ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Тема. Наблюдение за строением и жизнедеятельностью простейших.

Цель: изучить особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения простейших, научиться готовить временный микропрепарат одноклеточных животных, повторить правила безопасности при работе с микроскопом

Оборудование: микроскоп, постоянные микропрепараты инфузории туфельки, эвглены зеленой, амебы протея, вода из водоема, живая культура инфузории туфельки или других простейших, предметные и покровные стекла, вата, салфетки, пипетки.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Подготовьте микроскоп к работе, повторите правила безопасности при работе с увеличительным прибором. Капните воду на предметное стекло, осторожно накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат при малом увеличении. Определите форму тела, размеры, скорость передвижения простейших.

2. Рассмотрите строение тела инфузории туфельки. Нарисуйте и подпишите следующие органоиды:

1. Передний конец клетки.

2. Задний конец клетки.

3. Реснички

4. Цитоплазматическая мембрана.

5. Сократительная вакуоль.

6. Пищеварительная вакуоль.

7. Большое ядро.

8. Малое ядро.

9. Предротовое углубление.

10. Глотка.

11. Цитоплазма.

12. Порошица.

3. Рассмотрите строение эвглены зеленой или амебы протей на постоянных микропрепаратах. Определите форму клеток этих животных, найдите органоиды клеток.

4. Заполните таблицу.

 

Представитель Амеба протей Эвглена зеленая Инфузория туфелька
Среда обитания      
Размеры, общее строение        
Способ движения      
Питание        
Дыхание        
Выделение          
Размножение          
Раздражимость          

 

Вывод: Дайте ответы на вопросы: почему простейшие относятся к одноклеточным животным; каковы основные компоненты клеток простейших; какие процессы жизнедеятельности присущи одноклеточным животным?

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: __________________

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

Тема. Изучение строения пресноводной гидры.

Цель: изучить особенности строения и процессов жизнедеятельности пресноводной гидры как настоящего многоклеточного животного, научиться различать клетки тела гидры, повторить правила безопасности при работе с микроскопом.

Оборудование: тотальные препараты гидры, постоянные препараты поперечного и продольного разрезов гидры, лупы, микроскопы.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Рассмотрите препарат гидры. Определите форму ее тела, примерные размеры.

2. Рассмотрите щупальца гидры, расположенные вокруг ротового отверстия. На противоположном конце тела гидры найдите подошву.

3. Под микроскопом рассмотрите строение гидры на поперечном разрезе. Найдите внешний слой клеток, или эктодерму, внутренний слой клеток, или энтодерму. Между ними находится мезоглея.

4. Под микроскопом изучите строение гидры на продольном разрезе. Найдите кишечную полость, потом рассмотрите эктодерму и найдите кожно-мышечные, нервные, стрекательные и промежуточные клетки. Изучите строение энтодермы, найдите пищеварительные и железистые клетки, отметьте их особенности.

5. Нарисуйте строение пресноводной гидры. Подпишите органы и строение клеток экто- и энтодермы.

 

 

1. Ротовое отверстие.

2. Эктодерма.

3. Кишечная полость.

4. Нервная клетка.

5. Энтодерма.

6. Пищеварительная клетка.

7. Кожно-мышечная клетка.

8. Подошва

9. Мезоглея.

10. Железистая клетка

11. Промежуточная клетка.

12. Стрекательная клетка.

6.Сравните строение клеток энтодермы и эктодермы, заполнив таблицу.

Таблица. Клеточное строение гидры.

Слой тела Название клеток Особенности строения
  Эктодерма Кожно-мышечные В основании клеток расположено  
Стрекательные Имеют, внутри которой скручена тонкая трубочка – Снаружи у клетки есть.
Нервные Похожи на, поскольку у них есть длинные.
Промежуточные Имеют форму.
Мезоглея  
  Энтодерма Пищеварительные Как и клетки эктодермы, имеют , а также несколько и способны образовывать .
Железистые Клетки формы без .
Промежуточные Имеют форму.

 

 

Вывод. Дайте ответы на вопросы: почему гидра относится к многоклеточным животным; почему гидру называют кишечнополостным животным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:___________________

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Тема. Изучение внешнего строения и движения кольчатых червей.

 

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, выявить во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к условиям среды; изучит характер передвижения дождевого червя.

 

Оборудование: живые дождевые черви, ручные лупы, фильтровальная бумага, чашка Петри.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Рассмотрите дождевого червя: определите форму его тела, окраску, расчленение. Результаты запишите.

Форма тела червя______________________ и ______________________. Окраска ________________________. Все тело разделено на _________________________.

2. Рассмотрите членики червя. Одинаковые ли они на всем теле? В передней части несколько члеников ________________ чем остальные. Это утолщение называется ___________.

3. Найдите передний заостренный конец тела с ротовым отверстием. Какие органы чувств здесь находятся? Органы чувств _________________________________.

4. Найдите более тупой задний конец тела червя и отверстием на нем. Это ______________________________________, через которое из организма выводятся непереваренные остатки пищи.

5. Рассмотрите плоскую (брюшную) и выпуклую (спинную) стороны червя. Какого они цвета? Спинная сторона червя ____________________, чем брюшная.

6. Возьмите червя одной рукой за передний конец тела, а двумя пальцами другой руки проведите по его телу от переднего конца к заднему. Что вы ощущаете? Теперь возьмите червя за задний конец тела и проведите от заднего конца к переднему, что вы ощущаете? Результаты запишите.

В первом случае ощущается только ________________________ тела. В другом случае пальцы ______________________________________________ за выступы на теле червя. Это ____________________, с помощью которых червь ______________________________.

7. Определите, какая кожа у червя – сухая или влажная? Какое это имеет значение для жизни червя в почве. Кожа дождевого червя _________________________________. Это ___________________________________________ его передвижения в сухом грунте.

8. Положите червя на фильтровальную бумагу и последите за его передвижением. Как меняется длина и толщина тела червя? Какое значение имеет эта особенность для его жизнедеятельности? Прислушайтесь к звуку, издаваемому при движении. Выясните роль щетинок при этом Ответ запишите.

Во время движения тело червя то _________________________________, то _______________________________, то становится ________________________________, то ___________________________. Изменение длины и толщины тела помогает червю ____________________________________________________________________. Во время движения червя по бумаге слышно __________________________________. Это _______________________________ цепляются за выступы бумаги.

 

9. Нарисуйте внешнее строение дождевого червя. Обозначьте следующие части тела.

Строение дождевого червя.

 

1. Передний конец тела.

2. Ротовое отверстие.

3. Поясок.

4. Брюшная сторона.

5. Спинная сторона.

6. Членики.

7. Задний конец тела.

8. Анальное отверстие.

9. Кожа.

Вывод: дайте ответы на вопросы: какие приспособления к условиям жизни в грунте есть у

дождевого червя; за счет чего червь передвигается в почве?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Оценка _______________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Тема. Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.

Цель: изучить особенности внешнего строения речного рака в связи с водным образом жизни.

Оборудование: фиксированные раки, раздаточный материал конечностей рака, препаровальные

ванночки, пинцеты, таблица.

 

ХОД РАБОТЫ.

1. Рассмотрите окраску внешнего покрова рака. Живые раки имеют буро-коричневый или темно-зеленый цвет. Покров рака состоит из ________________, пропитанного солями кальция, что придает ему _______________________. Какое значение это имеет для рака?

Твердый хитин выполняет ____________________________ роль и является ___________________________________.

 

2. Рассмотрите части тела рака. Найдите головогрудь, покрытые хитином, и членистое брюшко. С обеих сторон головогруди панцирь загибается вниз и прикрывает жабры. Отогните панцирь и рассмотрите нитчатые жабры.

 

3. Найдите органы расположенные на голове. Какие функции они выполняют:

а) _________________________________________________________________;

б) _________________________________________________________________;

в) __________________________________________________________________.

груди _______________________________________________________________.

 

4. Рассмотрите строение конечностей. Одинаковые ли размеры и строение ходильных ног? Какие функции они выполняют? Ответ запишите ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Изучите строение брюшка. Оно состоит из ___________ сегментов и непарного _____________________________________. Найдите двуветвистые брюшные ножки, расположенные попарно на каждом членике, какую функцию они выполняют? Конечности последнего сегмента брюшка имеют вид двух парных пластинок, которые выполняют ______________________________________________. Найдите между ними анальный сегмент и анальное отверстие в нем.

 

6. Нарисуйте строение речного рака и обозначьте следующие органы:

 

1. Голова 8. Ходильные ноги

2. Грудь 9. Брюшные ножки

3. Короткие усики 10. Плавательные пластинки

4. Длинные усики 11. Анальный сегмент

5. Глаза 12. Анальное отверстие

6. Ротовые органы 13. Брюшко

7. Клешня 14. Ногочелюсти.

 

 

 

8. Вывод. Запишите ответ на вопрос: Какие приспособления к среде обитания есть во внешнем строении рака?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка __________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: