МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени В. Г. БЕЛИНСКОГО

 

 

Принято на заседании Ученого совета естественно-географического факультета Протокол заседания № ____ от «_____» ________________201_ г.   Декан факультета ____________ И.Н. Столяров   УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе   ___________________ Ю.А. Мазей   «_____» ___________________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Физическая и коллоидная химия

 

Направление подготовки 020208 «Биология»

 

Профиль подготовки «Биоэкология»

 

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

 

Форма обучения – Очная

 

Пенза – 2011


Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучаемой дисциплины является освоение системы знаний о фундаментальных теоретических и экспериментальных основах физической химии; овладение умениями характеризовать строение, физические и химические свойства веществ на основе законов химической термодинамики, кинетики; овладение экспериментальными учениями и навыками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развитие логики и физико-химического мышления; воспитание чувства ответственности за применение полученных знаний, умений и навыков.

Задачи изучаемой дисциплины:

­ создать чёткое представление о предмете физической и коллоидной химии – главных разделах физической химии;

­ изучить основные понятия и законы физической и коллоидной химии;

­ на основе представлений и законов химической термодинамики изучить термодинамику растворов, химических, фазовых и адсорбционных равновесий;

­ создать представление о необратимых процессах;

­ изучить основные понятия и закономерности химической кинетики и катализа;

­ на основе фундаментальных законов и закономерностей химической термодинамики и кинетики продолжить формирование представлений о химическом процессе;

­ изучить основные понятия и закономерности электрохимии.

Междисциплинарный характер. Содержание дисциплины «Физическая и коллоидная химия» строится на базе вузовских знаний по химии (общая химия, аналитическая химия), физике и математике в объеме, полученном в 1 – 2 семестре, а также знаний по химии, физике и математике в объёме программы средней школы.

Объём и содержание дисциплины «Физическая и коллоидная химия» должны служить основой для дальнейшего изучения студентами химических дисциплин, дисциплин цикла общепрофессиональной подготовки и цикла специальных дисциплин, чётко коррелировать со смежными дисциплинами путем установления межпредметных связей, способствовать усвоению и глубокому пониманию физико-химической сущности биологических наук.

Задачи воспитания. Формирование у студентов научного мировоззрения, физико-химического мышления, развитие целостных представлений о природных процессах, воспитание чувства ответственности за применение полученных знаний, умений и навыков.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Физическая и коллоидная химия» является дисциплиной вариативной части математического естественнонаучного цикла.

Дисциплина «Физическая и коллоидная химия» занимает важное место в системе подготовки специалиста-биоэколога, способного решать задачи, связанные с выбором метода анализа в конкретной ситуации и умением его применить. Изучение данной дисциплины призвано подготовить студента биоэколога работать с основными типами приборов, используемых в анализе, оформлять протоколы анализов, самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, осуществлять организацию научно-исследовательской деятельности. Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профильного цикла: «Биофизика»,»Общая экология»,»Введение в биотехнологию»,»Методов биохимических исследований»,»Спектральных методов исследования биохимии»,»Биохимии питания», дисциплин по выбору вариативной части математического естественнонаучного цикла:»Нанобиотехнологии»,»Радиобиологии»,»Методы оценки состояния окружающей среды»

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины «Биоэкология»

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

 

Коды компетенции Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
     
ОК-6 Использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания из области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Знать: теоретические основы физической химии, основные законы химической термодинамики и кинетики, электрохимии
Уметь: характеризовать строение, физические и химические свойства веществ на основе законов химической термодинамики, кинетики, работать с лабораторным оборудованием по физической и коллоидной химии: pH-метры, СФ,,КФК и тд.
Владеть: экспериментальными учениями, навыками развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развития логики и физико-химического мышления; воспитания чувства ответственности за применение полученных знаний, умениями и навыками работы с приборами: pH-метры, СФ, КФК и тд., методикой проведения экспериментальных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины «Физическая и коллоидная химия»

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Всего Лекция Практические занятия Лабораторные занятия Всего Подготовка к аудиторным занятиям Реферат Мини-проект Подготовка к экзамену Собеседование Отчёт по лаборатор. работе Коллоквиум Тест Контрольная работа Реферат Мини-проект
                                       
1. Инструктаж по Т/Б. Газовые законы. Л.р.№1 «Определение молярной массы углекислого газа измерением его объема в газообразном состоянии».                                    
2. Первый закон термодинамики. Л.р. № 2 «Опрелделение теплоты нейтрализации»                                    
3. Термохимия. Л.р.№ 3 «Определение удельной интегральной теплоты растворения соли»                                    
4. Второй закон термодинамики. Л.р. № 4 «Химическое равновесие. Направленность химических реакций»                                    
5. Термодинамический и химический потенциалы. Л.р. № 5 «Определение теплоты нейтрализации»                                    
6. Химическое равновесие. Л.р. № 6 «Гидролиз сложных эфиров в присутствии кислоты»                                    
7. Смещение химического равновесия. Контрольная работа № 1                                    
8. Фазовые равновесия. Л.р.№ 8 «Изучение кристаллизации веществ из растворов при низких температурах».                                    
9. Растворы неэлектролитов. Л.р.№9 «Определение растворимости труднорастворимых веществ по электрической проводимости их растворов»                                    
10. Растворы электролитов. Электропроводность растворов электролитов. Л.р. №10 «Измерение электропроводности растворов электролитов».                                    
11. Равновесные электродные процессы. Л.р. №11 «Определение молярной массы эквивалента меди электролизом раствора сульфата меди»                                    
12. Поверхностные явления. Адсорбция. Контрольная работа № 2 Л.р. №12 «Определение зависимости поверхностного натяжения жидкости от температуры»                                    
13. Кинетика необратимых гомогенных реакций. Л.р.№13 «Изучение скорости инверсии сахара»                                    
14. Кинетика сложных реакций. Л.р.№14 «Гидролиз сложных эфиров в присутствии кислоты»                                    
15. Теории химической кинетики. Л.р.№15 «Фотометрическое изучение кинетики разложения комплексного иона триоксалата марганца» Контрольная работа №3                                    
16. Кинетика цепных, фотохимических и гетерогенных реакций. Л.р.№16 «Фотохимические реакции комплексных соединений»                                    
17. Теория молекулярных столкновений. Теория активированного комплекса. Л.р.№17 «Разложение H2O2»                                    
18. Катализ. Кинетика ферментативных реакций.                                    
                          Промежуточная аттестация
Форма Семестр
Экзамен  
   
                                         

Содержание дисциплины

Введение

Предмет и задачи физической химии, ее место в естествознании. Основные этапы развития и современное состояние физической химии. Содержание курса физической химии. Роль физической химии в биотехнологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: