Должностная инструкция педагога-психолога
______________
Общие положения должностной инструкции
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н); с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Настоящая инструкцияустанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-психолога.
1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям. К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:
• отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
• прохождение педагогом-психологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
|
1.5. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается приказом директора общеобразовательного учреждения.
1.6. Находится в подчинении директора школы, взаимодействует по профессиональной линии с руководителем психологической службы управления образования.
1.7. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами РФ, основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. Руководствуется правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором, требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в школе.
1.8. Педагог-психолог школы должен знать:
• основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
• теорию и методы организации психологического исследования;
• профессиональную этику;
• международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
• теории и методы педагогической психологии;
• процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;
• современные теории и методы консультирования;
• этические нормы организации и проведения консультативной работы в общеобразовательном учреждении;
• содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
|
• современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы в школе;
• закономерности развития различных категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями;
• стандартные методы и технологии, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами;
• закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы в школе;
• способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном учреждении;
• теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможностей и ограничений, предъявляемых к ним требований;
• методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;
• методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
• методы математической обработки результатов психологической диагностики;
• способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;
• психологию личности и социальную психологию малых групп;
• задачи и принципы психологического просвещения в школе с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
• формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей учащихся общеобразовательного учреждения;
|
• основы педагогики, формы и способы обучения педагогических работников, работающих с различными категориями обучающихся в школе;
• закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям общеобразовательных учреждений;
• приемы организации совместной и индивидуальной деятельности школьников в соответствии с возрастными особенностями их развития;
• теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов школы, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
• основы возрастной физиологии и гигиены школьников, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;
• международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
• Трудовое законодательство Российской федерации, законодательство Российской федерации в сфере образования и прав ребенка;
• нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;
• Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
• формы, методы и способы использования дистанционных образовательных технологий;
• основы работы с персональным компьютером, электронной почтой, браузерами, текстовым редактором, мультимедийным проектором.
1.9. Педагог-психолог школы должен уметь:
• использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
• обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
• анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся в школе;
• владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий в общеобразовательном учреждении;
• владеть приемами работы с педагогическими работниками школы по организации эффективных учебных взаимодействий с детьми и обучающихся между собой и их общения в школе и семье;
• владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации общеобразовательного учреждения;
• разрабатывать совместно с педагогическими работниками школы индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;
• участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом школы;
• проводить индивидуальные и групповые консультации детей по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
• разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;
• применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием школьников;
• проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями;
• подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования;
• планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;
• проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации учащихся школы к новым образовательным условиям;
• выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи;
• осуществлять психологическое просвещение педагогических работников, администрации школы и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей;
• разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в общеобразовательном учреждении психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей на каждом возрастном этапе.
1.10. Педагог-психолог должен соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.11. Педагог-психолог должен строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.
Трудовые функции
Основными трудовыми функциями педагога-психолога школы являются:
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательном учреждении.
2.2. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
2.3. Коррекционно-развивающая работа с учащимися.
2.4. Психологическая диагностика школьников.
2.5. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
2.6. Психологическая профилактика.
Должностные обязанности
Педагог-психолог в школе выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:
• формирование и реализация планов развивающей работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
• разработка коррекционных программ;
• разработка совместно с педагогическим работником индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
3.2. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательного процесса:
• проведение консультаций с учащимися школы по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;
• консультирование администрации, педагогических работников и других сотрудников общеобразовательного учреждения по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
• консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;
• консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
• консультирование администрации общеобразовательного учреждения, педагогических работников, а также родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
3.3. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с учащимися:
• разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для школьников;
• организация и совместное осуществление педагогами коррекции выявленных недостатков в психическом развитии обучающихся школы;
• формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями;
• проектирование в сотрудничестве с учителями индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся школы.
3.4. В рамках трудовой функции психологической диагностики школьников:
• психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
• скрининговые обследования с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
• составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;
• изучение интересов, склонностей, способностей школьников, в том числе с целью помощи в профориентации.
3.5. В рамках трудовой функции психологического просвещения субъектов образовательного процесса:
• информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
• ознакомление педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов);
• просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка;
• информирование о факторах, препятствующих развитию личности школьников, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
3.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики:
• выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности школьников;
• планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения дезадаптации;
• разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;
• разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в общеобразовательное учреждение, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новое образовательное учреждение);
• разработка рекомендаций для педагогических работников школы по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных учащихся.
3.7. Педагог-психолог в школе составляет перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование, предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.
3.8. Участвует в приеме детей в общеобразовательное учреждение с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению.
3.9. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, а также развитию у учащихся готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях и профессиональному самоопределению.
3.10. Соблюдает права и свободы школьников, содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
3.11. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.12. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета педагога-психолога методическими материалами.
3.13. Выполняет положения инструкции, правила охраны труда и пожарной безопасности.
3.14. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
Права
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
4.2. В рамках своей компетенции вносит предложения по улучшению образовательного процесса, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе, указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.
4.3. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.
4.4. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. На создание администрацией школы условий для успешного и безопасного выполнения профессиональных обязанностей.
4.6. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.
4.7. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.
4.8. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.
4.9. Давать консультации учителям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.
4.10. На защиту профессиональной чести и достоинства. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
4.11. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.
4.12. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.13. Повышать свою квалификацию и проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
Ответственность
5.1. Педагог-психолог во время проводимых им мероприятий несет персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся, за обработку персональных данных, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, законных приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, своих должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».
5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.5. За нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год.
6.3. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.4. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.
6.6. В своей работе сотрудничает с администрацией, педагогами, классными руководителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом школы, педагогом-библиотекарем, а также со специалистами ПМПК. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.
6.7. Передает директору общеобразовательного учреждения и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения. Источник инструкции: https://ohrana-tryda.com/node/1991
6.8. Во время отсутствия в общеобразовательном учреждении педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.