Предмет и функции экономической теории. Методы экономического анализа.




Структураэкономической науки. Многообразие экономических процессов и явлений обусловливает сложную внутреннюю структуру экономической науки. Она выступает как комплекс взаимосвязанных экономических наук – функциональных (кредит, финансы), отраслевых (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства), «общеобразовательных» (экономическая история, экономическая география). В рамках каждой из этих наук систематизируется знание о функционировании отдельных экономических подсистем. При этом активное, системообразующее влияние на их развитие оказывает фундаментальная часть экономической науки – экономическая теория. Экономическая теория дает научное объяснение закономерностей экономического развития, экономической жизнедеятельности общества. Предмет экономической теории. В процессе становления и развития экономической теории сформировались два самостоятельных направления исследования экономической жизнедеятельности общества – политическая экономия и «Экономикс » – рассматривающие экономические процессы и явления под разным углом зрения. Исторически в рамках политической экономии изучаются производственные отношения, т.е. отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в их историческом развитии. «Экономикс » основное внимание уделяет исследованию механизма рационального использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека, изучению процессов формирования потребительских предпочтений и осуществления экономического выбора, разработке теории рыночной организации экономики. Экономическая теория выполняет ряд функций: ● Познавательная функция заключается в том, что, как и любая другая наука, экономическая теория стремится познать и объяснить окружающий мир, выявить очередность и закономерность наступления тех или иных явлений, установить их функциональную зависимость. ● Теоретическая функция состоит в проникновении в сущность изучаемых процессов и явлений, выявлении закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Результатом такого теоретического анализа являются обобщения или теории, объясняющие те или иные экономические процессы и явления, экономические законы и экономические категории. Э кономические законы отражают существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи явлений и процессов экономической жизни (закон возвышения потребностей, закон спроса). Экономические категории – это логические понятия, отражающие те или иные экономические отношения (например, товар, финансы, кредит). ● Методологическая функция. Экономическая теория – это такая методологическая база, своеобразный фундамент для всего комплекса экономических наук. Раскрывая законы и закономерности общих экономических процессов, экономическая теория дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике, тенденциях ее развития. Поэтому от степени совершенства категориального аппарата, развитости фундаментальной части экономической науки зависит не только дальнейшее развитие экономической теории, но и экономической науки в целом, ее функциональных и отраслевых направлений. Методы экономического анализа

Для изучения экономической действительности, более того, для проникновения в сущность экономического явления, выявления экономических закономерностей, выведения экономических принципов существует определенная методология. Методология науки – это, прежде всего, совокупность методов познания. Метод, в свою очередь, – это набор правил, приемов исследования. В процессе экономического анализа используются общие мировоззренческие, общие научные и частные методы исследования.

Общие мировоззренческие методы определяются избираемой исследователем философской концепцией видения окружающего мира, содержащей трактовку идеи развития. Общенаучные методы включают: метод научной абстракции, анализ и синтез, методы индукции и дедукции и др. Метод научной абстракции. Суть этого метода состоит в выделении из всей совокупности обстоятельств и факторов одного из них с целью установления его влияния на исследуемое явление, абстрагируясь при этом от воздействия других факторов на данное явление.

 

 

2. Потребности, их классификация и характеристика. Экономические блага:понятие,виды,основные характеристики. В самом общем виде потребность – это ощущение неудовлетворенности, наличие нужды человека в благах, необходимых для поддержания и улучшения условий его жизни и деятельности; необходимость в чем-либо. Для реализации большинства потребностей необходимо производство материальных благ и услуг, ибо природа не дает людям всех благ, необходимых для удовлетворения их разнообразных потребностей. Поэтому потребности выступают как импульс развития производства и его конечная цель. Классификация экономических потребностей. Экономическая теория изучает экономические потребности, для удовлетворения которых необходимо производство экономических благ, т.е. благ, обладающих относительной редкостью. Экономические потребности делятся на две большие группы ● Производственные потребности Они включают потребности отдельных производителей и отраслей хозяйства в факторах производства. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности. ●Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.
С точки зрения роли, которую играет удовлетворение потребностей в воспроизводстве человека как личности и как работника, выделяют физиологические, интеллектуальные и социальные потребности. По степени настоятельности выделяют первичные, вторичные и т.д. потребности. С точки зрения возможностей производства предоставить блага для удовлетворения потребностей выделяют абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые потребности. С точки зрения носителей (субъектов) потребностей следует различать потребности отдельных индивидуумов и общественные потребности. Блага - средства, с помощью которых удовлетворяются потребности. Экономические блага – это блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностями в них (например, питьевая вода, одежда, пища и др.). Редкость экономических благ требует их производства. Товар - благо предназначенное для продажи.экономические блага делятся на частные, общественные и смешанные. Частные блага имеют два основных свойства: конкурентность и исключаемость. Конкурентность в потреблении означает, что использовании блага одним потребителем, делает невозможным использование этого блага другим потребителем. Например, если рубашку носит один человек, то другой человек одновременно ее носить не может. Исключаемость означает, что производитель может исключить потребителя из пользования благом, если он за него не заплатил. Примерами чистых частных благ являются продукты питания, одежда, услуги парихмахера и т.п. Общественные блага имеют свойства неконкурентности и неисключаемости. Неконкурентность означает, что данное благо могут потреблять одновременно многие люди, не мешая друг другу, например, фейерверк одновременно могут наблюдать множество людей, не мешая друг другу. Неисключамость означает, что производитель не может исключить потребителя из доступа к благу, даже если он за него не заплатил. Например, если фейерверк запущен, то этим зрелищем может наслаждаться и тот кто его устроил и случайные прохожие, не платившие за него. Примерами чистых общественных благ являются: маяк, уличное освещение, фейерверк, национальная оборона, общественный транспорт. Большинство благ является смешанными, т.е. сочетают свойства общественных и частных благ, например, просмотр фильма в кинотеатре сочетает неконкурентность (посетители смотрят кино одновременно) и исключаемость (смотрят только те, кто оплатил билет). Другими примерами могут быть лекции в университете, дороги, мосты, метро и пр.

 

3. Производственные ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика.
Процесс создания благ и услуг – это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами. Под экономическими ресурсами понимают совокупность средств, запасов и возможностей, необходимых и достаточных для организации производства экономических благ. К ним относятся трудовые ресурсы,материальные ресурсы, природные ресурсы, финансовые ресурсы. Ресурсы делятся на вовлеченные в хозяйственный оборот, т.е. фактически превратившиеся в факторы производства и потенциальные (резервные). Следует особо подчеркнуть, что все экономические ресурсы имеются в ограниченном количестве, что ставит перед обществом проблему их эффективного использования. Понятие и классификация факторов производства. Любое производство предполагает наличие определенного комплекса факторов производства. Под факторами производства понимают реально вовлеченные в производственный процесс ресурсы. Факторы производства оказывают решающее воздействие на возможность и результативность производства. В качестве основных факторов производства выделяют труд, землю, капитал и предпринимательский фактор. Земля (или природа) – это естественный фактор. Под земельными ресурсами в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но также и недра земли, с имеющимися полезными ископаемыми, водные и лесные ресурсы. Капитал как фактор производства представляет собой совокупность средств производства (здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, энергетические ресурсы), созданных людьми и используемых в производственном процессе. Основной капитал –длительное время используется в производственном процессе и стоимость которых включается в затраты производимой продукции в течение всего срока использования по частям. Подвергается физическому и моральному износу.

Под трудом как фактором производства экономическая теория понимает физические и умственные способности людей, применяемые в производстве. Труд же сам по себе представляет любую интеллектуальную или физическую деятельность, связанную с использованием умственных, физических, профессиональных способностей человека и направленную на создание материальных благ или оказание услуг. Предпринимательский фактор – это особый вид людского ресурса, заключающегося в способности эффективно координировать, комбинировать и использовать все другие факторы производства, умении предугадывать рыночную ситуацию, управлять риском и минимизировать вероятность нежелательных последствий. Наряду с рассмотренными основными факторами производства выделяют так называемые специфические факторы, такие, как наука, информация, оказывающие большое влияние на результаты хозяйственной деятельности.

23. Сущность денег и их функции.Денежно-кредитная система страны,её уровни(звенья) и их функции. Д еньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента.Сущность денег раскрывается в их функциях, т.е. назначении. Деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Денежная система – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране.
Типа денежных систем: ●Система металлического обращения ●Система кредитно-бумажных денег.
Типы построения банковской системы: ●одноуровневую● двухуровневую. Банковская система Беларуси состоит из двух уровней: центральный банк, Национальный банк Беларуси (НББ) – на высшем уровне и коммерческие банки – на низшем.
Функции Национального банка Республики Беларусь: ●разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики; ●эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;●рефинансирование банков;●регулирование денежного обращения и кредитных отношений;●валютное регулирование и валютный контроль;●организация функционирования системы межбанковских расчетов;●выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов.

 

4. Производственные возможности экономики и их границы. Проблема выбора в экономике.Вмененные(альтернативные) издержки. Возможности производства ограничены редкостью ресурсов. Кроме того, любой ресурс, как правило, имеет множество вариантов использования, т.е. он может быть использован в производстве различных благ, а потребности людей могут быть удовлетворены различными способами. В силу этого общество в каждый данный момент сталкивается с необходимостью осуществлять определенный выбор. Каждый хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью решать, какие товары и услуги следует производить, а от каких следует отказаться, как их следует производить и какие ресурсы использовать, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Решение этих проблем носит название проблемы выбора в экономике, т.е. определения направлений и способов использования ограниченных ресурсов.

Производственные возможности экономики и их границы. Поскольку ресурсы ограничены, экономика в любой момент времени располагает определенными производственными возможностями. При этом под производственными возможностями экономики следует понимать тот максимально возможный объем разнообразных благ, который экономика может произвести, обеспечив полную занятость (полное использование) имеющихся факторов производства и их эффективное распространение и использование. Производственные возможности экономики используются для производства альтернативных благ. Альтернативные (вмененные) издержки. Поскольку ресурсы ограничены, экономика не может производить одновременно сколь угодно большое количество всех желаемых продуктов. Поэтому всякое увеличение производства одних продуктов потребует отвлечения ресурсов из производства альтернативных благ. В результате производство последних уменьшится. Следовательно, в любой момент экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать (т.е. сокращать объем выпуска) частью одного продукта, чтобы получить большее количество другого, более нужного на данный момент, продукта.

Количество других продуктов, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить некоторое дополнительное количество любого данного продукта, называется альтернативными (вмененными) издержками производства этого продукта.
Рост вмененных издержек обусловлен тем, что производственные ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми, а потому не могут обеспечить одинаковую отдачу или продуктивность при их использовании в производстве альтернативных продуктов. Делая выбор в пользу производства дополнительной единицы альтернативного продукта, сначала, как правило, привлекают ресурсы наиболее пригодные для производства данного продукта и которые, вследствие этого, дают большую отдачу. Поэтому для производства единицы этого продукта требуется отвлекать меньшее количество ресурсов с производства другого продукта. Однако необходимость увеличения производства альтернативного продукта вынуждает в дальнейшем использовать для его производства и менее пригодные ресурсы, с меньшей производительностью. Поэтому для производства каждой дополнительной единицы альтернативного продукта таких ресурсов уже требуется все больше и больше и, следовательно, приходится жертвовать (т.е. недопроизводить) все большим и большим количеством блага, от которого мы отказываемся в пользу альтернативного.

 

 

5. Экономическая система общества: понятие, элементы,критерии и классификации. Натуральное(традиционное) хозяйство, рыночная,командная,смешанная экономика.
Система -это совокупность элементов, образующих нечто целое, Целостность системы означает, что ее свойства особенные, и они не сводимы к простой сумме свойств тех элементов, которые входят в нее.Системы бывают простые и сложные. К сложным системам относятся и экономические системы.«Экономическая система общества» – это исторический тип общественного устройства или способ организации экономической жизни общества на том или ином этапе его развития с присущими ему экономическими субъектами, их отношениями и институтами, со свойственной ему хозяйственной деятельностью, организацией и координацией этой деятельности. Структура – это внутренняя упорядоченность и соподчиненность образующих систему элементов. Основными элементами экономической системы общества являются: движущие силы ее развития, производительные силы, экономические отношения и хозяйственный механизм. Под движущими силами экономической системы понимается совокупность тех сил и факторов, которые выступают побудителями ее становления и двигателями развития. Производительные силы это совокупность личного и вещественных факторов, используемых для производства материальных условий жизни общества – благ. В состав производительных сил входят:●работники, люди с присущими им способностями и квалификацией ●средства производства, включающие предметы труда и средства труда ●наука и все знания, которые воплощаются в технике, технологии и организации производства. Экономические отношения совокупность связей, реально складывающихся между людьми в процессе хозяйствования. Экономические отношения имеют свою собственную структуру, в которой выделяются следующие звенья:●социально-экономические отношения ●организационно-экономические отношения Хозяйственный механизм это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых приводится в движение общественное производство. Классификация экономических систем. В зависимости от господствующей формы хозяйствования выделяются:● экономическая система с натуральной формой хозяйствования (система замкнутого хозяйства). Это такая форма хозяйствования, при которой продукты производятся для собственного потребления; ● товарное (рыночное) хозяйство. При этой форме хозяйствования продукты производятся для обмена, продажи. Натуральное или традиционное хозяйство - исторически первая форма общественного хозяйства. Натуральное (традиционное) хозяйство можно представить как хозяйство, в котором производство и потребление замкнуто в рамках отдельных обособленных друг от друга хозяйствующих субъектов. Рыночная экономика – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса, минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов,минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Командная экономика – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике. Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем.

 

6. Экономические институты. Собственность: понятие, субъекты и объекты. Типы и формы собственности.Способы реформирования собственности. Существование общества предполагает соблюдение его членами определенных правил и норм поведения, накладывающих определенные ограничения на их действия и поступки. Эти нормы и правила поведения, определяющие взаимоотношения и взаимодействия людей, получили название экономических институтов. Экономические институты могут быть:●Формальные институты – это законодательно закрепленные правила и нормы, лежащие в основе взаимоотношений субъектов общества ●Неформальные институты – это обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, которые законодательно не оформлены.

Важнейшим формальным экономическим институтом является собственность на поверхности явлений выступает как имущественное отношение, фиксирующее, что и кому принадлежит.Можно сказать, что в экономическом смысле собственность отражает отношения между людьми по поводу присвоения чего-то.Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью, т.е. соединения субъекта присвоения (того, кто присваивает) с его объектом (тем, что присваивается).

Субъекты собственности – это лица, между которыми складываются отношения собственности. Всех их можно объединить в три большие группы: индивиды, коллективы и общество в целом (государство. Объекты собственности – это все, что может быть присвоено и принадлежать кому-то, является объектом собственности.

Собственность как экономическая категория отражает отношения между людьми по поводу присвоения – отчуждения факторов и результатов производства.

Присвоение проявляется через пользование. Пользование – это применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения из него какой-то выгоды. Владение – это фактическое обладание объектом собственности, позволяющее совершать с ним в течение определенного срока определенные действия и осуществлять контроль за его использованием. Распоряжение – это определение порядка использования объекта собственности, возможность поступать с ним по своему усмотрению, определять его судьбу. Виды и формы собственности. Классификация собственности предполагает выделение двух видов:● Частная собственность – это такие отношения собственности, при которых субъект самостоятельно осуществляет функции распоряжения объектами собственности, и все основные правомочия находятся у него. Частная собственность выступает в трех основных формах: Единоличная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, владение, распоряжение, пользование). Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме элементов частной собственности нескольких физических или юридических лиц. Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности – акций. Каждый акционер является совладельцем, собственником части капитала акционерного общества. ●Государственная собственность – это отношения, при которых основные правомочия собственника сосредоточены у государственных органов власти, которые наделяют назначенных ими руководителей предприятий соответствующим набором полномочий. Реформирование собственности. Реформирование собственности осуществляется путем:● Национализация – это переход из частной собственности в собственность государства различных объектов собственности: земли, промышленных предприятий, транспорта, банков и др.● Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия и предполагает: −разделение функций государственного централизованного администрирования и непосредственного управления предприятиями, комплексами и регионами −расширение самостоятельности и повышение ответственности предприятий, регионов −становление новых субъектов собственности – свободных товаропроизводителей.

Приватизация предполагает смену собственника, это процесс перехода государственной собственности в руки отдельных юридических и физических лиц.

 

 

7.Рынок:понятие,функции,основные черты.Классификациярынков.Рыночнаяинфраструктура.Несовершенства рынка и необходиость государственного регулирования экономики. С возникновением и развитием товарного производства появляется и развивается рынок, играющий исключительно важную роль в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства и надежной связи между производством и потреблением в «связывании» всей экономики в единое целое. Рынок – это совокупность экономически отношений между экономическими субъектами по поводу купли – продажи, посредством которых осуществляется взаимосвязь между производством и потреблением.

Функции рынка: ●Регулирующая. Рынок-совершенный инструмент саморегулирования товарного производства, оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике, способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию сбалансированности спроса и предложения.● Стимулирующая. Посредством цен рынок оказывает стимулирующее воздействие на рациональное использование ограниченных ресурсов, на повышение эффективности, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами.● Информационная. Рынок дает всем его субъектам объективную информацию о наличии и ассортименте товаров, их качестве, ценах, спросе. ● Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов. ● Дифференцирующая. В условиях конкуренции успех приходит к тем производителям, которые сумели обеспечить высокий уровень производства, эффективное использование ресурсов.

Для того, чтобы рынок нормально функционировал, должны быть созданы определенные условия или институциональные основы, делающие возможным свободный рыночный обмен. Институциональными основами функционирования рынка являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, свободное рыночное ценообразование, ограниченное вмешательство государства в экономическую жизнедеятельность общества.

Стремление каждого субъекта к реализации личного интереса порождает конкуренцию, соперничество, экономическое состязание. Конкуренция – это экономическое соперничество, борьба между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства, купли-продажи товаров, за увеличение своей доли в производстве и сбыте, за получение наибольшей прибыли (выгоды).В экономической теории принято выделять:

Совершенная конкуренция это такая ситуация на рынке продукта, когда никто из его участников не может оказать сколь-нибудь заметное влияние на условия рыночных сделок с выгодой для себя. ● Несовершенная конкуренция это такая ситуация на рынке, когда субъекты рынка располагают возможностью в конкретных пределах влиять на условия продажи или покупки продукта с выгодой для себя. Классификация рынков. ① В соответствии с критерием «Объект рыночных сделок» выделяют следующие виды рынков:● рынок потребительских благ (рынки продовольственных и непродовольственных благ; бытовых, коммунальных и транспортных услуг, образовательных услуг и услуг культуры) ●рынок факторов производства(рынки земли, труда и капитала) ●финансовый рынок(рынка ссудного капитала и рынка ценных бумаг)

②Наряду с объектным критерием существуют и другие критерии классификации рынков. В соответствии с этими критериями различают следующие виды рынков:●по степени законности – легальный и теневой («черный») рынки;●по степени конкурентности – рынок совершенной и несовершенной конкуренции;●по характеру продаж – оптовый и розничный, фьючерсный и наличный (рынок «спот») рынки;●по степени насыщенности товарами – дефицитный, равновесный и избыточный рынки;●по географическому положению – местный, региональный, национальный и мировой рынки.

Рыночная инфраструктура – это совокупность учреждений, предприятий и организаций, видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка и обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Она включает в себя сеть предприятий розничной и оптовой торговли, товарные и фондовые биржи, ярмарки и аукционы, сеть коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, информационную систему, рекламные службы и т.д. Под фиаско рынка понимается ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов.

8. Спрос и предложение: понятие и факторы,определяющие их величину. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей. Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре. Однако спрос на товар и потребность в нем не одно и то же. Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность, которая проявляется в определенном количестве товаров, которые потребители хотят и в состоянии купить. Поэтому спрос всегда выражается посредством понятия «величина (объем) спроса». Величина (объем спроса) – это количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести в течение некоторого периода времени. Различают:● Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя на данный товар, т.е. это то количество данного товара, которое он может и хочет купить. ● Рыночный спрос на данный товар складывается из индивидуального спроса множества потребителей, стремящихся его приобрести в определенный период времени. Величина (объем) рыночного спроса или количество товара, на которое предъявлен спрос, определяется многими факторами. Важнейшим из них является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше покупателей, имеющих возможность и готовых его приобрести, тем ниже рыночный спрос. И наоборот, чем ниже цена товара, тем больше рыночный спрос на него.
Предложение это количество товаров с определенными ценами, которое предлагается для продажи в конкретном месте и в определенное время. Объем предложения зависит, прежде всего, от уровня цены. Рост цены товара стимулирует предложение. Ведь более высокая цена при данных затратах на производство единицы продукции позволяет производителям получать большую прибыль. Поэтому производители, стремясь увеличить прибыль, будут наращивать объемы производства и предложения данного товара. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:● Наличие товаров-заменителей●Наличие товаров-комплементов (дополняющих)●Уровень технологий●Объём и доступность ресурсов●Налоги и дотации●Природныеусловия●Ожидания (инфляционные, социально-политические)●Размеры рынка.

 

9. Отраслевое рыночное равновесие.Товарныйдефецит и товарные излишки. Изменение спроса и предложения и их влияние на цену.Механизмвостановления рыночного равновесия.
Кривые спроса и предложения, отражающие действие законов спроса и предложения показывают, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы – предложить при различных ценах. Но сами по себе они не могут показать, при какой цене действительно произойдет купля – продажа. Только в результате взаимодействия спроса и предложения и устанавливается на рынке та цена, по которой товары и услуги продаются и которая, уравновешивая спрос и предложение, способствует достижению рыночного равновесия.

Рыночное равновесие это такая ситуация на рынке, когда при данном уровне цены достигается равенство объемов спроса и предложения, т.е. совпадение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, а производители хотят и могут продать. Рыночное равновесие достигается при наличии двух условий. Во-первых, при установлении на рынке равновесной цены, т.е. цены такого уровня, при котором цена спроса и цена предложения совпадают. Во-вторых, при достижении равенства того количества товаров, которое производители согласны и могут продать по равновесной цене и того, которое покупатели согласны и могут купить по данной цене, т.е. при наличии равновесного объема товара. Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени. Любое отклонение от такого состояния вследствие изменения или спроса, или предложения приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением. Товарный излишек (или товарный профицит) - превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т.е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести. Появление товарного излишка свидетельствует о несовпадении спроса и предложения, отсутствии уравновешенной цены на товар исходя из конъюнктуры рынка.

 

15. Издержки производства в долгосрочном периоде и их динамика. Эффекты масштаба.Проблема оптимального размера предприятия. В долгосрочном периоде может быть изменено количество всех используемых факторов производства, включая и производственные мощности. Поэтому в этом периоде отсутствует деление издержек производства на постоянные и переменные. Все издержки вступают в этом периоде в качестве переменных.
Изменение производственных мощностей в сторону увеличения обуславливает рост объемов производства. В свою очередь, изменение объемов производства или масштабов производства, как свидетельствует практика, влияет на величину средних общих издержек. Это явление получило название эффекта масштаба. Эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.
Положительный эффект масштаба имеет место тогда, когда с ростом объема производства средние издержки снижаются под влиянием ряда факторов. Так, у предприятия появляется возможность более эффективно использовать высокопроизводительную технику, углубить специализацию производства и на этой основе повысить производительность труда, получать оптовые скидки при закупке больших партий сырья и материалов, производить побочную продукцию из отходов.
Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте средних издержек производства с увеличением объемов производства. Обусловлен он може



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: