№ темы | Наименование темы | Количество часов |
1. | Инженерное оборудование и маскировка позиций | |
2. | Огневой способ взрывания | |
3. | Устройство и преодоление инженерных заграждений | |
4. | Водообеспечение | |
Всего |
Т е м а 1. Инженерное оборудование и маскировка позиций
Занятие 1. П о к а з н о е. Показ оборудованных фортификационных сооружений для защиты личного состава и техники. Способы их маскировки. Н-И-1.
Занятия 2. П р а к т и ч е с к о е. Отрывка и оборудование окопов (укрытий) для личного состава и штатной техники. Маскировка окопов (укрытий) табельными маскировочными средствами и местными материалами. Н-И-1, 8.
Т е м а 2. Огневой способ взрывания
Занятие 1. П о к а з н о е. Взрывчатые вещества и средства взрывания, применяемые при огневом способе взрывания.
Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е. Изготовление зажигательной трубки и одиночных зарядов. Расчет массы заряда для подрыва дерева, металла, кирпичной стенки, железобетона. Окопный заряд (ОЗ-1), его устройство и порядок применения. Рыхление грунтов и скальных пород взрывным способом. Практическое устройство окопа для боевой машины взрывным способом, дооборудование окопа вручную. Требования безопасности.
Т е м а 3. Устройство и преодоление инженерных заграждений
Занятие 1. П о к а з н о е. Классификация инженерных заграждений. Противотанковые и противопехотные минные поля. Устройство, принцип действия, поиск и обезвреживание взрывных устройств, применяемых армиями основных иностранных государств и ИрВФ, дублирующих и накладных мин, одноразовых гранатометов и огнеметов, высоких растяжек, фугасов, прикрытых противопехотными минами, мин сюрпризов. Способы устройства минно-взрывных заграждений. Невзрывные заграждения.
|
Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е. Тренировка в установке одиночных мин и групп мин. Установка фугасных мин в неизвлекаемое положение. Требования безопасности. Н-И-19.
Занятие 3. П р а к т и ч е с к о е. Тренировка в установке противопехотного минного поля из комплектов ВКПМ-1, ВКПМ-2, ПКМ для прикрытия занимаемых позиций. Фиксация минного поля, его содержание и порядок передачи. Требования безопасности. Н-И-17, 18, 19.
Занятие 4. П о к а з н о е. Средства и способы проделывания проходов в минных полях. Устройство и применение катковых и ножевых минных тралов, порядок их навешивания и монтажа. Проделывание проходов в инженерных заграждениях с использованием комплектов ВКР-1 и ВКР-2. Обозначение проходов. Требования безопасности.
Занятие 5. П р а к т и ч е с к о е. Работа с минными щупами, кошками и средствами обозначения проходов. Н-И-13, 14, 15.
Т е м а 4. Водообеспечение
Занятие 1. П р а к т и ч е с к о е. Индивидуальные и коллективные средства очистки воды, технология работы. Разведка источников воды. Оборудование родников и шахтных колодцев. Подготовка к работе и очистка воды носимым фильтром НФ-30 (45). Резервуары для воды РДВ-100, РДВ-1500; порядок хранения и эксплуатации. Оборудование пунктов водоразбора.
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Задачи обучения:
у г л у б и т ь з н а н и я:
общих сведений о поражающем действии ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия, токсичных химикатов и способов защиты от них;
штатных и табельные средств индивидуальной и коллективной защиты; табельных средств специальной обработки; технических средств радиационной, химической, неспецифической биологической разведки и контроля; средств аэрозольного противодействия;
|
порядка использования защитных свойств военной техники, местности и фортификационных сооружений;
требований безопасности и способов действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, при применении противником зажигательного оружия;
с о в е р ш е н с т в о в а т ь н а в ы к и в:
действиях по сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении;
использовании средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств штатной техники и местности, оказания само- и взаимопомощи при поражениях радиоактивными, отравляющими веществами и токсичными химикатами, биологическими и зажигательными средствами;
работе со штатными и табельными техническими средствами радиационной и химической разведки;
проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения и военной техники, боевой индивидуальной экипировки, запасов материальных средств, фортификационных сооружений, а также частичной санитарной обработки;
применении штатных и табельных средств аэрозольного противодействия;
действиях на зараженной местности, а также при применении зажигательного оружия;
оказании само- и взаимопомощи при поражениях радиоактивными, отравляющими и аварийными химически опасными веществами (АХОВ), а также биологическими средствами.
|
Методические указания
Занятия проводятся в учебных классах, на оборудованном учебном поле, приказарменной и полевой учебной материально-технической базе, тактическом учебном поле.
Изучение способов защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, токсичных веществ, проводятся методом рассказа с показом и использованием наглядных пособий, кино - и видеофильмов.
Практическая отработка вопросов действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, обучение приемам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты осуществляется при действиях личного состава, как в пешем порядке, так и на штатной технике, в полевых фортификационных сооружениях с внезапной подачей команд и сигналов.
Проверка исправности противогазов и обучение солдат и сержантов пользованию неисправным противогазом в палатке (помещении для проверки противогазов) с аэрозолем раздражающего вещества проводится в начале учебного года (периода обучения), под непосредственным руководством командира подразделения, о чем издается приказ командира части. При проверке обязательно присутствует врач (фельдшер) со средствами для оказания первой медицинской помощи.
Главное внимание обращается на воспитание у личного состава уверенности в том, что умелое использование защитных свойств техники, местности и других средств защиты значительно ослабляет воздействие поражающих факторов ОМП и токсичных веществ.
Для привития навыков в оказании само - и взаимопомощи при поражениях используются муляжи и манекены.
Защитные свойства местности, фортификационных сооружений, штатной техники, средств индивидуальной и коллективной защиты изучаются практически с использованием техники, сооружений, средств защиты, имитационных средств и наглядных пособий.
Обучение проведению специальной обработки вооружения и военной техники осуществляется вначале на макетах, а затем на штатных образцах с использованием табельных комплектов и приборов специальной обработки.
Приемы частичной санитарной обработки отрабатываются на занятиях по тактической подготовке.
Средства аэрозольного противодействия и правила пользования ими изучаются в учебном классе и на тактическом поле с практическим их применением, как правило, в ходе занятий по тактической подготовке на фоне учебной боевой обстановки, а также в ходе проведения тренировок по РХБ защите.
На занятиях по изучению зажигательного оружия и защиты от него, личному составу практически показывается воздействие зажигательных веществ на предметы боевой индивидуальной экипировки, запасы материальных средств, вооружение, военную технику и фортификационные сооружения, а также отрабатываются приемы и способы защиты от зажигательных веществ, и основные приемы оказания первой помощи при поражении.
Навыки, полученные в ходе занятий и тренировок по РХБ защите, совершенствуются на всех полевых занятиях по другим предметам обучения, особенно, по тактической подготовке, а также в ходе проведения тактических учений.
Изучение предмета завершается проведением комплексного тактико-строевого занятия с батареей и ей равным подразделением с привлечением не менее 70% техники батареи (роты) и применением средств имитации. При этом полностью отрабатываются действия личного состава в условиях применения оружия массового поражения и зажигательных средств.
При проведении занятий по дисциплине «Радиационная, химическая и биологическая защита» строго соблюдаются требования безопасности.