Федеральные органы исполнительной власти;-




Криминология

ТЕМА 7

Профилактика преступности

Вопросы

1 ) Раскройте соотношение понятий «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика» преступлений.

В сфере борьбы с преступностью используется несколько терминов — это «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «профилактика преступности» и др. Необходимо отметить, что чаще всего эти понятия используются как синонимы, выражающие одну и ту же мысль. Наиболее синонимичны «предупреждение преступности» и «борьба с преступностью». Вместе с тем в предупредительной деятельности можно выделить некоторые автономные направления активности государства и общества. Думается, что можно говорить о четырех основных видах предупредительной деятельности; они отличаются друг от друга, хотя среди крими-нологов нет единства мнений по поводу того, одинаковы ли понятия этих видов или же они разные.

Предупрежде́ние престу́пности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Профилактика, т.е. воздействие на причины преступности и условия, способствующие ей. Это наибо-лее важный уровень борьбы с преступностью, поскольку в этом случае оказывается воздействие на сами криминогенные факторы, т.е. на факторы, порождающие совершение преступлений. Следовательно, это и наиболее гуманный способ борьбы с преступностью, поскольку здесь в большинстве случаев не предусмат-ривается уголовно-правовое воздействие на лиц, которые могут встать на преступный путь. Итак, это как бы генеральное направление в борьбе с преступностью и именно его государство и общество должны всемерно поддерживать и развивать.

Предотвращение недопущение совершения преступлений на стадии их планирова-ния и подготовки. Вот здесь уже значительно чаще встречается применение уголовно-правовых мер к тем, кто планирует или готовит преступление. Конечно, могут встречаться и такие случаи, когда человек лишь обдумы-вает, не делая никаких реальных шагов, совершение преступления, о чем становится известно кому-то, и принятие мер по недопущению реализации обдумываемых действий следует считать деятельностью по предотвращению преступлений.

Пресечение преступлений т.е. недопущение дальнейшего преступного поведения. При применении мер пресечения преступлений лица, которые уже совершают преступление, как правило, при-влекаются к уголовной ответственности, хотя в некоторых случаях, специально предусмотренных законом, этого не происходит.

Каковы цели и принципы профилактики преступлений?

Основными целями профилактики являются:

а) ограничение влияния негативных обстоятельств, связанных с причинами и условиями преступности;

б) воздействие на причины преступных проявлений и их условия;

в) влияние на негативные обстоятельства непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие мотивацию преступного поведения;

г) воздействие на личность, способную совершить преступление или продолжать преступную деятельность.

Основными же принципами, на основе которых осуществляется профилактика, являются: (В соответствии со статьёй 4 ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ)

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

2) законность;

3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;

4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;

6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъекты профилактики преступности.

Субъектами профилактики правонарушений являются: (Статья 5 ФЗ)

федеральные органы исполнительной власти;-

1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другими федеральными законами.

4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

1) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

2) разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

3) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

4) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

5) утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в следующих формах профилактического воздействия: 1) правовое просвещение и правовое информирование; 2) социальная адаптация; 3) ресоциализация; 4) социальная реабилитация; 5) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: