Органы и лица, производящие предварительное следствие и дознание. Их процессуальное положение.




Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, от­несенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование пре­ступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предварительного расследования для них является вспомога­тельной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникаю­щих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Орга­нами дознания являются не только должностные лица - начальники исправи­тельных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы государственного пожарного надзора и т. д.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производст­во дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодек­сом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.

Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомствен­ными нормативными актами.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение винов­ных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый со­вершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

- полиция;

- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военно­служащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебныхобязанностей или расположении части, учреждения;

- органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о пре­ступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

- органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о наруше­ниях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальни­ки зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным за­коном к их ведению;

- таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотрен­ных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.

Органы дознания осуществляют дознание в двух формах: дознание по де­лам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приоста­навливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбужде­ния уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как прави­ло, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д.

В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дозна­ние. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов­ного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Полиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом “О полиции” она подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности.

В криминальную полицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная полиция также выполняет пору­чения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной полиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции полиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве ли­ца, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников полиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание пору­чается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских уч­реждений, начальники исправительных учреждений, следственных изолято­ров сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впослед­ствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетен­ции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, ут­верждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве ор­гана дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для ис­полнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы прове­рок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения за­кона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания ме­ры пресечения - заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: