Взаимоотношения. Связи по должности




Должностная инструкция педагога-психолога

______________

 

Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н); с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Настоящая инструкцияустанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-психолога.

1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям. К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:

• отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

• прохождение педагогом-психологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается приказом директора общеобразовательного учреждения.

1.6. Находится в подчинении директора школы, взаимодействует по профессиональной линии с руководителем психологической службы управления образования.

1.7. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами РФ, основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. Руководствуется правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором, требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в школе.

1.8. Педагог-психолог школы должен знать:

• основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;

• теорию и методы организации психологического исследования;

• профессиональную этику;

• международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;

• теории и методы педагогической психологии;

• процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;

• современные теории и методы консультирования;

• этические нормы организации и проведения консультативной работы в общеобразовательном учреждении;

• содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

• современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы в школе;

• закономерности развития различных категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями;

• стандартные методы и технологии, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами;

• закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы в школе;

• способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном учреждении;

• теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможностей и ограничений, предъявляемых к ним требований;

• методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;

• методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

• методы математической обработки результатов психологической диагностики;

• способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;

• психологию личности и социальную психологию малых групп;

• задачи и принципы психологического просвещения в школе с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

• формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей учащихся общеобразовательного учреждения;

• основы педагогики, формы и способы обучения педагогических работников, работающих с различными категориями обучающихся в школе;

• закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям общеобразовательных учреждений;

• приемы организации совместной и индивидуальной деятельности школьников в соответствии с возрастными особенностями их развития;

• теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов школы, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

• основы возрастной физиологии и гигиены школьников, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;

• международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;

• Трудовое законодательство Российской федерации, законодательство Российской федерации в сфере образования и прав ребенка;

• нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;

• Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

• формы, методы и способы использования дистанционных образовательных технологий;

• основы работы с персональным компьютером, электронной почтой, браузерами, текстовым редактором, мультимедийным проектором.

1.9. Педагог-психолог школы должен уметь:

• использовать качественные и количественные методы психологического обследования;

• обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;

• анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся в школе;

• владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий в общеобразовательном учреждении;

• владеть приемами работы с педагогическими работниками школы по организации эффективных учебных взаимодействий с детьми и обучающихся между собой и их общения в школе и семье;

• владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации общеобразовательного учреждения;

• разрабатывать совместно с педагогическими работниками школы индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;

• участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом школы;

• проводить индивидуальные и групповые консультации детей по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

• разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;

• применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием школьников;

• проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми;

• оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями;

• подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования;

• планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;

• проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации учащихся школы к новым образовательным условиям;

• выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи;

• осуществлять психологическое просвещение педагогических работников, администрации школы и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей;

• разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в общеобразовательном учреждении психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей на каждом возрастном этапе.

1.10. Педагог-психолог должен соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

1.11. Педагог-психолог должен строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

 

Трудовые функции

Основными трудовыми функциями педагога-психолога школы являются:

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательном учреждении.

2.2. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

2.3. Коррекционно-развивающая работа с учащимися.

2.4. Психологическая диагностика школьников.

2.5. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

2.6. Психологическая профилактика.

 

Должностные обязанности

Педагог-психолог в школе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:

• формирование и реализация планов развивающей работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

• разработка коррекционных программ;

• разработка совместно с педагогическим работником индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

3.2. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательного процесса:

• проведение консультаций с учащимися школы по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;

• консультирование администрации, педагогических работников и других сотрудников общеобразовательного учреждения по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

• консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;

• консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;

• консультирование администрации общеобразовательного учреждения, педагогических работников, а также родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

3.3. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с учащимися:

• разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для школьников;

• организация и совместное осуществление педагогами коррекции выявленных недостатков в психическом развитии обучающихся школы;

• формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями;

• проектирование в сотрудничестве с учителями индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся школы.

3.4. В рамках трудовой функции психологической диагностики школьников:

• психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;

• скрининговые обследования с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;

• составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;

• изучение интересов, склонностей, способностей школьников, в том числе с целью помощи в профориентации.

3.5. В рамках трудовой функции психологического просвещения субъектов образовательного процесса:

• информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;

• ознакомление педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов);

• просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка;

• информирование о факторах, препятствующих развитию личности школьников, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

3.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики:

• выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности школьников;

• планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения дезадаптации;

• разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;

• разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в общеобразовательное учреждение, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новое образовательное учреждение);

• разработка рекомендаций для педагогических работников школы по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных учащихся.

3.7. Педагог-психолог в школе составляет перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование, предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.

3.8. Участвует в приеме детей в общеобразовательное учреждение с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению.

3.9. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, а также развитию у учащихся готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях и профессиональному самоопределению.

3.10. Соблюдает права и свободы школьников, содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

3.11. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.

3.12. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета педагога-психолога методическими материалами.

3.13. Выполняет положения инструкции, правила охраны труда и пожарной безопасности.

3.14. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

 

Права

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.

4.2. В рамках своей компетенции вносит предложения по улучшению образовательного процесса, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе, указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.

4.3. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.

4.4. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. На создание администрацией школы условий для успешного и безопасного выполнения профессиональных обязанностей.

4.6. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.

4.7. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.

4.8. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.

4.9. Давать консультации учителям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.

4.10. На защиту профессиональной чести и достоинства. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.

4.11. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.

4.12. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.13. Повышать свою квалификацию и проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.

Ответственность

5.1. Педагог-психолог во время проводимых им мероприятий несет персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся, за обработку персональных данных, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, законных приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, своих должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

5.5. За нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

 

Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год.

6.3. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.

6.4. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.

6.6. В своей работе сотрудничает с администрацией, педагогами, классными руководителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом школы, педагогом-библиотекарем, а также со специалистами ПМПК. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.

6.7. Передает директору общеобразовательного учреждения и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения. Источник инструкции: https://ohrana-tryda.com/node/1991

6.8. Во время отсутствия в общеобразовательном учреждении педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: