ИСТОРИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ




6.1. Период мужей апостольских (I—III вв.) Взгляд Восточной Церкви в І-ІІІ веках на ветхозаветный канон был выражен Мелитоном и Оригеном, а также составителями перевода Пешито. Суть его в том, что учители Восточной Церкви проводили различие между каноническими и неканоническими книгами, не признавая последние боговдохновенными и не включая их в списки священных книг Ветхого Завета.

Мелитон, епископ Сардийский (+ ок. 190), специально путешествовал в Палестину к иудеям, и в письме к своему брату Онисиму он первый из древних церковных писателей приводит список канонических книг Ветхого Завета. В этом перечне отсутствуют Книги Есфири, Неемии и Плач. Но Книга Неемии, скорее всего, соединялась с Книгой Ездры (тем более что некоторые древние экзегеты называли ее Второй книгой Ездры), а Книга Плач соединялась с Книгой Иеремии. Отсутствие Есфири, возможно, объясняется тем, что среди иудеев были споры относительно достоинства этой книги. Ориген (+ 254) при объяснении первого псалма перечисляет канонические ветхозаветные книги и замечает, что их количество (22 книги) соответствует числу букв еврейского алфавита. Правда, в перечне Оригена опущена книга 12-ти малых пророков, но ученые объясняют этот пропуск ошибкой переписчика, так как без этой книги у Оригена насчитывается только 21 книга. К Книге Иеремии присоединяются Плач и Послание; последняя книга отсутствует в современном еврейском каноне. Далее Ориген замечает, что кроме перечисленных им (канонических) книг у евреев существуют еще другие книги, например Маккавейская, но она не принимается ими в канон в число 22 книг. В другом месте Ориген говорит о Книгах Товита, Иудифи, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и замечает, что их следует читать оглашенным. Древний сирийский перевод Пешито, сделанный с еврейского текста в начале или середине II века по Р.Х., не имел в своем составе неканонических книг, так как использовавший Пешито преподобный Ефрем Сирин дает толкования на все канонические ветхозаветные книги, но не толкует неканонических книг. Позднее неканонические книги были перенесены в Пешито из Септуагинты. Представители Западной Церкви І-ІИ веков, при отсутствии их связей с учеными евреями, не имели ясного представления об их каноне и об отличии его от состава греческих списков Библии. Не зная еврейского языка, они вынуждены были изучать ветхозаветные книги только по переводу LXX толковников или составленному с него древнелатинскому переводу и, не видя в этих списках разграничения канонических и неканонических книг, все их считали одинаково авторитетными. Так, неканонические книги цитировали как «Писание» Тертуллиан, священномученики Климент Римский, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский (последний цитирует все неканонические книги, кроме Иудифи).

6.2. Святоотеческий период (IV-V вв.) Взгляды на ветхозаветные канонические и неканонические книги, утвердившиеся в Восточной и Западной Церкви в первые три века, оставались неизменными и во второй период. Так, отцы и соборы Восточной Церкви этого периода признавали разность в авторитете и достоинстве канонических и неканонических книг, тогда как отцы и соборы Западной Церкви, за исключением Илария Пиктавийского, Иеронима Стридонского и Руфина Аквилейского, такого разграничения не делали. Взгляды восточных отцов и соборов ІѴ-Ѵ веков на ветхозаветный канон особенно ясно изложены в 60-м правиле Лаодикийского собора (360 г.), в 39-м пасхальном послании святителя Афанасия Александрийского, в 4-м огласительном поучении святителя Кирилла Иерусалимского и в некоторых других памятниках. Лаодикийский собор (360 г.) в 39-м правиле впервые употребил термин «канонические книги» и постановил не читать в церкви неканонических книг. 60-е правило этого же собора указывает число и список канонических книг Ветхого Завета и предписывает читать их в церкви. В этом списке канонических книг вместе с Книгой пророка Иеремии исчислены как одна книга Плач, Варух и Послание, из которых две последние отсутствуют в еврейском каноне. Неканонические книги не перечисляются Лаодикийским собором.

Святитель Афанасий Великий (+ 373) в своем 39-м послании о праздниках, написанном в 365 году, то есть вскоре после Лаодикийского собора, различает три категории ветхозаветных книг: канонические, неканонические и апокрифические. Канонические книги являются «боговдохновенными». Он приводит список ветхозаветных (и новозаветных) канонических книг — почти такой же, как в 60-м правиле Лаодикийского собора, с присоединением Книг Плач, Варуха и Послания к Книге Иеремии, но Руфь считается отдельно от Книги Судей и опускается Книга Есфири, которая потом упоминается в числе неканонических книг. Общее число канонических книг Ветхого Завета у святителя Афанасия 22, «ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев»,— пишет он. После перечисления канонических книг святитель Афанасий пишет о достоинстве неканонических и апокрифических книг. Неканонические книги (Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товит) назначаются им для чтения оглашенным как полезные и назидательные для христианского обучения. Апокрифические книги совершенно отвергаются как подложные книги, написанные еретиками и вводящие в заблуждение простой народ. Святитель Кирилл Иерусалимский (+386) в своем 4-м огласительном поучении приводит список 22 книг Ветхого Завета, почти идентичный с каталогом святителя Афанасия. В отличие от святителя Афанасия святитель Кирилл все книги делит на две категории: «божественные» книги и «апокрифические». Книгу Есфири он относит к каноническим книгам и совсем не перечисляет неканонические книги. В подобном духе высказываются святитель Григорий Богослов (+ 389) и святитель Амфилохий Иконийский (+394), которые сомневаются только в каноническом достоинстве Книги Есфири. В творениях преподобного Ефрема Сирина (+ 373) и блаженного Феодорита Кирского (+ 458) можно видеть отражение традиции Антиохийской Церкви. При объяснении ветхозаветных книг они не толкуют неканонические книги, но только канонические. Таким образом, восточные соборы и отцы IV-V веков в целом дают идентичные списки книг Ветхого Завета, расхождения имеют место лишь в некоторых деталях. Так, Книга Есфири некоторыми исключалась из канона и даже помещалась среди неканонических книг, между тем как Книга Варуха и Послание Иеремии вносились в канон. Такие разногласия, вероятно, происходили под влиянием того, что у евреев имели место сомнения и споры относительно канонического достоинства некоторых ветхозаветных книг, но отчасти эти разногласия можно объяснить и личными воззрениями отцов й учителей Восточной Церкви на ту или другую книгу Ветхого Завета. В Западной Церкви в ІѴ-Ѵ веках еще более утвердился взгляд на неканонические книги как на равные каноническим. В декрете папы Дамаса от 374 года «О принимаемых и не принимаемых книгах» после канонических книг перечисляются и неканонические: Премудрость Соломона, Книги Иисуса, сына Сирахова, Товита, Иудифи и две Маккавейские книги. Исключительную роль в формировании западного воззрения на ветхозаветный канон сыграл блаженный Августин (+ 430)., В сочинении «О христианском учении» он перечисляет канонические книги Ветхого Завета (кроме Книги Плач) и вместе с книгами иудейского канона называет 6 неканонических книг: Товита, Иудифи, Первую и Вторую Маккавейские, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Блаженный Августин советует христианам читать эти книги и остерегаться апокрифов, в которых истина перемешана с ложью. Такой же перечень ветхозаветных книг был принят на трех африканских соборах, на которых блаженный Августин был председателем или членом: Иппонийском (393 г.) и двух Карфагенских (397 г. и 419 г.),— и в декретах Римских пап: Иннокентия I (от 405 г.) и Геласия (от 495 г.).

Восточный взгляд на канонические и неканонические книги не был принят на Западе, хотя и был там хорошо известен в святоотеческий период, как это видно из сочинений Илария Пиктавийского, Руфина, пресвитера Аквилейского, и блаженного Иеронима, которые признавали 22 канонические книги (с небольшими расхождениями между собой).

