Использование первичной информации при проектировании услуг




 

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.

В современной науке рассматриваются два вида информации.

 

Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. Использование терминов «больше информации» или «меньше информации» подразумевает некую возможность ее измерения (или хотя бы коли­чественного соотнесения). При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой субъективной порядковой шкалы для оценки «больше-меньше». При объективном измерении количества информа­ции следует заведомо отрешиться от восприятия ее с точки зрения субъективных свойств, примеры которых перечислены выше. Более того, не исключено, что не всякая информация будет иметь объективно измеряемое количество.

Качество информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от

 

потребностей потребителя информации.

Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации. В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.

Адекватность — степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный но неадекватный.

Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Как ни важно измерение информации, нельзя сводить к нему все связанные с этим понятием проблемы. При анализе информации социального (в широким смыс­ле) происхождения на первый план могут выступить такие ее свойства, как истинность, своевременность, ценность, полнота и т.д. Их невозможно оценить в терминах «уменьшение неопределенности» (вероятностный подход) или числа сим­волов (объемный подход). Обращение к качественной стороне информации поро­дило иные подходы к ее оценке. При аксиологическом подходе стремятся исходить из ценности, практической значимости информации, т.е. из качественных харак­теристик, значимых в социальной системе. При семантическом подходе информа­ция рассматривается с точки зрения как формы, так и содержания. При этом информацию связывают с тезаурусом, т.е. полнотой систематизированного набора данных о предмете информации. Эти подходы не исключают количе­ственного анализа, но он становится существенно сложнее и должен базироваться на современных методах математической статистики.

 

Информацию можно разделить на виды по разным критериям.

Способ восприятия: Визуальная — воспринимаемая органами зрения. Аудиальная — воспринимаемая органами слуха. Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Форма представления: Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая — в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

Предназначение: Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Рассмотрим использование методов сбора первичной информации при проектировании такой услуги, как пошив одежды на швейной фабрике «Элегант».

Потребитель предъявляет к современной одежде все более высокие требования, хочет, чтобы она отличалась подлинной красотой и высокой степенью удобства. Работа по улучшению качества массовых изделий, расширению их ассортимента, сокращению сроков от разработки до постановки на производство новых образцов способствует выполнению задач более полного удовлетворения спроса на высококачественные изделия.

Особое значение при проектировании промышленной коллекции одежды имеет прогнозирование спроса.. Актуальность данной темы заключается в том, что период тотального дефицита модной одежды уже прошёл и, чтобы продукция российских предприятий модной индустрии была востребована потребителем, недостаточно исполнение требования к продукции только по качественным показателям. Необходим учёт предпочтений потребителей. Только выполнение этих двух условий даст возможность сохранить своё место в модном бизнесе.

Одежда относится к товарам длительного пользования и потребляется не сразу, а постепенно, утрачивая в процессе потребления, вследствие износа, свою потребительскую стоимость, то есть способность удовлетворять ту или иную потребность. В общих чертах поведение потребителя в процессе выбора изделий можно представить как комплекс факторов. Это факторы индивидуального различия (личностные): возможность, знание, отношение, мотивация и заинтересованность, личность, ценности, образ жизни потребителей, а также комплекс факторов, определяющих спрос на те или иные товары и услуги. В этой группе принято выделять объективные и субъективные факторы. В тоже время существует ряд социальных факторов.

К социально-объективным относят следующие факторы:

1) Социально-демографическая структура населения (в каждом отдельном регионе эта структура может существенно различаться).

2) Доходы и покупательная способность населения (на протяжении многих лет поочерёдно то снижение, то рост реальных доходов населения, что не могло не отразиться на структуре потребления).

3) Характеристики товара (стоимость, доступность, наличие в продаже, количественные и качественные параметры, марка изготовителя).

К социально-субъективным факторам, определяющим потребительское поведение, относятся следующие:

1) Потребности, ценности, установки потребителей (система их ценностей и ориентации).

2) Социальные и культурные нормы, традиции (спрос на определенные виды товаров и отдельные торговые марки).

3) Уровень информированности (реклама, правильный выбор каналов информации).

4) Прошлый опыт (штампы и стереотипы, сложившиеся ранее, могут оказаться очень устойчивыми).

Чтобы человек что-либо купил, у него должно появиться желание сделать это, которое, в основном, определяет поведение покупателей

Выполнение насущной потребности покупателя, как правило, заключается в предоставлении ему модной на сегодняшний день вещи. Источником получения вторичной информации о модных тенденциях служат глянцевые журналы, телевидение, интернет и др. СМИ. Здесь за образцы для подражания выбираются звёзды кино, телевидения, спорта, политики. Предприятия торговли предоставляют информацию потребителям через оформление торгового зала, рекламные показы моделей и буклеты, консультации.

Первичные данные помогают изучению мотивации и поведения потребителей. Наиболее приемлемыми для предполагаемого исследования являются различные методы опроса. Постоянно получая «обратную связь» от потребителей, узнавая их мнение, можно изучать потребительские предпочтения.

При сборе первичных данных был выбран самый распространенный инструмент исследований - анкета. Этот инструмент очень гибкий, в том смысле, что вопросы можно задавать множеством различных способов. Обычно выделяют два типа вопросов: открытые и закрытые. Следует отметить, что ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы и обрабатывать с использованием методов математической статистики и современных информационных технологий, поскольку закрытый вопрос содержит в себе все возможные варианты ответов и респондент выбирает один из них. Особого внимания требовало установление последовательности вопросов. При составлении анкеты для получения значимой информации в начале ставились контактные вопросы, целью которых было установление контакта с респондентами. Анкета составлялась по правилу воронки, то есть вопросы постепенно усложнялись. Применение этого правила создаёт расположение респондента для полного и доверительного ответа. В заключительной части анкеты размещались вопросы социально-демографического характера[18].

Объект исследования - мотивация и поведение женщин при выборе одежды.

Изучая предпочтения при выборе одежды современными женщинами, необходимо учитывать, в том числе, и исторические аспекты формирования потребительской культуры. Задача предприятий индустрии моды в данных условиях состоит в том, чтобы найти разумный баланс между взглядами производителей и потребителей одежды.

В настоящее время основную часть своей жизни женщина проводит на работе, поэтому мы ограничили свои исследования именно этой сферой её жизни. Проведение маркетинговых исследований позволяет выявить, какие требования современная работающая женщина предъявляет к своему костюму, чем руководствуется при его выборе. Но самое главное - результаты научной работы лягут в основу предпроектных исследований при разработке моделей одежды.

Результаты опроса подтвердили, что независимо от возраста женщины интересуются модой. При выборе одежды большинство женщин опираются на собственный вкус. Мнение окружающих, коллег, родственников имеет весомое значение только для женщин старшего поколения. В ходе исследования было выявлено, что за этот период не увеличилось количество предприятий, где существуют строгие требования к одежде, но существуют некоторые ограничения, а спецодежду носит в среднем около 20% опрошенных.

 

 

Рисунок 1. Требования к одежде на предприятии

 

Интересно, что хотя каждая возрастная группа женщин сформировала собственные требования к одежде и руководствуется ими при её выборе, все группы респондентов ставят корпоративный дух предприятия на последнее место (рисунок 2).

Рисунок 2. Требования, которые предъявляют женщины к одежде для работы

 

Анализ ответов на более специальные вопросы показывает, что фактор практичности во многом оказывается значимым при выборе одежды. Так, женщины отдают предпочтение тканям из смешанных волокон, имеющим однотонный окрас.

Радует, что за период проведения исследования растёт процент женщин, которые имеют потребность и возможность обновлять ассортимент своей одежды для работы каждый сезон. Но, к сожалению, отмечается определённый провал в средней возрастной группе. Вернее всего, это связано с перераспределением доходов в семье и невозможностью осуществить эту потребность.

Отмечена тенденция в предпочтениях женщин по ассортименту изделий. Если в средней и старшей возрастной группе предпочтение отдаётся комплектам, при этом очень большой процент респондентов выбирает брюки в сочетании с другими изделиями, то младшая возрастная группа (возможно где-то неожиданно) отдаёт предпочтение платью.

Основываясь на результатах первичного исследования, можно сделать вывод, что женский костюм, предназначенный для работы в офисе, должен быть удобным, соответствовать моде, отражать индивидуальность, а также иметь такую конструкцию или отделку, чтобы привлекать внимание, производить впечатление, но не выходить за рамки, установленные руководством.

Исходя из требований потребителя к костюму, можно сформулировать рекомендации для производителей. В первую очередь осуществить переход от проектирования простых привычных костюмов (пиджак+брюки, пиджак+юбка) к проектированию свободно комплектующихся серий моделей; расширить ассортиментный ряд внутри этой серии. Серия должна включать модели с различной степенью прилегания и иметь возможность выбора пропорционального решения внутри комплекта. Модели должны предусматривать возможность создания многослойного комплекта, что важно в условиях нашего климата. Серия должна быть представлена в нескольких цветовых решениях с возможностью перекрёстного объединения моделей в один комплект. Предпочтение должно отдаваться однотонным тканям, где разнообразие достигается использованием различных фактур материалов. Меньшая часть моделей может решаться из тканей с рисунком (полоска, клетка и т. д.). Кроме того, возможности комплектования моделей должны быть наглядно представлены для потребителя в виде каталогов, манекенов[19].

Данные рекомендации позволят расширить возможности потребителя в выборе одежды в соответствии с его требованиями, внешними данными, образом жизни и обеспечат его индивидуальность.

 

 

Заключение

Проектирование услуг – это сложный, многоэтапный и ответственный процесс. Оправдаются ожидания потребителя, или нет – зависит от того, как разработана услуга, насколько точной была первичная информация, полученная при проектировании услуги.

Проектирование процесса оказания услуг начинается с анализа спроса на услуги, которые сервисное предприятие может предложить своим потребителям, то есть с маркетинговых исследований, направленных на получение первичной информации.

Планирование и организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования. Для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план, в котором должны быть учтены методы и орудия проведения маркетинговых исследований, план составления выборки и способы связи с аудиторией. Выделяют такие методы сбора первичной информации, как эксперимент, наблюдение, опрос.

Наблюдение – один из возможных способов первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.

Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования - вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения.

Опрос находится между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент – для выявления причинно-следственных связей, а опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории.

Раньше исследования были нацелены скорее на открытие методов повышения объема продаж, чем на понимание нужд потребителей. Однако позже исследователи все более осознавали важность понимания потребностей покупателей. Вошли в моду фокус-группы, анкеты и обзоры. Современные специалисты используют целый набор методов получения первичной информации для того, чтобы понять потребителей, оценить рынки, а также свою рыночную эффективность.

 

Список использованной литературы

1. Березович И., Марголина Р. Организация исследования региональных рынков при формировании ассортиментной политики фирмы // Маркетинг – 2011 – №2. С. 81-83

2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д. Маркетинг.-СПБ:Питер, 2012.-448с.

3. Виниченко И.В. Потребительские предпочтения населения как исходная информация при проектировании одежды//Маркетинговые исследования. 2011.№8.

4. Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика. 2012 - 368 с.

5. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством. – М.: КноРус, 2012. – 232 с.

6. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества, 2011. – 289 с.

7. Крылова Г.Д, Соколова М.И. Маркетинг. – М., 2011.

8. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка.- М.:Инфра-М, 2012

9. Нанеишвили Б. Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях//Практический маретинг-2010-№3

10. Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных исследований // Маркетинг в России и за рубежом-2011-№4

11. Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 288 с.

12. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования.-М.:Инфра-М, 2010

13. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. – СПб: Питер, 2012. – 752с.

14. Шпак Ф.П. Проектирование процесса оказания услуг. - СПб. – СПбГУСЭ. 2011.

 

 
 


[1] Круглов М.Г. Менеджмент систем качества, 2011. – 289 с.

 

[2] Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством. – М.: КноРус, 2012. – 232 с.

[3] Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. – СПб: Питер, 2012. – 752с.

[4] Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. – СПб: Питер, 2012. – 752с.

[5] Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д. Маркетинг.-СПБ:Питер, 2012.-448с.

 

[6] Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д. Маркетинг.-СПБ:Питер, 2012.-448с.

[7] Крылова Г.Д, Соколова М.И. Маркетинг. – М., 2011.

 

[8] Березович И., Марголина Р. Организация исследования региональных рынков при формировании ассортиментной политики фирмы // Маркетинг – 2009 – №2. С. 81-83

[9] Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования.-М.:Инфра-М, 2010

[10] Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка.- М.:Инфра-М, 2012

 

[11] Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования.-М.:Инфра-М, 2010

 

[12] Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка.- М.:Инфра-М, 2012

 

[13] Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования.-М.:Инфра-М, 2010

 

[14] Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика. 2012 - 368 с.

[15] Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных исследований // Маркетинг в России и за рубежом-2011-№4

[16] Нанеишвили Б. Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях//Практический маретинг-2011-№3

[17]Нанеишвили Б. Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях//Практический маретинг-2011-№3

[18] Виниченко И.В. Потребительские предпочтения населения как исходная информация при проектировании одежды//Маркетинговые исследования. 2011.№8.

[19] Виниченко И.В. Потребительские предпочтения населения как исходная информация при проектировании одежды//Маркетинговые исследования. 2011.№8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: