Тема. Сравнение скелета земноводных и рыб.
Цель: изучить строение скелета земноводных в связи со средой обитания, появление органов передвижения на земле и в воде, сравнить скелет земноводных со скелетом рыб.
Оборудование: скелеты земноводных и скелеты рыб, таблицы.
ХОД РАБОТЫ.
1. На раздаточном материале рассмотрите скелеты рыб и земноводных, установите сходства и отличия в их строении.
Скелет рыбы.
1. Череп.
2. Пояс грудных плавников.
3. Туловищные позвонки.
4. Скелет спинных позвонков.
5. Скелет хвостового плавника.
6. Скелет анального плавника.
7. Хвостовые позвонки.
8. Скелет грудных плавников.
9. Скелет брюшных плавников.
10. Пояс брюшных плавников.
Скелет лягушки
1. Череп.
11.Шейный позвонок.
12.Пояс передних конечностей.
13.Кисть.
14.Плечо.
15.Предплечье.
16.Крестцовый позвонок.
17.Бедро.
18.Голень.
19.Стопа.
20.Пояс задних конечностей.
21.Сросшиеся хвостовые позвонки.
22.Туловищные позвонки.
2.Результаты запишите в таблицу.
Сравнение скелетов рыб и земноводных.
Отделы скелета | Рыбы | Земноводные |
Скелет черепа | ||
Скелет позвоночника | ||
Скелет пояса передних конечностей | ||
Скелет передних конечностей | ||
Скелет пояса задних конечностей | ||
Скелет задних конечностей | ||
Скелет плавников |
Вывод: ответить на вопросы: каковы сходства в строении скелетов рыб и земноводных; каковы
отличия в строении скелетов рыб и земноводных; чем объясняются сходства и отличия в строении скелетов рыб и земноводных?___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Оценка: _______________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.
Тема. Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, особенности строения и функций
перьев, выявить черты приспособленности птиц к полету.
Оборудование: чучело птицы, раздаточный материал контурных и пуховых перьев, лупа,
таблица.
ХОД РАБОТЫ.
1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище,
хвост. Нарисуйте внешнее строение птицы и обозначьте следующие отделы:
1. Голова.
2. Шея.
3. Туловище.
4. Хвост.
5. Ушное отверстие.
6. Глаз.
7. Подклювье.
8. Надклювье.
9. Ноздря.
10. Восковица.
2.Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму и размеры. Найдите клюв,
который состоит из надклювья и подклювья. На надклювье найдите ноздри и восковицу –
голый участок кожи, который покрывает основание надклювья. Она является органом
_______________________.
3.Рассмотрите глаза. У них есть __________________ и __________________ веки, а в
верхнем углу – мигательная перепонка. Чуть сзади и ниже от глаз расположены
__________________________________, прикрытые барабанной перепонкой.
4.Изучите строение туловища птицы: определите его форму; найдите крылья и ноги, определите, где они прикрепляются к туловищу.
|
5. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку – и пальцы с когтями. Чем они
покрыты? У каких животных есть такой покров? Ответы запишите.
Неоперенная часть ног покрыта ________________________________________________.
Такой покров есть и у _________________________________________.
6.Рассмотрите хвост птицы, который состоит из ___________________________________.
Перья хвоста выполняют функции:_______________________________________________
____________________________________________________________________________.
7.Изучите и нарисуйте строение контурного пера птицы: найдите узкий плотный стержень,
его основание – очин, опахало, которое размещено с обеих сторон стержня. Разделите
пластинки опахала и найдите бородки первого и второго порядка. Обозначьте на рисунке.
I. Пуховое перо
II. Контурное маховое перо
III. Контурное покровное перо.
1. Очин.
2. Опахало.
3. Стержень.
4. Бородка I порядка.
5. Бородка II порядка.
8.Рассмотрите и обозначьте на рисунке контурное маховое, контурное покровное и пуховое перо. Чем они отличаются?
9.Вывод. Запишите ответ на вопрос: какие приспособления для полета есть во внешнем строении птиц?_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _______________