Бражников И.Л. История одного мифа // Политический журнал. – 2008. – №10 (187). – С. 70 – 73. 0,5 п.л.




27. Бражников И.Л. Демократическая риторика с имперской начинкой // Политический журнал. – 2008. – №10 (187). – С. 18 – 20. 0,3 п.л.

28. Бражников И.Л. Каменная летопись невидимого града (Рустам Рахматуллин. Две Москвы, или Метафизика столицы) // Новый мир. – 2009. – №2. – С.190 – 193. 0,3 п.л.


[1] «Гегель – творец первой, а может, и последней философии истории человечества на почве метафизики». // Герье В.И. Философия истории: от Августина до Гегеля. – М., 1915. – С. 166.

[2]Впервые термин «историософия» употреблен в докторской диссертации польского философа, левого гегельянца Августа Чешковского «Пролегомена к историософии» // Cieszkowski A. Prolegomena zur Historiosophie. Berlin, 1833.

[3] Герье В.И. Зодчие и подвижники Божьего царства. Блаженный Августин. – М., 1910.

[4] Кареев Н.И. Философия истории в русской литературе. Изд. 2-е. – М., 2011.

[5] Цыганков Д.А. Профессор В.И. Герье и его ученики. – М., 2010. – С. 7.

[6] Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве в 1872 – 1875 гг. – М., 1997.

[7] Трубина Л.А. Историософия Бориса Пильняка // Мат-лы науч. Сессии по итогам НИР МПГУ им. В.И. Ленина за 1991 г. М., 1992. – С. 88-89; Трубина Л.А. Историософские тенденции в русской прозе 20-х годов XX века // Классика и современный литературный процесс: Тезисы докладов межвуз. науч.-практ. конф. – Орск, 1992.

[8] Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология и поэтика: дис.... д. филол. наук. – М., 1999.

[9]Историософия в русской литературе XX и XXI веков: традиции и новый взгляд // XI Шешуковские чтения. – М., 2007.

[10]Русская мысль «сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о «смысле истории, конце истории».// Зеньковский В. В. История Русской философии. – Л., 1991. Т 1. Ч. 1. – С. 16; «Вся русская философия есть в сущности историософия <…> русские всегда размышляли об истории и над историей». // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995. – С. 128; «Наша философия будет прежде всего философией истории, именно историософическая тема придает ей тоталитарный характер» и: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической» // Бердяев Н.А. Русская идея. – Харьков; М., 2000. – С. 34, 36.

[11] Бутаков Я.А. Историософия. URL: https://www.pravaya.ru/govern/392/2096

[12] Кареев Н.И. Моим критикам. Защита книги «Основные вопросы философии истории». – Варшава, 1884. – С. 12.

[13] Гутов Е.В. Историософия // Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998. – С. 370.

[14] Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. – М., 2000.– С. 195-196.

[15] Исупов К.Г. Русская эстетика истории. – СПб., 1992. – С. 23.

[16] Юсуфов Р.Ф. Историческая наука и историософия литературы: (о науч. и эстет. постижении истории) // История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 32.

[17] Зайцева Н.В. Историософия как метафизика истории: опыт эпистемологической рефлексии: дис.... д. филос. наук. – Самара, 2005. – С. 104.

[18] Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1994. – С. 11.

[19] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1993.

[20] Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 2010.

[21] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2007.

[22] Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. – Екатеринбург, 2002.

[23] Бахтин М.М. Собрание сочинений Т.5. Работы 1940-1960 гг. М., 1996. – С. 321 – 322.

[24] Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса (Архиерей А.П.Чехова) – Тверь, 2001. – С. 7.

[25] Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994. – С. 113 – 120, 130 – 141.

[26] Кант И. Указ. соч. – С. 134-135.

[27] Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. – М., 2007. – С. 32.

[28] Иванов Г.В. Собрание сочинений. В 3-х томах. Т. 1. Стихотворения. – М., 1993. – С. 262.

[29]Исследованию тропологии истории посвящена книга Х. Уайта «Метаистория». Указ. соч.

[30]Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. – СПб., 2004. – С. 155. (Далее – БЛДР).

[31] Кожинов В.В Тютчев. – М., 1988; Кожинов В.В. Тютчев. – М., 1994. И др.

[32] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. (Опыт беспристрастного исследования). – М., 1999. – С. 99.

[33] Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1901-1939). История страны от 1901 года до «загадочного» 1937 года. – М., 1999. – С. 9.

[34]«В зрелом творчестве Пушкина явлена вовсе не политика, а проникновенная поэтическая историософия». // Кожинов В.В. Победы и беды России. – М., 2002. – С. 79.

[35] Николаева Т.В. Историософская поэзия Тютчева в контексте развития русской поэзии XIX в.: дисс… канд. филол. наук. – Кострома, 2006. – С. 7.

[36] Полонский В В. Историософская проза в русской литературе ХХ в.: динамика жанра на пути к синтетическим формам // Литература, культура и фольклор славянских народов: материалы конф., Москва, июнь 2002. – М., 2002. – С. 143–156.

[37] Колобаева Л.А. Мережковский-романист // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 50. № 5. – М., 1991. – С. 445 – 453.

[38] Зайцева Н.В. Указ. соч. – С. 100.

[39] Колобаева Л.А. Указ. соч. – С. 452.

[40] Дронова Т.И. Историософский роман в русской литературе ХХ века: от Мережковского до Солженицына // А. И. Солженицын и русская культура. – Саратов, 1999. – С. 20.

[41] Тарасов Б.Н. Куда движется история? – М., 2002; Его же: Историософия Тютчева в современном контексте. – М., 2006.

[42] Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма в 6-ти томах. Т.3. / Сост. Б.Н. Тарасов. – М., 2003.

[43] Бочаров С.Г. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция. // Новый мир. – 2004. – №5. – С. 184 – 190; Тарасов Б.Н. Тютчевская историософия: Бог, человек и история, Россия, Европа, революция. // Новый мир. – 2005. – №11. – С. 142 – 162.

[44] Полонский В.В. Указ. соч. – С. 145.

[45] Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология и поэтика. Автореф. дисс.... д. филол. н. – М., 1999. – С. 8.

[46] Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология и поэтика: дисс. – С. 46.

[47] Виницкий И.Ю. Поэтическая историософия Жуковского: дисс. … д. филол. н. – М., 2005. – С. 6.

[48] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 283.

[49] Успенский Б.А. Указ. соч. С. 14 – 15.

[50] Там же. – С. 10.

[51] Кожинов В.В. Указ. соч.

[52] Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й… – С. 17.

[53] Трубина Л.А. Русский человек на «сквозняке истории». Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология. Поэтика. – М., 1999.

[54]«Любое произведение искусства характеризуется тем или иным модусом художественности». Эти модусы представляют собой «дифференциацию типов эстетического завершения». // Тюпа В.И. Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). – Тверь, 2002. – С. 36.

[55] Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004; Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX века: дис.... канд. филол. н. – М., 2004.

[56] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. – М., 1979. – С. 14.

[57]«Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия» // Тютчев Ф.И. Указ. соч. – С. 144. Слово «Революция» автор, вслед за В.В. Кожиновым, считает необходимым в некоторых случаях писать с прописной буквы, как это делали в своей историософской поэзии и публицистике Ф.И. Тютчев и М.А. Волошин, поскольку «речь идёт не о каких-либо, пусть значительнейших, но всё же отдельных революционных событиях <…>, а о многосторонней, но в конечном счёте целостной исторической динамике, определившей путь России с самого начала нашего века и до сего дня» // Кожинов В.В. «Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). М., 1998. – С. 9.

[58] Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. – Воронеж, 1987. – С. 44.

[59] Герье В. И. Философия истории: от Августина до Гегеля. – С. 4.

[60] Карацуба И.В. «Православный катехизис» С.И. Муравьева-Апостола: комментарий. //

URL: https://krotov.info/history/19/1820/1825kara.htm

[61] Флоровский, прот. Георгий. Пути русского богословия. – Мн., 2006. – С. 130-131.

[62] Ленин В.И. Полное собр. соч. Изд-е 5. Т. 21. – М., 1968. – С. 257.

[63] Чаадаев. П.Я. Статьи и письма. – М., 1989. – С. 146.

[64] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 9 т. Т.6. – М., 1954. – С. 78.

[65] Подробнее см. в монографии автора: «Мифопоэтика поступка. Ситуация ответа в художественном тексте». – М., 2010. – С. 90 – 105.

[66] Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 230.

[67] Виницкий И.Ю. Указ. соч.

[68] Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М., 1995. – С. 259-367.

[69] Об этом подробнее см. монографию автора «Мифопоэтика поступка…». Указ. соч. – С. 197 – 236.

[70] Лазари Анджей де. В кругу Фёдора Достоевского. Почвенничество. – М., 2004. – С. 75.

[71] Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. – С. 286.

[72] Гоголев Р.А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К.Н.Леонтьева: опыт реконструкции. – М., 2007. – С. 55.

[73] Соловьев В.С. Собр. соч. Т. IV. – СПб., 1914. – С. 1-105, 214 – 582; Т. V. – СПб., 1912. – С. 410 – 422; 513 – 550.

[74] Виноградов Н. И. О конечных судьбах мира и человека... – М., 1889; Жданов А.А. Откровение Господа о семи азийских церквах (Опыт разъяснения первых трех глав Апокалипсиса). – М., 1891; ван Бейнинген Ф.К. «Бодрствуйте!» «Се гряду скоро!». Второе пришествие Спасителя в 1932-33 г. – СПб., 1906; Ювачев И.П. Тайны Царства Небесного. – СПб., 1910 и др.

[75] Трубина Л.А. "Верю в Россию": [Историософские символы А.Блока и А.Белого] / Л.А.Трубина // Литература в школе.- 2001.- №5. – С.19 – 25. Иванова Е.В. Блоковские «Скифы»: политические и идеологические источники // «Известия АН СССР: сер. лит. и яз. – 1988. Т. 47. № 5. – С. 421 – 430. Межуев Б.В. Забытый спор: о некоторых возможных источниках «Скифов» Блока.URL: https://pravaya.ru/book/23/742. Федотов Г.П. На поле Куликовом // Федотов Г.П. Судьба и грѣхи Россiи / избранные статьи по философии русской истории и культуры /: В 2-х тт/– С.- Петербург., 1991. Т. 1. – С. 102 – 122 и др.

[76] Небольсин С.А. Пушкин и европейская традиция. – М., 1999. – С. 103.

[77] Небольсин С.А. Пушкин и европейский миф о России как «Скифии» // Небольсин С.А. Пушкин и европейская традиция. – С. 85 – 143.

[78]БЛДР. Т.1. – С. 70.

[79] Небольсин С.А. Указ. соч. – С. 109 – 110.

[80] Ле Гофф Жак. Рождение Европы. – СПб., 2008. – С. 22 – 24.

[81] Вольтер Ф.-М.А. История Карла XII, короля Швеции и Петра Великого, императора России. - СПб., 1999. – С. 29, 30, 128, 168 и др.

[82] Вольтер Ф.-М.А. Царевна Вавилонская. // Вольтер. Философские повести. Философские письма. Статьи из Философского словаря». – М., 2004. – С. 353.

[83] Там же. – С. 354.

[84] Загоскин М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году. URL: https://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0030.shtml

[85] Тарле Е.В. Наполеон. – М., 1991. – С. 274.

[86] Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993). С-Петербург, 1997. – С. 286 – 287.

[87] Багдасаров Р.В. За порогом: Статьи, очерки, эссе. – М., 2003. – С. 89.

[88] Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. – С. 346.

[89] Герцен А.И. Былое и думы. Части 4-5. – М., 1958. – С. 420.

[90] Григорьев А.А. Сочинения в 2-х т. / Т. I. Стихотворения; Поэмы; Проза. – М., 1990. – С. 283.

[91] Егоров Б.Ф. Художественная проза Ап. Григорьева. // Аполлон Григорьев. Воспоминания. – М., 1988. (Литературные памятники АН СССР). – С. 350 – 351.

[92]Там же.

[93] Семенов-Зусер С.А. Скифская проблема в отечественной науке. – Харьков, 1947.

[94] Буслаев Ф.И. Указ. соч. – С. 61 – 66.

[95]Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. Т. I. – М., 1859. – С. 121 – 122.

[96] Иловайский Д.И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. М., 1882. – С. 78.

[97] Лаппо-Данилевский А.С. Скифские древности. – Пб., 1887.

[98] Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т.V. – М., 1999. – С. 477.

[99] Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1, 2. – СПб., 1893 – 1906.

[100] Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. – М., 2008. – С. 34.

[101] Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах. Т. I. Стихотворения. Поэмы. 1892 – 1909. – М., 1973. – С. 152.

[102] Там же. – С. 248.

[103]Петр Сувчинский и его время. – М., 1999. – С. 141.

[104] Небольсин С.А. Указ. соч. – С. 106.

[105] Воронова О.Е. Мировоззренческие аспекты творческой эволюции Есенина и их отражение в "Есенинской энциклопедии" // Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 111-летию со дня рожд. С.А.Есенина. – М. – Конст. – Рязань, 2007. – С. 23.

[106] Воронова О.Е. Наследие Есенина и эволюция национальной идеи в русском художественно-философском сознании. // Наследие Есенина и русская национальная идея: соврем. взгляд: материалы Междунар. конф. – Рязань [и др.], 2005. – С. 22.

[107] Есенин С.А. Сочинения. – М., 1994. – С. 310. Далее все произведения С. Есенина цитируются по этому изданию. В скобках – номера страниц.

[108] Воронова О.Е. Наследие Есенина… – С. 9.

[109] Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Schtraus/10.php

[110] Никё М. Есенин и анархизм // Наследие Есенина и русская национальная идея… – С. 166.

[111] Леонтьев Я.В. «Скифы» русской революции. – М., 2007.

[112] Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. –Т.III. – С. 911.

[113] Кожинов В.В. Россия век ХХ-й. – С. 7.

[114] Трубина Л.А. Дисс… – С. 8.

[115] Волошин М.А. Указ. соч. – С. 422.

[116] Волошин М.А. Указ. соч. – С. 429.

[117] Кожинов В.В. «Черносотенцы» и Революция. – С.182.

[118] Трубина Л.А. Указ. соч.

[119] Комолова Н. Россия и Европа в историософской концепции М. А. Волошина // Европейский альм. – 1999. – М., 2000. – С. 106–121. Опарин П.Г. Книга М.А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети XX века: историософия и поэтика: дис.... канд. филол. н. – Киров, 2005. Палачева В.П. Поэма «Путями Каина» в контексте культурфилософских исканий М. А. Волошина: дис.... канд. филол. н. – Томск, 2003. Пинаев С.М. Нам ли весить замысел господний?: историософия М. Волошина // Родина. – 1996. – № 2. – С. 10–15. Путенихина И.А. Концепция человека в поэме М. Волошина «Путями Каина» //«Благословенны первые шаги...» – Магнитогорск, 1999. – Вып. 2. – С. 44–47. Чагина В.В. К вопросу об исторической концепции поэмы М. Волошина «Россия» // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века. – Тверь, 1994. – С. 15–22. Яковлев М.В. Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина: дис.... канд. филол. н. – М., 1995.

[120] Быстров В.Н. Идея преображения мира у русских символистов: Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок: дис.... д. филол. н. – СПб., 2004. Дронова Т.И. Историософский роман в русской литературе ХХ века: от Мережковского до Солженицына // А. И. Солженицын и русская культура. – Саратов, 1999. – С. 20–27. И др.

[121] См., напр., актуальную журнальную полемику вокруг финала «Двенадцати»: Финал «Двенадцати» – взгляд из 2000 года // Знамя. – 2000. – № 11. – C. 190–206.

[122]Беседы В.Д. Дувакина с М.М.Бахтиным. – М., 1996. – С. 93.

[123] Стратановский С. Поэт и революция (Опыт современного прочтения поэмы А. Блока “Двенадцать”) // Звезда. – 1991. – №11. – С. 150.

[124] Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. - С. 4 – 27.

[125] Есаулов И.А. Мистика в русской литературе советского периода. - Тверь, 2002. – С. 11-12.

[126]Поэма «Двенадцать» цитируется по изданию: Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т.V. В круглых скобках – номера страниц.

[127] Никольский Ю. Пророк. // Общее дело. - Париж, 1921. - №429. 19 сентября.

[128] Волошин М. Собрание сочинений. Т.1. Стихотворения и поэмы 1899 – 1926. – М., 2003. – С. 318 – 328.

[129]Более подробному рассмотрению этой темы посвящен один из разделов монографии автора «Мифопоэтика поступка». Указ. соч. – С. 125 – 126.

[130] Долгополов Н.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX – начала XX веков. – М. – Л., 1964.– С. 156.

[131] Трубина Л.А. «Верю в Россию»: [Историософские символы А.Блока и А.Белого]/ Л.А.Трубина // Литература в школе.- 2001.- №5. – С. 23.

[132] Трубина Л.А. Дисс. – С. 138.

[133] Свенцицкий Вал. «Антихрист». – СПб., 1908. – С. 27

[134] Федотов Г.П. Указ. соч. – С. 90.

[135] Блок А.А. Дневник. – М., 1989. – С.260.

[136] Владимиров И. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса // Булгаков М.А. Белая гвардия: роман. – М., 1998. – С. 265–278; Ротков М.Л. Эсхатологический мотив в произведениях М. Булгакова о гражданской войне // Православие и русская литература. – Арзамас, 2004. – С. 157–164. Трубина Л.А. Историческое сознание…: дисс. – С. 128 – 132.

[137]Текст цитируется по изданию: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 тт. Т. 2. – М., 1989. В круглых скобках указан номер страницы.

[138] Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. – М., 1999. – С. 58.

[139] Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998. – С. 339.

[140] Белова О.В., указ. соч. – С. 141.

[141] Юрганов А.Л. Указ. соч. – С. 67.

[142] Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Автореф. дисс. д.ф.н. – М., 1990. – С. 16-17.

[143] Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. – М., 2000. – С. 215.

[144] Цветова Н.С. Эсхатологическая топика в русской традиционной прозе второй половины XX - начала XXI вв.: дис.... д. филол. н. – Архангельск, 2011. – С. 201.

[145] Распутин В.Г. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. Живи и помни. Прощание с Матёрой. Рассказы. – М., 1984. Далее все ссылки на текст «Прощания с Матёрой» на это издание. В круглых скобках – номера страниц.

[146] Петров Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): дисс. … канд. филос. н. – Екатеринбург, 2001. – С. 112.

[147] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 2007. – С. XXXIII.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: