Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию сугубо человеческой, социальной памяти.
В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Только человек осмысленно творит вторую природу — культуру. Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.
2) Групповая дифференциация и лидерство
Дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
Различия членов группы по статусу можно определить с помощью социометрического метода. Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы — его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные — «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем — «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные — «отверженные».
Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы.
В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор.
В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).
|
· ЛИДЕРСТВО
Лидер (от англ. leader — ведущий). Лидер пользуется авторитетом и способен оказывать существенное влияние на поведение и сознание других членов группы. Термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке существует два отдельных термина, и отечественные психологи нередко разводят эти понятия. Лидер и руководитель различаются по происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель — целенаправленно, под контролем социальных структур.
Существует множество определений лидерства:
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.
Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
· ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
В середине 50-х гг. XX в. были выделены две фундаментальные лидерские роли — роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного).
Инструментальный лидер — лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.
|
Экспрессивный лидер — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
(P.S. Отечественный психолог Л. И. Уманский построил описание лидерских ролей на функциях, реализуемых лидерами. Он выделил лидеров-инициаторов, лидеров-эрудитов, лидеров-генераторов эмоционального настроя, лидеров-умельцев. Его ученики предложили выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов, подчеркнув, что по направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным.)
Описание лидерских ролей связывают с двумя процессами лидерства. Это Формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (именно в этом смысле употребляют и термин «руководство»). Он несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания.
Неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Он не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе.
· СТИЛИ ЛИДЕРСТВА-
Это совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.
Описание распространенных стилей принадлежит немецкому и американскому психологу К. Левину.
|
Не разделяя лидерство и руководство, К. Левин выделил три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и анархический (либеральный).
Лидер-демократ советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Авторитарный лидер устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение.
Лидер-анархист руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
(P.S. проблема многих лидеров в том, что их стиль не соответствует уровню развития группы или характеру решаемой задачи. В частности, это касается многих авторитарных лидеров. Вначале они из разрозненной массы людей создают единую группу, а потом эта группа начинает таких лидеров отвергать — группа вышла на новый уровень своего развития и перестала нуждаться в авторитарном лидерстве.)