Выполнила: Говорова Екатерина, группа: Арх/б-19-1-о
В период образования капитализма, связанного с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто это гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так как отражает объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.
Утопический социализм – теория общественного устройства, зародившаяся в начале XVI века, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Утопические изображения идеального общественного строя впервые представлены в произведениях XVI и XVII столетий – Т. Мора “Утопия” (1516 г.) и Т. Кампанеллы “Город Солнца” (1623 г.).
Томас Мор (1478-1535) – известный английский философ, общественный деятель, писатель-гуманист, юрист. В течение трёх лет занимал пост лорд-канцлера Англии. Наиболее известен благодаря своему произведению об утопическом социализме, в нём философ привёл пример вымышленного островного государства, на котором изложил своё видение идеальной общественно-политической системы.
|
Мор сын богатого судейского чиновника. Первое свое образование получил в грамматической школе Святого Антония. В возрасте тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов, представителями которого являлись Джон Колет, Томас Линакр, Уильям Гросин, Уильям Лили.
В 1596-1501 годах Томас изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln's Inn по велени отца. В это же время Мор изучал классические языки (латинский и греческий), помимо этого он усиленно читал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей, например, Платона, Аристотеля, Августина. Год 1499 знаменателен для Мора знакомтсвом с Эразмом Роттердамским, который стал для него очень близким другом и проводил в его доме уйму времени, именно здесь была написала "Похвала Глупости" Эразма.
Примерно в 1502 году Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. Мор был членом парламента с 1504 года, где представлял интересы лондонского купечества, выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал у того в немилость. Угроза репрессий была велика, поэтому Томас Мор на время ушел из политики и вернулся к к своей практике адвоката. В этот период Мор пробует заниматься литературой, он перевел на английский язык Джованни Пико делла Мирандолы. В 1510 году Мор снова вернулся в политику, он был избран в парламент, который был создан новым королем Генрихом VIII. Именно в это время Мор был назначен помощником городского шерифа.
|
В 1515 году в качестве посла он был направлен для переговоров во Фландрию. Будучи здесь Мор начал работать над своей первой книгой «Утопии», завершение которой совпадает с возвращением домой; вторая книга «Утопии» (в которой речь идет о недавно открытом острове в океане) в большей своей части была написана гораздо раньше.
Мор являлся канцлером Англии в период с 1529 по 1532 г. Как католик, Томас Мор не признал «Акт о верховенстве», который провозглашал короля главой английской церкви, за что в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. За свои заслуги в 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а позднее в 1935 - к лику святых.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель. Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.
Отец был бедным сапожником, при крещении дал сыну имя Джованни Доменико. Мальчику очень повезло, в раннем детстве нашелся человек, который научил его читать и писать.
В возрасте четырнадцати лет, восхитившись красноречием проповедника - монаха-доминиканца, и будучи увлеченным рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, Кампанелла уходит в монастырь. В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев. Юноша принял монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, приобщается к трудам греческих и арабских комментаторов произведений Аристотеля.
|
Но коренной переворот в его мышлении произойдет после прочтения книги крупного итальянского ученого и философа Бернардино Телезио
"О природе вещей согласно ее собственным основаниям". Для него она была настоящим откровением, "Критерием истины является опыт!" - утверждал автор.
Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден, который боролся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, он сильно выделялся на фоне других духовных братств. Доминиканцы пытались найти применение необыкновенным способностям Томмазо к наукам и исключительный ораторский талант в борьбе со своим конкурентом. Однако судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до 1598 г., когда он организовал на юге Италии, в Калабрии заговор против испанского короля, являвшегося тогда одновременно королем Обеих Сицилий. Кампанелла планировал поднять там восстание, заручится поддержкой турок и при их помощи разбить испанцев. Но его план был раскрыт, поэтому в 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме.
Его считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения. Длительное пребывание в тюрьме (до 1626 г.) дало ему много времени для написания многих произведений, за которые он получил признание в Европе еще при жизни. Наиболее знаменитое из них - «Город Солнца», где Томмазо Кампанеллы описывает обществе без частной собственности, всеобщее равенство и возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, - они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка».