Тема. Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. (обществознание 8 класс)
Роль экономики в жизни общества
Потребности — это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) и духовные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, в путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец, у людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).
Набор и характер потребностей могут зависеть от климатических условий, обычаев и уровня жизни в конкретной стране, степени развития науки и производства. Однако наши потребности имеют общие закономерности: они изменяются со временем, и, как правило, всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко — достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают всё новые (велосипед хочется заменить мотоциклом, машиной).
Вывод: потребности людей безграничны. Но в реальной жизни общество располагает лишь ограниченным количеством ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.
Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадить новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь). Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной организации хозяйственной деятельности человека.
Итак, человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны.
Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
Ресурсы необходимы для производства благ. Средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называют благами.
Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные и экономические блага.
Свободные блага (преимущественно природные) доступны для всех нуждающихся в них. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Эти блага не требуют производственных затрат, и люди могут потреблять их бесплатно. Однако свободных благ в природе мало, и с ростом потребностей общества некоторые из них можно отнести к свободным лишь условно. Так, жителям перенаселённого, с большим потоком машин Токио автомат на улице может предложить очищенный воздух за плату.
Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами. К ним относятся производимые людьми различные предметы (мебель, бытовая техника, книги) и услуги (труд врача, учителя, повара, продавца), приносящие ту или иную пользу человеку и приобретаемые им за плату.
Экономические блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей, являются предметами потребления (продукты питания, жильё, одежда). Блага, используемые для производства других экономических благ, — средства производства (производственное оборудование, производственные здания, сырьё, транспорт, энергоресурсы, информационные ресурсы).
Проблема распределения ограниченных ресурсов — одна из основных проблем экономики.
Человек живёт в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом?
Выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться. Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы, как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объём производства путём найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию.
Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования).
При этом каждый решает проблему выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально, т. е. разумно, расчётливо. Сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫЭКОНОМИКИ
можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым издавна обычаям (по традиции); путём отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.
Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?
Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную.