление как целостную систему
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Диалектичностъ — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.
Психологи провели ряд исследований и установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности, анализ трудов Л. С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте:
1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении.
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
3. Формирование умения разрешать противоречия.
Системность — это способность видеть предмет или явление как
целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление дает возможность видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени.
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Воображение — это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Главная задача родителей —'пробудить интерес у ребенка. Для этого важно создавать необходимые условия. Например, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.
Вообще, познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей в возрасте трех-четырех лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом, или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, которые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствуют не только созданные определенным образом условия, но и включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. В этом помогут следующие средства:
— организация ролевой игры (в ходе этой игры педагог влияет на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий);
— коллективное сочинение сказки (дети придумывают по нескольку предложений, а педагог направляет развитие сюжета, помогая детям завершить задуманное);
— оформление специальной папки или альбома (в них помещают
наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком).
Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений.