Тема. Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.
Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить приспособления насекомых к полету и различным средам обитания.
Оборудование: фиксированные насекомые или их коллекции, лупы, таблицы.
ХОД РАБОТЫ.
1. Рассмотрите окраску тела и крыльев у насекомых, представленных в коллекции. Какая она? Подумайте, с чем связано такое многообразие окраски насекомых.
2. Возьмите жука, убедитесь, что у него твердый хитиновый покров. Какую роль в жизни насекомых он выполняет? Ответ запишите. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассмотрите части тела насекомых и органы, которые расположенные на голове, груди и брюшке. Нарисуйте строение жука и обозначьте следующие части тела:
I. Голова
II. Грудь.
III. Брюшко.
1. Усики
2. Глаза.
3. Ножки.
4. Надкрылья
5. Крылья.
6. Дыхательные отверстия.
4. В коллекции насекомых рассмотрите первую пару ножек у медведки и богомола; третью пару ножек у кузнечика (саранчи), жука-плавунца, шмеля (пчелы). Конечности каких типов у этих насекомых? Чем обусловлено такое разнообразие конечностей? Ответ запишите.
У медведки передние ноги_______________________________, у богомола - _____________________________________, у кузнечика третья пара ног - _________________________________, у жука-плавунца - ________________________,
У шмеля (пчелы) - _______________________________, у майского жука - _______________________________. Разнообразие конечностей насекомых обусловлено _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
5. В коллекции насекомых рассмотрите разнообразные ротовые аппараты насекомых. С чем связано такое разнообразие ротовых аппаратов у насекомых. Нарисуйте ротовые аппараты и запишите их типы:
Саранча - __________________________________________________________
Шмель - _________________________________________________________
Комар - ________________________________________________________
Муха - ___________________________________________________________
Бабочка - ___________________________________________________________
6. Вывод: ответьте на вопрос: какие приспособления к среде обитания возникли у насекомых во внешнем строении? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Оценка ____________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.
Тема. Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.
Цель: изучить особенности внешнего строения и передвижения брюхоногих моллюсков в связи с образом жизни.
Оборудование: живые аквариумные моллюски, чашка Петри, пинцет, таблица.
ХОД РАБОТЫ.
1. Рассмотрите строение брюхоногого моллюска. Найдите части тела: голову, ногу, раковину. Нарисуйте внешнее строение моллюска и обозначьте следующие отделы тела моллюска:
1. Раковина
2. Голова
3. Нога
4. Туловище
5. Дыхательное отверстие
6. Щупальца
7. Глаза.
2. Проследите с какой периодичностью открывается и закрывается дыхательное отверстие.
Какую функцию оно выполняет? ______________________________________________
3. Проследите, как передвигается моллюск? ___________________________________________________________________________
4. Рассмотрите на голове щупальца и глаза, они имеют вид маленьких бугорков с темными
пятнами.
5.Определите, какую роль играют щупальца в жизни моллюска: прикоснитесь к ним карандашом. Что происходит? Щупальца при прикосновении к ним ___________________________________________________________________________.
Щупальца выполняют роль _________________________________________________
Глаза у моллюска выполняют роль ___________________________________________
7. Вывод: напишите ответы на вопросы: почему изученные моллюски называются брюхоногими; как среда обитания повлияла на внешнее строение брюхоногих моллюсков; почему моллюски передвигаются медленно и оставляют после себя влажный след? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Оценка: ______________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.
Тема. Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.
Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с условиями обитания в водной
среде, рассмотреть особенности передвижения рыб и строение органов передвижения.
Оборудование: влажные препараты рыб, пинцеты, таблицы.
ХОД РАБОТЫ.
1. На влажном препарате определите форму тела рыбы. Какая она? Какое значение имеет такая форма тела для передвижения рыбы в воде? Форма тела рыбы _______________________________. Это ______________________________________
_________________________________________________________________________.
__________________________________________________________________________
2. Тело рыбы покрыто слизью. Каково значение слизи в жизни рыб? Ответ запишите
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определите окраску спины и брюшка рыбы. Какое приспособительное значение имеет
такая окраска? ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4.Какие отделы тела можно выделить у рыб? Как они соединены между собой? Какое
значение для рыбы имеет такое соединение? Ответы запишите. В теле рыбы выделяют
отделы _______________________, ________________________ и _________________.
Они соединены между собой __________________________________________________.
Это ________________________________________________________________________
5.Видна ли боковая линия у рыб? Каково ее значение? Боковая линия у рыб _____________
______________________________________________________________________________.
6.Видна ли чешуя у рыб? Как она расположена? Какое это имеет значение в жизни рыб?
Тело рыбы покрыто _________________. Она расположена ____________________________.
Это _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
7.Рассмотрите плавники рыб. Каков характер движения плавников.
У рыб есть плавники непарные: __________________________________________________,
парные: ________________________________________________________________________.
Функции плавников распределяются так: спинной и анальный плавники _________________
______________________, хвостовой плавник _______________________________________
грудной плавник __________________________________, брюшной плавник _______________
_______________________________________.
8.Рассмотрите голову рыбы. Какие органы на ней расположены? На голове расположены
_________________ - органы _________________________, ________________________ -
_________________________, ________________, _________________________________,
которые защищают жабры. На глазах веки _____________________________. Открытие,
закрытие рта и движение жаберных крышек происходит ____________________________
______________________________________________________________________________.
9.Нарисуйте внешнее строение рыбы и обозначьте следующие органы:
I. Голова.
II. Туловище.
III.Хвост.
1. Ноздря
2. Глаз
3. Чешуя.
4. Спинной плавник.
5. Боковая линия.
6. Хвостовой плавник.
7. Анальный плавник.
8. Грудной плавник.
9. Брюшной плавник.
10. Жаберная крышка.
10.Вывод: Дайте ответ на вопрос: Какие особенности строения рыб возникли в связи с водным образом жизни? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: _____________________