6.3. Средневековый период истории ветхозаветного канона (ѴІ-ХѴІ вв.) Иоанн Дамаскин (+ 754) в своем догматическом творении «О православной вере» определяет состав ветхозаветного канона, перечисляя только те книги, которые присутствовали в иудейском каноне. Книги Варуха и Послания Иеремии, которые ранее иногда встречались в списках канонических книг, в его перечне нет. В Западной Церкви вопрос о ветхозаветном каноне окончательно был решен на Тридентском соборе. Тридентский собор (1545-1563 гг.) был созван в связи с реформацией и распространением среди протестантов взгляда на неканонические книги как на апокрифы. В противовес этому взгляду в Католической Церкви окончательно восторжествовало учение о полном равенстве канонических и неканонических книг Ветхого Завета, которое ясно и определенно было выражено на Тридентском соборе 8 апреля 1546 года: «Если кто не будет признавать священными и каноническими целые книги, со всеми своими частями, как они обычно читаются в Католической Церкви и содержатся в древней латинской Вульгате, и сознательно и упорно будет отвергать установленные предания, да будет анафема». В составе ветхозаветных книг, которые Тридентский собор считает каноническими, находятся следующие неканонические книги: Книга Варуха, Послание Иеремии; Первая и Вторая Маккавейские; Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и неканонические добавления в Книгах Даниила и Есфири.

После Тридентского собора в Католической Церкви возникло учение о протоканонических и девтероканонических книгах, признанное позднее всеми католическими богословами. Это учение имело целью выразить мысль о равенстве авторитета канонических и неканонических книг и в то же время объяснить существующие между ними различия. Согласно этому учению, разделение ветхозаветных книг на книги 1-го и 2-го канона указывает на различие не авторитета, а времени признания данных книг каноническими. Протоканоническими называются книги, принятые в канон первыми вследствие того, что относительно их божественного происхождения и авторитета никогда не было сомнения. Девтероканонические книги, то есть стоящие в каноне на втором месте,— это те книги, относительно которых в Поместных Церквах в продолжение какого-то промежутка времени существовало более или менее сильное сомнение, но которые после тщательного исследования удостоились признания Вселенской Церкви.

6.4. Новое и Новейшее время (ХѴІІ-ХХ вв.) Четвертый период истории ветхозаветного канона в христианской Церкви обнимает Новое и Новейшее время — ХѴІІ- ХХ века. В этот период в Западной Европе развивается и все более набирает вес протестантский взгляд на канон Ветхого Завета, согласно которому содержание ветхозаветной части Библии должно полностью соответствовать еврейскому канону, вследствие чего неканонические книги объявляются апокрифами, а потом и совсем исключаются из изданий Библии. Распространение этих протестантских воззрений стало причиной для обсуждения на соборах Православной и Католической Церкви вопроса о каноне. Повод к этому обсуждению подало появившееся в 1629 году «Исповедание» Кирилла Лукариса, Патриарха Константинопольского. В нем признаются каноническими книги, перечисленные в 60-м правиле Лаодикийского собора, а неканонические книги в протестантском духе объявляются апокрифами. Это «Исповедание» было осуждено на соборах Константинопольском и Иерусалимском (оба собора имели место в 1672 г.), где рассматривался вопрос о ветхозаветном каноне. Иерусалимский собор при Патриархе Досифее назвал неканонические книги (Премудрости Соломона, Иудифи, Товита, историю дракона и Сусанны, то есть Дан. 13-14, Маккавейские книги и Премудрость Иисуса, сына Сирахова) «истинными частями Писания». Это определение Иерусалимского собора, сформировавшееся как реакция на крайности протестантских суждений Кирилла Лукариса, фактически выражает близкий к католическому взгляд на ветхозаветный канон. Но Константинопольский собор ясно высказался о неканонических книгах Ветхого Завета в духе отцов Восточной Церкви, признав их «добрыми и назидательными» (καλά καί εύάρεστα), и это древнее учение окончательно утвердилось во всей Православной Церкви. На соборах Русской Церкви вопрос о каноне специально не поднимался. В Катихизисе Филарета, митрополита Московского, одобренном Святейшим Синодом, ветхозаветный канон признан в объеме 22 книг еврейского канона (39 по заглавиям), а неканонические книги Ветхого Завета рассматриваются как назидательные и полезные для оглашенных, но не как источники вероучения. Исходя из всех вышеизложенных исторических данных, исчислим теперь ветхозаветные книги по православнобогословской системе. Канонические книги: Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Первая и Вторая Царств, Третья и Четвертая Царств, Первая и Вторая Паралипоменон, Первая Ездры и Неемии, Есфири. Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней. Пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12-ти малых пророков. Неканонические книги: Исторические: Вторая Ездры, Товита, Иудифи, Первая, Вторая и Третья Маккавейские. Учительные: Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Пророческие: Книга Варуха, Послание Иеремии и Третья книга Ездры. Неканонические отделы в канонических книгах: 151-й псалом; молитва Манассии (в конце 2 Пар.); 3:25-95 и 13- 14-я главы Книги Даниила; Есф. 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3; неканоническое добавление к Книге Иова — после 42:17. Все эти отделы отсутствуют в еврейском тексте. Апокрифами (слово «апокриф» означает «тайный, сокровенный») книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были приняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Православная традиция так называет писания позднего времени, возникшие между II веком до Р.Х. и I веком по Р.Х.: 1) Четвертую книгу Маккавейскую, 2) книгу Еноха, 3) книгу Юбилеев, 4) Вознесение Моисея, 5) Апокалипсис Варуха, 6) Завет XII патриархов. Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения. В Католической Церкви в рассматриваемый период, как и в предыдущие, господствует взгляд на объем ветхозаветного канона, установленный еще во времена блаженного Августина и сформулированный на Тридентском соборе. Первый Ватиканский собор (1870 г.) возвел это учение в разряд догмата. Ветхозаветный канон признан состоящим из 46 книг: к 39 книгам, входящим в православный канон, добавляются Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, Иудифь, Варух вместе с Посланием Иеремии, составляющим 6-ю главу в Книге Варуха, Первая и Вторая Маккавейские. Снова была изречена анафема на всякого, «кто не признает боговдохновенными книг, утвержденных Тридентским собором». Протестантский взгляд на канон Ветхого Завета формировался постепенно. Отношение к неканоническим книгам основоположника протестантизма Мартина Лютера видно из того, что он в своем полном немецком переводе Библии поместил и приведенные им неканонические книги, которые отделил от канонических особым надписанием: «Апокрифы, то есть книги, которые хотя и не считаются равными со Священным Писанием, но добрые и полезные для чтения». Таким образом, Лютер в вопросе о неканонических книгах стоял недалеко от древневосточного воззрения на них. Кальвин, так же как и Лютер, отделял неканонические книги от канонических, но говорил, что он не относится «к противникам учения этих книг», усматривая в них подтверждение своему учению. Цвингли решительно отвергал неканонические книги и их значение для учения веры. С течением времени под влиянием споров с католиками и анафем Тридентского собора протестантские ученые стали все более пристрастно и придирчиво исследовать неканонические книги и находить в них «погрешности», «несообразности», противоречие канонической истории и учению. Постепенно у них созрела мысль о полном удалении неканонических книг из состава Библейских кодексов. Однако неканонические книги долгое время (до XIX в.) печатались в протестантских изданиях Библии. 3 мая 1826 года Лондонское Библейское общество приняло решение печатать Библию на всех языках и распространять ее среди всех народов, но в составе одних только канонических книг. Поэтому и до настоящего времени русский Синодальный перевод Библии западными Библейскими обществами издается без неканонических книг. Таким образом, протестанты поставили неканонические книги в один ряд с апокрифами, причем и апокрифы, и неканонические книги нередко называются «псевдоэпиграфы» («ложно надписанные»). Однако православные толкователи этот термин считают неудачным, так как он применим не ко всем неканоническим и апокрифическим книгам, а в отношении только некоторых из них и указывает на несоответствие надписания и реального происхождения данной книги. Например, еще блаженный Иероним назвал псевдоэпиграфом книгу Премудрости Соломоновой ввиду того, что она ложно надписана именем Соломона. Итак, во взглядах на неканонические книги Ветхого Завета до настоящего времени существуют две крайности: в Католической Церкви сглаживается всякое различие между неканоническими и каноническими книгами, а в протестантских обществах наоборот — неканонические книги лишаются всякого значения и относятся к числу апокрифов, то есть подложных писаний. Православная Церковь в вопросе о значении неканонических книг Ветхого Завета сохранила древнее учение Восточной Церкви, признавая их полезными и назидательными, хотя и неравными с каноническими книгами, назначая их для церковного употребления и частного чтения. Неканонические книги имеются в каноне у коптов, армян, несториан, монофизитов, сирийцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: