ОАО Канашский завод "Стройтехника" предполагает производить электротехническую технику, а именно трансформаторы сварочные.
Главной целью настоящего бизнеса является получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Реализация бизнес-плана позволит решить следующие задачи:
Удовлетворить потребности рынка в данной электротехнической технике.
Создать новые источники получения прибыли за счет диверсификации предприятия.
Обеспечить загруженность производственных мощностей.
Результатом прогноза должно быть доказано, что выпуск необходимой продукции требует расширения производства за счет форм воспроизводства основных фондов технического перевооружения, реконструкции, которые позволят удовлетворить потребности страны региона.
Инвестиционный проект (ИП) - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Это официальная трактовка, которая определяет государственное понимание термина инвестиционный проект[9]. Однако некоторые экономисты придерживаются другого мнения.
Как и любой вид анализа, анализ эффективности инвестиционного проекта имеет определенные цели и задачи. Говоря о целях анализа эффективности состоятельности, следует заметить, что основной целью анализа является принятие решения о реализации инвестиционного проекта. Кроме того, может быть выделена такая стратегическая цель анализа эффективности, как улучшение экономического состояния государства, которое выбирает для реализации наиболее эффективные проекты.
|
В ходе анализа эффективности инвестиционного проекта финансовой службой предприятия должны быть решены следующие задачи[10]:
1. Проведение агрегированного анализа проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов.
2. Разработка схемы финансирования проекта.
3. Обеспечение максимизации прибыли от реализации инвестиционного проекта.
Если для реализации проекта требуются заемные средства, то анализ эффективности инвестиционного проекта может быть проведен кредитными организациями и другими инвесторами. В этом случае задачами анализа инвестиционного проекта будут являться:
1) анализ соответствия объема средств, запрашиваемых предприятием, тому объему заемных средств, который реально необходим для обеспечения эффективности проекта;
2) минимизация риска, связанного с инвестированием средств в проект;
3) выбор проекта, наиболее отвечающего интересам кредитора.
Целью настоящей работы является анализ предполагаемого производства продукции и обоснование решений стратегического планирования ОАО "Стройтехника".
На рынке ощущается недостаток этой продукции.
Необходимые инвестиции для организации серийного производства электрической техники, указанного вида составляют 709.1 тыс. руб., в том числе средства инвестора в размере 222.2 тыс. руб.
Ежегодный объем прибыли после выхода на планируемый объем продаж (2008 год) составит 611.1 тыс. руб.
|
Инвестором является КБ "Ульяновск", который имеет непосредственные интересы в успешной деятельности ОАО "Стройтехника", так как участвует в его уставном капитале.
Инвестиционный кредит является льготным (процентная ставка составляет 11.7% годовых). Срок его погашения при работе предприятия по запланированному графику - 25 месяцев.
Источником погашения кредита и процентов по нему является прибыль от производства указанной техники, причем погашение процентов по кредиту начинается через 6 месяцев после начала инвестирования.
Участие инвестора в уставном капитале предприятия и получение процентов позволит ему получить к 2010 году доход равный 274.1 тыс. руб.
Обеспечением заемщика под предоставляемый кредит является залог имущества предприятия и прибыль, получаемая от всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.
Канашский авторемонтный завод организован решением Чувашского Совнархоза 5 мая 1961 года на базе моторно-ремонтного цеха завода автозапчастей (в бывшей МТС) производственной площадью всех крытых зданий 2526 кв. м при наличии металлорежущего оборудования 25 единиц.
Валовой объем продукции за 1961 год составил 220 тыс. руб. Завод производил капитальный ремонт автомобилей ГАЗ-51 и ЗИС-5.
Численность промышленно-производственного персонала составляла 105 человек, средняя зарплата одного работающего - 71 руб. в месяц.
В 1963 году завод приступил к ремонту новой марки автомобилей ЗИЛ-585 и их агрегатов.
В 1964 году во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР № 271 от 8 марта 1962 года был заложен первый кирпич по строительству главного корпуса авторемонтного цеха и начато строительство 64-х квартирного жилого дома. С 1964 года завод стал работать рентабельно.
|
Постановлением главы Канашской городской администрации № 340 от
19.07.1993 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерное общество от 1 июля 1992 года № 741 зарегистрировано Акционерное общество открытого типа "Стройтехника".
В соответствии с Уставом основными видами деятельности акционерного общества являются: производство прицепов, полуприцепов для перевозки строительных железобетонных изделий, сыпучих грузов, машин и механизмов; производство нестандартных металлоконструкций; капитальный ремонт автомобилей, двигателей, агрегатов ЗИЛ-130, МАЗ-555; производство товаров народного потребления: банки под краски 3-х литровые, банки под крем для обуви, оказание платных услуг населению.
Высшим органом управления обществом является собрание акционеров. На основании решения общего собрания акционеров завода "Стройтехника" и постановлением главы Канашской городской администрации 27 июня 2002 года зарегистрирован Устав открытого акционерного общества Канашский завод "Стройтехника" в новой редакции.
Документы акционерного общества открытого типа и открытого
акционерного общества "Стройтехника" подверглись научно-технической обработке в июле 1999 года.
Основной целью общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности являются:
Производство прицепов, полуприцепов для перевозки строительных железобетонных изделий, сыпучих грузов, машин и механизмов, в том числе прицепов-тяжеловозов ИН-6006, У-4005, прицепов самосвальных С-0806, полуприцепов-панелевозов ПП-1307, полуприцепов-самосвальных ПС-1411А, производство нестандартных металлоконструкций; оказание платных услуг населению.
На заводе имеется 5 основных участков по сборке прицепов и полуприцепов:
участок по сборке прицепов и полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 75 т;
участок по изготовлению самосвальных прицепов и полуприцепов;
участок по изготовлению полуприцепов-площадок;
участок по изготовлению полуприцепов-панелевозов;
участок по сборке осей с колесами и тормозами ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ.
Каждый участок кроме своей основной продукции может выпускать и другую продукцию, как фургоны, контейнера, прицепы-роспуски.
Конкурентными преимуществами продукции предприятия по отношению к аналогичной продукции других производителей является удобное географическое расположение завода, повышенная прочность, надежность (особенно ходовой части), допуски незначительных перегрузок, модифицируемость.
Географическое местоположение, занимаемое предприятием, обуславливает охват рынка практически на всей европейской части России, также Уральский и Сибирский регионы за счет новых видов продукции, шалогов которой не производят конкуренты (модернизированный автовоз нa 8 автомобилей ВАЗ, полуприцепы с гидравлическими трапами, низкорамные прицепы).
Таким образом, в 2003 году складывается благоприятная обстановка для производства электротехническую технику, а именно трансформаторы сварочные, на существующих мощностях ОАО "Стройтехника" г. Канаша без увеличения производственных фондов и при сложившемся уровне трудовых ресурсов. Этот вывод подтверждается сформированной программой производства на 2008 год и регионами потребителей продукции ОАО "Стройтехника".
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой могут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.
Условия перехода к рыночной экономике побуждают трудовые коллективы к постепенному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе и основных фондов.
Более полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех eгo технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости.
Кроме основных производственных участков на заводе имеются следующие технологические производства:
Механообработки;
заготовительный;
Сварочное;
Гальваническое;
Прессовки;
Электроизмерительное;
Окраски;
Транспортный;
Сборочное.
Стоимость основных производственных фондов составляет 22327 тыс. руб., со средним износом 42%. Общее количество оборудования 257 единиц. Списочная численность рабочего и обслуживающего персонала 114 чел.
Предприятие имеет удобно расположенные железнодорожные пути, необходимые энергетические ресурсы, а также квалифицированные инженерные и рабочие кадры.
Характеристика продукции:
Однофазные, однопостовые сварочные трансформаторы предназначены для ручной дуговой сварки покрытыми металлическими электродами. Имеют падающие внешние характеристики.
ТДЭ-20-01 ТДМ-30-00/26 [11] [8] ТДМ-50-02
Рис.1 Внешний вид трансформаторов сварочных.
Тип трансформатора | Способ регулирования тока | Способ передвижения |
ТДЭ-20-01 | Электрический | Переносной |
ТДМ-30-00 | Механический | Передвижной |
ТДМ-50-02 | Электромеханический | Передвижной |
Основные параметры трансформаторов
Тип трансформатора | Номинальный сварочный ток, А | Номинальное рабочее напряжение, В | Минимальный сварочный ток, А | Минимальное рабочее напряжение. В | Номинальный режим работы, ПН% |
ТДЭ-20-01 | 200±10% | 28±10% | 90±10% | 22,8±10% | Не менее 20 |
ТДМ-30-00 | 300±10% | 42±10% | 120±10% | 22,4±10% | |
ТДМ-30-26 | 300±10% | 42±10% | 120±10% | 22,4±10% | |
ТДМ-50-02 | 500±10% | 60±10% | 250±10% | 24±10% |
ПН - перемежающийся режим работы при цикле 5 мин. без отключения первичной обмотки трансформатора от сети во время паузы.
Габаритные размеры, вес
Тип трансформатора | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, кг |
ТДЭ-20-01 | ||||
ТДМ-30-26 | ||||
ТДМ-30-00 | ||||
ТДМ-50-02 |
По сравнению с зарубежными аналогами основными преимуществами являются:
Низкая цена;
Адаптированность к российским электрическим сетям;
Надежность и простота эксплуатации.
Проведенные маркетинговые исследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существовании значительного объема спроса на сварочные трансформаторы.
Потенциальными потребителями являются строительные фирмы и физические лица.
Спрос на данную продукцию стабилен, так как сварка является важнейшим компонентом технологического процесса строительства.
В настоящее время ведутся переговоры и подписаны предварительные договоры на поставку этой техники строительным компаниям.
Основными конкурентами являются зарубежные поставщики из Москвы и московской области и Ростова и Ростовской области, однако, ввиду очень высокой цены на их продукцию не следует ожидать какой-либо серьезной конкурентной борьбы; а также поставщики из г. Лермонтов (завод “Микроом”), которые составляют конкуренцию.
Маркетинговой службой предприятия выявлена потенциальная потребность рынка на период до 2010г. Сегментация рынка этой электрической техники проведена по географическому признаку.
Маркетинговые исследования, проведенные по этому рынку, свидетельствуют о том, что рынок является олигополистическим, и при существующем уровне цен и качественных параметрах продукции ОАО "Стройтехника" вполне может стать лидирующим предприятием в этой области.
Перспективы развития рынка электротехнических изделий позволяют прогнозировать увеличение объемов продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей предприятия.
Данная электрическая техника прошла этап экспериментального освоения и отработки технологии на предприятии. Трудности в освоении технологии практически отсутствуют. Сопоставление возможного объема продаж с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать объемы производства и реализации продукции на период до 2011 года.
Это состояние проиллюстрировано табл.2.
Трудоемкость изготовления электрической техники по видам работ представлена в табл.3.
Производство данной электрической техники организуется на действующих производственных площадях ОАО "Крон" с использованием существующего оборудования. Однако для серийного производства необходимы затраты на приобретение дополнительного оборудования и оборотных средств, на техническую подготовку производства и его частичную реконструкцию. Потребность в этих средствах указана в табл.4.
Потребность в материальных ресурсах, с указанием основных поставщиков представлена в табл.5.
Производство новых видов электрической техники не повлечет за собой дополнительного набора персонала и рабочих кадров и их обучения, а требуется лишь определенная перестановка работников.
Смета расходов на производство электрической техники представлена в табл.6.
Калькуляция по видам предлагаемой электрической техники представлена в табл.7.
Необходимые размеры инвестиций связаны с освоением нового производства и новых технологий. В связи с этим требуется проведение реконструкции и технического перевооружения ряда производств.
Для этого необходимо следующее:
Приобретение оборудования;
Строительно-монтажные работы, связанные с монтажом и демонтажем оборудования;
Необходимые проектно-конструкторские работы;
Технологическая подготовка производства;
Общая потребность в инвестициях составляет на период 2008-2011 г. г.709.1 тыс. руб., в том числе в 2008 г. - 271.27 тыс. руб.
Инвестором выступает КБ "Ульяновск"
Инвестиции представляются инвестиционным кредитом и участием КБ "Ульяновск" в уставном капитале ОАО "Стройтехника".
Структура инвестиционных издержек представлена в табл.8.
Наибольших вложений потребует пополнение оборотных средств, так как на предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств.
Источниками финансирования являются:
Средства инвестора в размере 222.22 тыс. руб. с финансированием во 2 квартале 1999 года;
Собственные средства предприятия в общей сумме
486.88 тыс. руб. (за счет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений).
Общая схема финансирования представлена на табл.9.
В течение первых двух лет (2008-2009г. г) всю чистую прибыль предприятия предполагается направить на развитие производственных мощностей и пополнение оборотных средств. В 2009 г. предусматривается начало погашения кредита и выплата гарантированных дивидендов инвестору. С 2008 года начисление дивидендов предусматривается всем участникам проекта. Возвратить кредит планируется в конце 2011 года. При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 48.08 тыс. руб. и гарантированный доход в виде дивидендов в сумме 101.08 тыс. руб. Кроме того, участие в прибыли 2011 года позволит получить еще 125 тыс. руб. Таким образом, инвестор получит доход в недисконтированных оценках равный 274.16 тыс. руб.
Обеспечением по кредиту являются:
Залог имущества предприятия;
Участие кредитора в уставном капитале предприятия;
Прибыль, получаемая предприятием (в том числе и от других бизнес - линий).
План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика ОАО "Стройтехника" предполагает обеспечение широкого ассортимента различных модификаций предлагаемых моделей трансформаторов и гибкое приспособление к рыночным условиям.
Товарная стратегия предприятия предусматривает:
Создание различных модификаций данной электрической техники по ограниченному набору базовых моделей;
Учет требований потребителя к характеристикам предлагаемой техники;
Различную комплектацию при поставке;
Постоянное улучшение электротехнических показателей и эксплуатационных характеристик.
Ценовая политика по электрической технике увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко - и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
Использование механизма гибких цен в зависимости от модификации и комплектации электрической техники;
Хорошее качество при ценах ниже зарубежных аналогов;
Разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставки.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек производства при загрузке производственных мощностей (80%) и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ОАО "Стройтехника" ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию.
Сбытовая стратегия заключается в:
Создании и регулировании коммерческих связей;
Рекламной деятельности в различных формах;
Участии в выставках и ярмарках и презентации демонстрационных образцов.
Сервисная политика предприятия предполагает пред - и после продажный сервис.
Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение, анализ и учет требований заказчиков с целью совершенствования изделий.
Послепродажный сервис предусматривает комплекс работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию (ремонт, поставка запасных частей, обучение персонала и т.д.). Гарантийный срок на эту технику составляет 1 год, что превышает соответствующие мировые стандарты.
Потенциальные риски ОАО "Стройтехника" представлены производственными рисками, коммерческими рисками, финансовыми рисками и рисками, связанными с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.
Мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль над ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем их дублирования.
Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.)
Мерами по снижению коммерческих рисков являются:
Систематическое изучение конъюнктуры рынка;
Создание дилерской сети
Рациональная ценовая политика
Создание сети сервисного обслуживания
Реклама и т.д.
Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса рубля и т.п. Они могут быть снижены путем создания системы финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами и потребителями на условиях предоплаты и т.д.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны, забастовка и т.п.). Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
Целью разработки настоящего финансового плана является определение эффективности производства данных видов электрической техники.
Общая потребность в инвестициях, которая определена составляет 709.1 тыс. руб., в том числе в 2008 г. - 271.27 тыс. руб.
Источниками финансирования являются:
Средства инвестора в размере 222.22 тыс. руб. с финансированием во 2 квартале 2008 года;
Собственные средства предприятия в общей сумме 486.89 тыс. руб., в том числе в 2008 г. - 49.05 тыс. руб. (за счет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений).
План доходов и расходов и расчет чистой прибыли представлен в табл.10.
Производство электрической техники будет убыточно в течение одного квартала с момента инвестирования. Начиная со 2 квартала, планируется получение прибыли в размере 19% от объема продаж. В расчетах учтено налогообложение.
Баланс денежных расходов и поступлений представлен в табл.11, где произведена оценка поступления и расходования денежных средств в динамике.
Расчет потребности в оборотном капитале представлен в табл.12.
При этом расчет произведен исходя из планируемых нормативов оборотных средств по элементам с учетом ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Срок окупаемости проекта - 5.5 месяцев с начала инвестирования при ставке за кредит 11.7%.
Расчет показателей прибыли произведен в табл.13.
При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 48.8 тыс. руб. и гарантированный доход в виде дивидендов в сумме 101.08 тыс. руб. Кроме того, участие в прибыли 2008 года позволит получить еще 125 тыс. руб.
При дисконтировании этого дохода процентной ставкой 11.7% годовых, инвестор получит доход в размере 149.2 тыс. руб. (в номинальной оценке 274.2 тыс. руб.).
Таким образом, прибыль от реализации трансформаторов сварочных позволит осуществить финансирование развития производства, погашение кредита и процентов по нему, а также выплату дивидендов всем участникам проекта, начиная с 2009 года (в том числе инвестору, начиная с 2008 года).
График погашения инвестиционного кредита и процентов по нему указан в табл.14.
Показатель кредитного покрытия инвестиций составляет 33%, соответственно показатель самофинансирования инвестиций - 69%.
Коэффициент покрытия финансово-эксплуатационных расходов составляет 102%. Таким образом, обеспечивается полное покрытие финансово-эксплуатационных потребностей.
Расчет показателей безубыточности и финансовой прочности деятельности ОАО "Стройтехника" позволяет определить объем производства при котором предприятие не несет ни убытков и не получает прибыли.
Расчет безубыточности и финансовой прочности произведен в табл.15.
Таким образом, точка безубыточности (порог рентабельности) в 2008 году составляет 182.5 тыс. руб.; в 2011 году - 1669.72 тыс. руб. (т.е. объем выручки должен составлять не менее указанных величин соответственно).
Запас финансовой прочности составляет в 2008 году 220.28 тыс. руб.; в 2011 году - 2983.6 тыс.