Актуализация и информирование.




Тренинг

«Наркотики, наркотическая зависимость, причины и последствия потребления, формирование зависимости»

 

Цель тренинга: повышение уровня информированности о наркотиках и наркотической зависимости.

 

Задачи тренинга:

- повысить уровень информированности о наркотиках и наркотической зависимости;

- определить причины и последствия употребления наркотиков.

Длительность тренинга: 90 минут.

 

Оборудование:

  • флипчарт;
  • бумага для флипчарта;
  • маркеры.

 

Ход занятия:

Введение:

- Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

- Принятие правил группы:

  • Каждый имеет право на собственное мнение;
  • Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии;
  • В дискуссии все говорят по очереди;
  • Не давать оценку другим участникам;
  • Каждый говорит сам за себя;
  • 0:0;
  • Сотовый телефон.

Игры и упражнения на знакомства (выполняются участниками стоя в кругу).

Задача упражнений: сломать «лед общения», наладить контакт между участниками и ведущим, подготовить группу к взаимодействию.

«Прежде чем мы с вами начнем, я предлагаю немного познакомиться и размяться. Давайте сейчас встанем в один большой круг. Стулья лучше отодвинуть, чтобы они не мешали».

  • Имена

Участники по кругу называют дважды свое имя: первый раз как вопрос, второй раз с утвердительной интонацией как ответ.

  • Приветствие

Ведущий просит поприветствовать соседей справа и слева следуя тради­циям разных народов:

- Крепким рукопожатием;

- Склонившись и сложив руки как для молитвы;

- Дотронувшись до мочки уха;

- Коснувшись носами;

- Троекратно обнимаясь;

- и т.п.

  • Присядка

Ведущий просит всех встать в один общий круг как можно ближе друг к другу, положить руки соседям на плечи. По команде ведущего все участники должны начать одновременно приседать, громко вместе считая количество приседаний. Весь круг должен присесть десять раз.

Важно, чтобы все стоящие в кругу поддерживали друг друга и приседали одновременно. Несоблюдение правил может привести к травмам среди участников.

  • Яблоки и бананы

Участники делятся на 2 группы, называя по очереди названия фруктов. Каждая группа должна сесть отдельно, образовав свой круг.

Актуализация и информирование.

 

Мозговой штурм «Зависимость» (10 мин).

Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость, каковы механизмы формирования химических зависимостей.

Начни упражнение так: «Когда мы говорим о наркотиках, то, прежде всего, говорим о зависимости. Что такое зависимость? От чего у людей может возникнуть зависимость?». Каждая из двух подгрупп в течение 3-5 минут в режиме мозгового штурма должна составить список того, от чего у человека может возникнуть зависимость. По истечении времени попроси группы по очереди называть по одному пункту из своих списков. Сначала одна команда называет пункт, затем другая и т.д. не повторяя то, что уже было сказано. Записывай называемые командами пункты на доске. У вас может получиться, например, такой список:

- Интернет;

- Любимый человек;

- Наркотики;

- Азартные игры;

- Коллекционирование;

- Религия;

- Табак;

- Алкоголь;

- Работа;

- Семья;

- И др.

После того, как группы завершат называть свои варианты, поблагодарите участников за работу и попросите послушать определение.

ЗАЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование …)».

Обратите внимание участников на то, что, так или иначе человек и его жизнь всегда зависит от чего-то: от погоды – нам нужно одеваться «по погоде»; от семьи - семья заботиться о нас, а мы о своей семье и т.д. Другими словами, человека окружают люди и события которые влияют на его жизнь, а человек влияет на них. Совсем другое дело, когда что-то (какое-то увлечение или какое-то вещество) начинает подчинять себе человека и его жизнь, когда что-то становиться единственным смыслом жизни человека, полностью управляет его волей.

 

Упражнение «Марионетка» (15-20 мин).

Задача: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он несвободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы.

Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

Обсуждение

Задайте группе следующие вопросы:

  • Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?
  • Понравилось ли им это чувствовать, комфортно ли им было?
  • Хотелось ли что-либо сделать самому?

Попросите желающих участников свободно высказываться. Если необходимо вновь повторите вопросы. После того как все желающие высказались, спросите у группы:

  • Как данное упражнение соотносится с темой «зависимость»?

Поощряйте высказывания и сравнения «Зависимый человек похож на марионетку», «Наркотики подчиняют себе человека», «Не сам человек, а зависимость диктует ему что делать» и т.п.

 

Информационный блок «Химические зависимости» (15 мин).

Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость, каковы механизмы формирования химических зависимостей.

Обратите внимание участников на список того, от чего у человека может возникнуть зависимость: «Посмотрите, все то, что мы перечислили можно разделить на две группы – химические и нехимические зависимости. Химические зависимости отличает то, что это зависимости вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения. Веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания».

Обведите или подчеркните в имеющемся у вас на доске списке вещества вызывающие химическую зависимость:

- Интернет;

- Любимый человек;

- Наркотики;

- Азартные игры;

- Коллекционирование;

- Религия;

- Табак;

- Алкоголь;

- Работа;

- Бензин или клей;

- Семья;

- И др.

Поясните, что особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться частью обменных процессов организма.

 

Предложите участникам рассмотреть, как это происходит:

«В организме человека существуют специальные вещества – эндорфины. Они отвечают за торможение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках.

Кроме того, они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм вырабатывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события таких веществ вырабатывается больше, когда печальные – меньше.

 

Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны головного мозга отвечающие за удовольствие.

Попадая в организм, наркотик с током крови разносятся по всему организму. Проникая в нервную систему, он блокирует все болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувствует боли.

Боль – уникальная функция нервной системы, это — сигнал опасности. Если что-то начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к разрушениям в клетках организма. В первую очередь наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности – болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль.

Нужно отметить, что, привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, просто общаться «на трезвую голову».

Задайте участникам следующие вопросы:

- Что произойдет, если человек вдруг перестанет употреблять наркотики?

- Как вы думаете, что чувствует человек, когда каждая клетка нервной системы подает сигнал боли?

 

Дайте участникам высказаться. Подведите итог сказанному: «Когда наркоман лишается наркотика, возникает абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома — ломка».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: