ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА




Начало канонизации священных ветхозаветных книг восходит к глубокой древности. Издавна все народы хранили свои священные писания в храмах, тот же самый обычай существовал и у евреев. Моисей вручил написанную им книгу закона священникам, повелел положить ее одесную ковчега завета Господня и читать через семь лет, в субботний год, в дни праздника Кущей (Втор. 31:9-11, 26). Подобным же образом Иисус Навин, преемник Моисея, вписал свои слова в книгу закона Божия (Нав. 24:26). Примеру Моисея и Иисуса Навина последовал пророк Самуил, который после помазания Саула царем изложил... народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом (1 Цар. 10:25). Последующая история канонизации священных книг Ветхого Завета уже так ясно не описана в Библии, имеются только отрывочные сведения и предположения. В частности, известно, что при пророке Самуиле существовали общины «пророческих сынов» (1 Цар. 10:5,10), то есть учеников и помощников пророков; также руководителями тате называемых пророческих школ были Илия и Елисей. Можно полагать, что эти «сыны пророческие» были собирателями и хранителями священных книг, кроме того, как сообщается в Книге Паралипоменон (2 Пар. 9:29; 12:15), некоторые пророки сами были летописцами и фиксировали современные им события (Ахия Силомлянин, Иоиль, Самей, Адда). Из Книги Притчей (25:1) видно, что во времена царя Езекии существовало благочестивое и образованное общество, представители которого собрали притчи, вошедшие в последнюю часть Книги Притчей. С VIII века до Р.Х. начинается непрерывное служение 16-ти пророков-писателей, начиная с Амоса и Осии и до Малахии включительно, проходившего служение в V веке до Р.Х. Иосиф Флавий говорит, что вплоть до V века имела место преемственность пророков [см.: 21, с. 1217]; это может в частности означать, что пророки собирали, изучали и хранили священные книги. Несмотря на то что в 586 году до Р.Х. были разрушены Иерусалим и Первый храм, а иудеи уведены в вавилонский плен, священные ветхозаветные книги при этом не погибли. Согласно Второй Маккавейской книге, иудеи отправились в плен со списками священных книг, взятых у пророка Иеремии (2 Мак. 2:2). В авторитетных списках они оставались на хранении у пророков, благочестивых старейшин и священников. В частности, в числе книг, взятых иудеями в Вавилон, была Книга Иеремии; это видно из того, что ей пользовался пророк Даниил (Дан. 9:2). При возвращении из Месопотамии пленники принесли с собою в Палестину и свитки священных книг, что видно из следующих свидетельств: Зоровавель и первосвященник Иисус, вожди послепленной общины, поступали, как написано в законе Моисея, человека Божия (1 Езд. 3:2-5), а современные им священники и левиты славили Господа по уставу Давида, царя Израилева, словами псалмов (1 Езд. 3:10-11). У пророка Захарии можно видеть даже указание на принятое в еврейском богословии деление канона на «Закон» и «Пророков». Они окаменили сердце свое, говорит он о допленных иудеях, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господъ Саваоф Духом Своим через прежних пророков (ср.: Зах. 7:12). Эти слова свидетельствуют о том, что уже при жизни пророка Захарии (кон. VI — нач. V в. до Р.Х.) иудейский канон в значительной мере сформировался и даже был разделен на некоторые части. Изучая историю ветхозаветного канона, мы должны также рассмотреть вопрос о времени заключения канона. Этот вопрос до сих пор является спорным и по-разному решается в библейской науке, ввиду отсутствия прямых и ясных указаний в Священном Писании и в Предании. Однако есть четыре косвенных свидетельства для решения этого вопроса: 1) в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и в предисловии греческого переводчика к ней; 2) во Второй Маккавейской книге; 3) у Иосифа Флавия в сочинении «Против Апиона»; 4) в творениях отцов и учителей Церкви. 1. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной в III или II веке до Р.Х., присутствует «гимн отцам» (Сир. 44-49), в котором прославляются великие ветхозаветные мужи: патриархи, пророки, благочестивые цари и правители. Для истории происхождения и заключения канона здесь особенно важно, во-первых, перечисление знаменитых мужей в том порядке, в каком говорят о них священные книги, и, во- вторых, упоминание о книгах послепленного происхождения. Так, пророки-писатели перечисляются в данной книге в полном соответствии с расположением их книг в современном еврейском каноне: Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых (Сир. 48:25-28; 49:8-12). Кроме того, Иисус, сын Сирахов, приводит цитаты из книг послепленного происхождения; в частности, согласно пророчеству Малахии, он ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцов к детям (ср.: Сир. 48:10 = Мал. 4:5-6). Наконец, упоминание в Книге Иисуса о мудрых словах в учении, о гимнах, преданных писанию (ср.: Сир. 44:5), и притчах Соломона (Сир. 47:17) содержит в себе указание на псалмы Давида, писания Соломона и, возможно, вообще на все учительные книги, вошедшие в третий отдел еврейского канона — «Кетувим». Но полного перечисления книг этого отдела и вообще всех священных ветхозаветных книг здесь нет, так как автор не преследовал этой цели. Внук Иисуса, сына Сирахова, который был переводчиком его книги с еврейского на греческий язык, в составленном им предисловии пишет: Многое и великое дано [было] нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними. Далее он продолжает: дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг... Очевидно, что «прочими писателями» и «другими отечески ми книгами» переводчик, без сомнения, считал книги третьего отдела еврейского канона — «Кетувим». Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и греческого предисловия к ней можно сделать вывод, что в Ш-И веках до Р.Х. канон Ветхого Завета, по-видимому, имел тот же состав, что и в современной еврейской Библии. Но из данной книги не видно, кто и когда заключил канон Ветхого Завета, и здесь не указаны все книги, входившие в иудейский канон в III—II веках. 2. Вторая Маккавейская книга говорит об участии Неемии в собирании священных книг: Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2:13). В данном месте говорится, что к «Закону» («Пятикнижию») Неемия присоединил другие священные книги. В частности, под «сказаниями о царях» можно понимать ветхозаветные исторические книги, входившие в отдел «Ранние пророки». «Пророками» называются 15 собственно пророческих книг, от Исаии до Малахии (кроме Даниила), которые входят в отдел «Поздние пророки». Под «Давидом» подразумевается Псалтирь — первая книга отдела «Писания». Наконец, письма царей о священных приношениях—это Книги Ездры и Неемии, в которых приводятся указы Персидских царей о построении Второго храма и их дарственные грамоты. Эти книги, как и Псалтирь, входят в третий отдел иудейского канона — «Писания» («Кетувим»). Указаний на прочие книги третьего отдела еврейской Библии (например, Книги Иова, Притчи Соломона) во Второй Маккавейской книге нет, потому что автор не ставил своей целью дать полное перечисление собранных Неемией священных ветхозаветных книг. 3. Иосиф Флавий, живший в I веке по Р.Х., в сочинении «Против Апиона» защищает достоверность иудейской истории и при этом говорит, что иудеи признают 22 божественные книги, написанные до Артаксеркса, в которых содержится эта история. Он разделяет их на три категории: 5 книг Моисея содержат законы и события от сотворения человеческого рода до смерти Моисея; 13 книг пророков заключают в себе описание событий, бывших после смерти Моисея до времени Артаксеркса; 4 книги содержат гимны Богу. Всего 22 книги по канону у Флавия соответствуют числу букв еврейского алфавита. Флавий не перечисляет эти книги по заглавиям, но из ссылок на священные книги, которые он делает, становится ясно, что он имел в виду все современные канонические книги. Скорее всего, Иосиф Флавий Книгу Руфи считал частью Книги Судей, точно так же Книгу Плач он присоединял к Книге Иеремии. Об авторитете священных книг Флавий говорит следующим образом: «...несмотря на то, что столько веков уже протекло, никто не дерзнул сделать в них какие-либо прибавления, ни убавить, ни изменить что-нибудь». Упомянув о 22 священных книгах, Иосиф Флавий далее говорит, что после Артаксеркса и до его времени также были написаны некоторые книги, но им не было такого доверия, как предыдущим, потому что прекратилась преемственность пророков. В этом свидетельстве Иосифа Флавия очень важно упоминание о 22 канонических книгах, а также о времени Артаксеркса I (465-424 гг. до Р.Х.) как о границе заключения канона [см.: 21, с. 1217].

Христианские писатели и отцы Церкви на основании иудейского предания отводили священнику Ездре решающую роль в заключении канона Ветхого Завета. При этом одни (Тертуллиан, Климент Александрийский, святитель Василий Великий, блаженные Августин и Феодорит Кирский) считали достоверным свидетельство 3 Езд. 14, где говорится, что все ветхозаветные книги при взятии Иерусалима Навуходоносором были сожжены (ст. 21: закон Твой сожжен, и оттого никто не знает, что сделано Тобою или что должно им делать) и Ездра при помощи Духа Святого вновь восстановил их. Другие (святые Ириней Лионский и Иоанн Златоуст, Евсевий Кесарийский) полагали, что Ездра только сохранил и обнародовал окончательный список ветхозаветных книг. Альтернативные гипотезы о времени заключения канона. В XVII веке Барух Спиноза высказал предположение, что в ветхозаветный канон вошли книги, написанные в маккавейский период, то есть во II веке до Р.Х. Из того же, что в ветхозаветных книгах упоминается о событиях, бывших после Ездры, некоторые ученые сделали вывод, что еврейская Библия в ее настоящем виде появилась не позднее времени Птолемея Филадельфа, при котором был начат греческий перевод 70-ти толковников. В этом случае заключение ветхозаветного канона в эпоху Маккавеев было делом неизвестных благочестивых мужей. Еврейский ученый Гретц в XIX веке предложил новую гипотезу о времени заключения канона Ветхого Завета, основанием для которой послужило свидетельство Талмуда о споре раввинов на собрании в Иамнии (ок. 90 г.) относительно достоинства некоторых священных книг. Гретц посчитал, что этот отрывок ясно говорит о том, что именно на Иамнийском собрании произошло заключение канона. Однако на самом деле в талмудическом свидетельстве совсем не говорится о канонизации всех священных ветхозаветных книг, а излагается спор раввинов о достоинстве только двух книг: Екклесиаст и Песнь Песней. Некоторые раввины на основании содержания указанных книг сомневались в их каноническом достоинстве, недоумевали, почему они приняты в канон, и, возможно, старались исключить их из канона и богослужебного употребления. Но мнение знаменитого раввина Акибы о высоком достоинстве этих книг восторжествовало и положило конец спорам. Еще одна версия основана на трехчастном составе ветхозаветного еврейского канона: Закон, Пророки и Писания. Библеисты пытаются в таком делении найти следы постепенного собирания канона. Согласно этим воззрениям, Пятикнижие было собрано и канонизовано при Ездре и Неемии, канонизация отдела «Пророки» произошла до начала эллинистической эпохи (этот вывод основан на отсутствии греческих слов в пророческих книгах), наконец, третий отдел — «Писания» — вошел в канон на Иамнийском собрании. Однако трехчастный состав еврейского канона не дает оснований для признания в нем строгой хронологической системы. Так, во втором отделе «Невиим» находятся книги послепленных пророков, написанные и вошедшие в канон после плена, а в третьем отделе «Кетувим» есть писания Соломона и древние псалмы (особенно Давидовы и Асафовы), созданные и включенные в канон задолго до плена. Итак, традиционное мнение об участии Ездры и Неемии не только в составлении, но и в заключении ветхозаветного канона подтверждается некоторыми косвенными аргументами, хотя веских и решающих доводов в пользу этого, кроме свидетельства Иосифа Флавия, нет. В то же время предложенные альтернативные гипотезы страдают серьезными погрешностями. Можно считать несомненным, что еврейский канон Ветхого Завета был окончательно завершен до Иисуса Христа. Но споры о каноническом достоинстве отдельных ветхозаветных книг продолжались и после заключения канона, о чем свидетельствует его история (например, во времена святителя Афанасия Великого в IV в. иудеи спорили о каноническом достоинстве Книги Есфири).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: