Повторение изученного материала- биография писателя.




Ход урока.

1. Устно ответьте на вопросы

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие философские и нравственные проблемы подняты в рассказе «В прекрасном и яростном мире »?

- Какие размышления вызвал у вас этот рассказ?

Повторение изученного материала- биография писателя.

Прочитайте тему урока, скажите, какие цели преследует наш урок? Что вы знаете об Андрее Платонове?

Исследователь творчества А.Платонова В.Шемталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Всю свою жизнь А.Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

А.Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Просмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.

Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, плотно сжатые губы, выразительные глаза. Он, кажется, много видел. Лицо мужественное. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошло его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем.

Да, у него выразительные глаза, но взгляд грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих, убедившись в том, что чужого страдания и горя не бывает. Внешне Платонов-человек кажется простоватым, тревожно хрупким. Но душа его была полна любви к человеку. Это делало его прекрасным. (Чтение эпиграфа).

Он родился на рубеже двух веков. Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: войной, революцией, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до конца дней его. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Родовая фамилия его – Климентов.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с 13-его возраста, чтобы прокормить братьев и сестер.

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посыльный, подручный слесарь, помощник машиниста, журналист, писатель дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом его жизни.

Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. 5 января 1951 года писатель скончался. Так война настигла его в мирное время.

Писатель ушел из жизни, но наследие его велико. Он оставил нам свои книги, полные добра и человечности. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы сегодня стоим на пороге этой школы.

1. Беседа по содержанию рассказа. Ответьте устно

· О чем этот рассказ?

(О том, как трудно жить; об опасностях, которые подстерегают человека в жизни; о преодолении трудностей; о высоком мастерстве и профессионализме; о радости делать любую работу; о душевной красоте и щедрости; о чести и совести; ответственности за тех, кто рядом; о важности человеческого участия, - т.е. о множестве житейских и нравственных проблем размышляет писатель в своем произведении).

· От чьего лица ведется повествование в рассказе?

· Что узнаете о работе машиниста Мальцева?

· Почему машинисту Мальцеву было грустно со своими помощниками?

(Он не мог передать секреты своего мастерства и страдал от этого: какой-то профессиональный эгоизм «вгонял» его в постоянную грусть и равнодушие к своим помощникам по паровозному делу).

· Кратко расскажите о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

· Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

(Герой как бы бросил дерзкий вызов природе и гордился этим).

· Какие чувства он вызывает у вас?

· Опишите его внешность, поведение.

· Что помогает нам понять характер этого человека?

(Ярко нарисованная картина грозы, которую бесстрашно преодолевал отважный машинист).

· Почему такое большое впечатление производит на вас описание разбушевавшейся природы?

(Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мастерство писателя выражается в том, что мы как будто видим, слышим, осязаем грозу).

· Как переживает свое горе Мальцев? (Мужественно, хотя находится в состоянии тяжелого удручения).

· Ведется следствие. Мальцева признают виновным и осуждают. Каким образом объясняет он свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

· Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

· Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит «весь свет», обретая вновь любимое дело.

· Что же помогает вернуться к полноценной жизни? /Собственная воля, человеческое участие, милосердие, самоотверженность помощника/.

· Расскажите о помощнике Мальцева, не оставившем его в беде.

Итог урока:

· С каким чувством вы дочитывали последнюю страницу рассказа?

· Какие эпизоды, картины запомнились вам больше всего?

· Какие иллюстрации вы нарисовали бы к рассказу, если бы были художниками?

Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопрос: Почему Платонов назвал рассказ «В прекрасном и яростном мире»? (5-6 предложений)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: