Методические рекомендации по формированию, учету, хранению и использованию геологических коллекций в школьных краеведческих и естественнонаучных музеях




I. Обще положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации (Приложение 1.)

2. Методические рекомендации направлены на оказание практической и методической помощи:

- школьным краеведческим музеям, имеющим раздел «Природа родного края»;

- школьным естественнонаучным музеям геологического профиля;

- общеобразовательным школам, создающим геологические кабинеты и геологические уголки;

- образовательным учреждениям дополнительного образования детей, развивающим музейное дело.

3. Целью составления, сохранения и организации использования геологических коллекций (геологических музейных предметов) является обеспечение геологической информации о недрах родного края на вещественных (природных) носителях.

4. Под термином (словосочетанием) «геологическая коллекция» понимается систематизированное собрание вещественных (природных) носителей информации о недрах, должным образом изученных, описанных, подобранных и составленных по определенному признаку, приобретающее новое научное, учебное, прикладное либо культурное значение, не присущее в полной мере каждому из входящих в него образцов (предметов). Геологическая коллекция сопровождается, как правило, базой данных о коллекции и о входящих в ее состав образцах (предметах).

5. Вещественными (природными) носителями информации о недрах являются извлеченные (добытые) из недр, а также геологического изучения образцы минералов, горных пород, руд, вод, палеонтологических остатков, других объектов, должным образом документированные, имеющие пространственную, временную, и геологическую привязку и содержащие первичную геологическую информацию о недрах.

6. Геологический коллекционный образец (предмет) и /или их коллекции, обладающие качеством либо особыми признаками, которые делают необходимыми для общества их сохранение, изучение и публичное представление, могут рассматриваться как музейно-культурные ценности. К категории культурных ценностей в соответствии с законодательством о культуре относятся, в частности, «…редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, палеонтология.

7. Геологическая коллекция, которая сопровождается научным исследованием (книгой, статьей), содержащим описание и изображение (рисунок, фото) каждого их входящих в коллекцию образцов (предметов), именуется монографической.

II. Геологические коллекции и принципы их формирования

При отборе образцов нужно руководствоваться следующими правилами:- не следует искусственно придавать образцам какие-либо правильныеформы;- желательно, чтобы в одном образце породы имелось несколько минералов, например в цветных рудах - минералы свинца, цинка, меди;- следует отбирать лучшие образцы, наиболее типичные и яркие по окраске. Прежде чем раскладывать образцы, они должны быть обработаны - отмыты, отбиты до свежей поверхности. Все образцы должны иметь инвентарный номер. Он наносится как на образец (с обратной стороны) или на коробку с пробами, а также на этикетку к образцу, и в специальный журнал-каталог. На этикетке и в журнале указывается наименование породы, минерала, руды, окаменелости, место и дата отбора, фамилия, имя, отчество отобравшего или подарившего. Номер образца можно написать на плотной бумаге и приклеить к образцу.Еще лучше сделать на образце белой эмалевой краской небольшой квадратик размером 1х1 см и, когда он высохнет, черной или голубой тушью аккуратно и четко записать на нем номер. Подготовленные таким образом образцы раскладываются либо в витрины, либо в специальные ящички. Витрины обычно заказывают, а ящики можно готовить своими силами. Фанерные ящики должны быть одинакового размера. Для удобства крышку ящика можно сделать не откидную, а выдвижную, как у школьного пенала. Ящик надо зачистить шкуркой и покрыть коричневой морилкой, которой столяры подкрашивают древесину перед полировкой. Удобный размер ящиков 30 х 40 см при глубине 6 см. Применять ящики больших размером не стоит, потому что и при указанных размерах вес ящика при полной нагрузке будет не меньше 3 кг.Этикетка для образцов делается приблизительно по размеру коробки ипишется на плотной бумаге. Вот пример заполнения этикетки:
№47 Бурый железнякТуканское месторождениеБелорецкий район Республика Башкортостан
Этикетка кладется на дно коробки. Чтобы этикетка не пачкалась и не обдиралась о минерал, нужно накрыть ее стеклом или прозрачным целлофаном. На первых порах в одной витрине могут быть выставлены все типы пород, классы минералов, окаменелостей. По мере роста числа экспонатов их следует классифицировать на витрины с магматическими, метаморфическими, осадочными породами, классами минералов, разными типами полезных ископаемых.Обычно особняком создают витрины с поделочными камнями. Систематизация геологических образцов должна быть либо классической (по типам и классам), либо тематической. Более ценным является, конечно, первая, но она требует большего помещения и объема витрин. Кроме того, достичь объема классической выставки практически невозможно. В итоге в витринах будет очень много пустых мест и даже разделов. Поэтому более целесообразно комплектовать витрины по тематическому плану: образцы такого-то района, месторождения, поделочных камней, окаменелых остатков и т.д. Можно размещать минералы в коллекции и по признаку их хозяйственного использования. В этом случае в отдельные группы объединяются минеральное сырье для черной металлургии, естественные каменные стройматериалы, горючие полезные ископаемые. На витринах и на ящиках с образцами всегда должны быть общие заголовки: Коллекция минералов, Коллекция горных пород, Коллекция пород, руд и минералов Учалинского района», Цветные камни Республики Башкортостан и т.д. Время от времени необходимо просматривать коллекции, удалять дубликаты, неинтересные образцы, заменяя их новыми. Ребята всегда с большим интересом участвуют в этой работе. Появлениепервой же витрины вызывает огромный энтузиазм у всех школьников даннойшколы. Сразу хлынет поток каменных образцов. Их надо принимать с вниманием и благодарностью. В зависимости от возможностей, необходимо максимально широко выставлять подаренные образцы с указанием на этикетке, что это дар такого-то ученика из такого-то класса. Это увеличит и приток желающих в объединение юных геологов. Геологические коллекции можно использовать также на уроках географии, природоведении, химии, биологии и т.д. Очень важным элементом работы с ребятами является камнерезное дело.Оно крайне необходимо и для формирования музея. Ребята с очень большим азартом подбирают образцы для обработки и делают первые шаги в камнерезном искусстве, с большим успехом осваивают все основные этапы обработки камня: резку, торцовку, шлифовку, полировку. Первые изделия из камня, даже простые, очень украсят геологический музей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: