Сотворение звезд у русских.




Александр Афанасьев, собиратель и исследователь фольклора, писал, что по народным представлениям небо было «теремом Божьим, а звезды — очами взирающих оттуда ангелов». Плоская как тарелка земля якобы соединялась по краям с небом, напоминавшим огромный сводчатый потолок. Считалось, что кроме видимого небосвода есть еще несколько. В разных местностях крестьяне считали, что их от трех до одиннадцати, и на самом высоком, по поверьям, обитал Бог.

Традиционно главным светилом славяне считали солнце, которое называли «царем неба». Версии о его происхождении отличаются, но многие крестьяне верили, что оно создано из огня. Считалось, что эту огромную искру, огненный шар или колесо перед закатом можно достать рукой.

Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает. Пятна на луне крестьяне толковали по-разному. Одна из легенд, к примеру, была связана с библейским сюжетом о Каине и Авеле: работавшие на лугу братья поссорились, Каин убил Авеля, убийцу не могла приютить ни суша, ни вода, лишь месяц ослушался Бога и дал ему пристанище. Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал:

 

«Есть поверье о том, что означают видимые на луне пятна: туда посажены навсегда братоубийца и жертва его, в том самом положении, как преступление было совершено: и воображение народа видит на луне двух людей, из коих один закалывает вилами другого».

Звезды в народе считали свечами, которые зажигает Бог, или же душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными. В некоторых районах их называли детьми солнца и верили, что они свободно перемещаются по небу по своему желанию. Крестьяне узнавали по расположению звезд время в течение ночи, а по их яркости предугадывали погоду и даже урожай. В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.

Когда Бог выпустил из-за пазухи солнце, дались все диву, смотрят на солнышко и ума не приложат… А пуще бабы — повынесли они решета, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить: хаты еще без окон строились. Поднимут решето к солнцу, оно будто и наберется света полным-полно, через край льется, а только что в хату — и нет ничего. Вздурели бабы… хоть света и не добыли, а тут еще солнце жжет — и вышло такое окаянство: начали на солнце плевать! Бог прогневался и превратил нечестивых в камень.

Ночное звездное небо - такие же безошибочно верные часы для деревенского путника, что и крикливый вестник полночи - петух на дворе. Не все звезды для русского хлебороба одинаковы. Знает он, что «звезда от звезды разнствует во славе», а потому и различает если не все, то хотя бы некоторые из жемчужин россыпи звездной.
Так, знает он Вечерницу - первую вспыхивающую вечером звезду, назовет и Денницу - позднее всех своих сестер погасающую на небе, только-только не встречающуюся с утреннею ранней зорькою. Чигирь-звезду иначе называют Венерою. Она предсказывает человеку счастье или несчастье.
Если собрался ехать куда, смотри на звезду: если она против твоей дороги стоит, ехать не стоит.

В первый, одиннадцатый и двадцать первый дни месяца звезда находится на востоке, и в этот день нельзя начинать строить дома и ходить с обнаженной головою. Во дни второй, двенадцатый и двадцать второй Чигирь стоит между востоком и полуднем, и все рожденное в этот день будет коряво и бесплодно.
Во дни третий, тринадцатый и двадцать третий Чигирь стоит на полудне, и в эти дни нельзя купаться и даже в баню ходить: «изойдешь лихом или учинится переполох», то есть тяжело заболеешь.
Большая Медведица слывет в народной астрономии за Сажар, или Стожар-звезду. По этому созвездию советуется охотникам выходить смело на всякого дикого зверя, кроме одного только медведя. Старинные названия Большой и Малой Медведицы - Лось, Лосиха. Нашим предкам чудилось, будто огромный звездный Лось излучает небесный свет, который по ночам отпугивает злых духов. Возможно, именно поэтому лосиные рога долго служили оберегом от злых сил, а изображение лося часто встречается на народных вышивках. Называли в древности Большую Медведицу и Велесожары, Волосыни. Тут явно звучит имя бога Белеса - пастуха, покровителя домашнего богатства.

Белес порою принимал образ медведя, а шкура этого зверя символизировала достаток, крепкое хозяйство. Не зря был обычай усаживать жениха с невестой на медвежью шкуру или другой густой мех - чтобы достаток в доме водился.

Звезды в мифологии южных славян - серебристая накидка, украшающая голову неба. Помимо того, по ним можно определить, сколько живых душ на земле: родился человек - зажглась звезда, отдал богу душу - и звезда закатилась, погасла. Большие и светлые звезды принадлежат сильным мира сего - князьям, царям, королям и т.д.; малые и тусклые - неудачникам и беднякам; а уж самые крохотные, еле различимые глазом - всем другим существам: домашним животным, птицам, рыбам, зверям.

Если человек найдет в небесах свою звезду, то непременно умрет. В старину существовала астрономическая книга под названием «Звездочтец». В ней излагались сведения о вступлении солнца в различные знаки зодиака, о влиянии планет и звезд на судьбу человека и общественные события, а также природные явления, урожай. Пророчились также судьбы.

 

Источники:

1. Сайт «Славянская мифология»
https://kroshka77.livejournal.com/730037.html

2. Сайт «Снегирь»
https://snegir.org/post/drevnie-russkie-i-nazvaniya-sozvezdij/

3. Сайт «Виртуальный музей»
https://goldmuseum.ru/narody-rossii/udmurti/folklor-udm/

4. Сайт «Культура.РФ»
https://www.culture.ru/materials/254602/kak-slavyane-predstavlyali-sotvorenie-mira

5. Сайт «Bookitut.ru»
https://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.113.html

6. Сайт «Легенды Удмуртии, мифы Удмуртии»
https://iz-article.ru/l_per_15.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: