ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.




Тема. Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.

 

Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить приспособления насекомых к полету и различным средам обитания.

 

Оборудование: фиксированные насекомые или их коллекции, лупы, таблицы.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Рассмотрите окраску тела и крыльев у насекомых, представленных в коллекции. Какая она? Подумайте, с чем связано такое многообразие окраски насекомых.

2. Возьмите жука, убедитесь, что у него твердый хитиновый покров. Какую роль в жизни насекомых он выполняет? Ответ запишите. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите части тела насекомых и органы, которые расположенные на голове, груди и брюшке. Нарисуйте строение жука и обозначьте следующие части тела:

 

 

I. Голова

II. Грудь.

III. Брюшко.

1. Усики

2. Глаза.

3. Ножки.

4. Надкрылья

5. Крылья.

6. Дыхательные отверстия.

 

4. В коллекции насекомых рассмотрите первую пару ножек у медведки и богомола; третью пару ножек у кузнечика (саранчи), жука-плавунца, шмеля (пчелы). Конечности каких типов у этих насекомых? Чем обусловлено такое разнообразие конечностей? Ответ запишите.

 

У медведки передние ноги_______________________________, у богомола - _____________________________________, у кузнечика третья пара ног - _________________________________, у жука-плавунца - ________________________,

У шмеля (пчелы) - _______________________________, у майского жука - _______________________________. Разнообразие конечностей насекомых обусловлено _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. В коллекции насекомых рассмотрите разнообразные ротовые аппараты насекомых. С чем связано такое разнообразие ротовых аппаратов у насекомых. Нарисуйте ротовые аппараты и запишите их типы:

 

Саранча - __________________________________________________________

Шмель - _________________________________________________________

Комар - ________________________________________________________

Муха - ___________________________________________________________

Бабочка - ___________________________________________________________

6. Вывод: ответьте на вопрос: какие приспособления к среде обитания возникли у насекомых во внешнем строении? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ____________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

Тема. Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.

 

Цель: изучить особенности внешнего строения и передвижения брюхоногих моллюсков в связи с образом жизни.

 

Оборудование: живые аквариумные моллюски, чашка Петри, пинцет, таблица.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Рассмотрите строение брюхоногого моллюска. Найдите части тела: голову, ногу, раковину. Нарисуйте внешнее строение моллюска и обозначьте следующие отделы тела моллюска:

 

1. Раковина

2. Голова

3. Нога

4. Туловище

5. Дыхательное отверстие

6. Щупальца

7. Глаза.

 

2. Проследите с какой периодичностью открывается и закрывается дыхательное отверстие.

Какую функцию оно выполняет? ______________________________________________

 

3. Проследите, как передвигается моллюск? ___________________________________________________________________________

4. Рассмотрите на голове щупальца и глаза, они имеют вид маленьких бугорков с темными

пятнами.

5.Определите, какую роль играют щупальца в жизни моллюска: прикоснитесь к ним карандашом. Что происходит? Щупальца при прикосновении к ним ___________________________________________________________________________.

Щупальца выполняют роль _________________________________________________

Глаза у моллюска выполняют роль ___________________________________________

 

7. Вывод: напишите ответы на вопросы: почему изученные моллюски называются брюхоногими; как среда обитания повлияла на внешнее строение брюхоногих моллюсков; почему моллюски передвигаются медленно и оставляют после себя влажный след? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: ______________

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

Тема. Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.

Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с условиями обитания в водной

среде, рассмотреть особенности передвижения рыб и строение органов передвижения.

Оборудование: влажные препараты рыб, пинцеты, таблицы.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. На влажном препарате определите форму тела рыбы. Какая она? Какое значение имеет такая форма тела для передвижения рыбы в воде? Форма тела рыбы _______________________________. Это ______________________________________

_________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________

2. Тело рыбы покрыто слизью. Каково значение слизи в жизни рыб? Ответ запишите

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Определите окраску спины и брюшка рыбы. Какое приспособительное значение имеет

такая окраска? ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4.Какие отделы тела можно выделить у рыб? Как они соединены между собой? Какое

значение для рыбы имеет такое соединение? Ответы запишите. В теле рыбы выделяют

отделы _______________________, ________________________ и _________________.

Они соединены между собой __________________________________________________.

Это ________________________________________________________________________

5.Видна ли боковая линия у рыб? Каково ее значение? Боковая линия у рыб _____________

______________________________________________________________________________.

6.Видна ли чешуя у рыб? Как она расположена? Какое это имеет значение в жизни рыб?

Тело рыбы покрыто _________________. Она расположена ____________________________.

Это _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

7.Рассмотрите плавники рыб. Каков характер движения плавников.

У рыб есть плавники непарные: __________________________________________________,

парные: ________________________________________________________________________.

Функции плавников распределяются так: спинной и анальный плавники _________________

______________________, хвостовой плавник _______________________________________

грудной плавник __________________________________, брюшной плавник _______________

_______________________________________.

8.Рассмотрите голову рыбы. Какие органы на ней расположены? На голове расположены

_________________ - органы _________________________, ________________________ -

_________________________, ________________, _________________________________,

которые защищают жабры. На глазах веки _____________________________. Открытие,

закрытие рта и движение жаберных крышек происходит ____________________________

______________________________________________________________________________.

9.Нарисуйте внешнее строение рыбы и обозначьте следующие органы:

I. Голова.

II. Туловище.

III.Хвост.

1. Ноздря

2. Глаз

3. Чешуя.

4. Спинной плавник.

5. Боковая линия.

6. Хвостовой плавник.

7. Анальный плавник.

8. Грудной плавник.

9. Брюшной плавник.

10. Жаберная крышка.

10.Вывод: Дайте ответ на вопрос: Какие особенности строения рыб возникли в связи с водным образом жизни? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: _____________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: