Существует три способа, посредством которых ребенок приобретает знания. Это:
· наблюдение;
· исследование;
· общение с мамой.
Для того чтобы реализовать эти способы, нужно, во-первых, чтобы было:
· что наблюдать;
· что исследовать;
· с кем и на какие темы общаться.
Если эти условия не выполняются (например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске), то о каких знаниях можно говорить?
Некоторые американские специалисты считают, что, гуляя с ребенком, лучше всего носить его за спиной или, когда он постарше, на плечах. При этом создаются оптимальные условия для самостоятельного наблюдения ребенком за происходящим вокруг.
Однако для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение.
Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках или сидит рядом с ним.
Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим миром резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие. В нашей стране почему-то не понимают, что ребенку с моторными нарушениями нужно непосредственно физически помочь передвигаться в пространстве и знакомиться с окружающим, а не только стимулировать его моторное развитие, используя, например, массаж и специальные упражнения.
Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Надо помнить, что игрушки выполняют роль учебных пособий. Именно с этой точки зрения их надо оценивать.
|
Считается, что вначале игрушки нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений, разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температури т. д. Это период так называемой стимуляции.
Позже игрушки используются для формирования первыхпонятий, для демонстрации того, что предметы служат дляразных целей. Но есть группы предметов, которые выполняют одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи, например,у всех машин есть колеса.
Некоторые игрушки, такие, как мячик, являются инструментамидля исследования внешнего мира. Но тут, первом году жизни, ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но, как правило,он еще не может его поднять.
Вторым необходимым условием осуществления наблюдения, исследования и общения с мамой является способность ребенка к таким формам поведения.
Ребенок должен располагать для каждой из этих форм поведения всем комплексом программ, обеспечивающих данное поведение. Остановимся здесь на наблюдении и на исследовании.
Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Однако вначале она очень несовершенна, но принципиально улучшается уже в первые месяцы жизни. Увеличивается точность работы системы, расширяется рабочий диапазон, совершенствуются стратегии слежения и рассматривания.
Это обусловлено тем, что сама система, ответственная за данные функции, усложняется и расширяется. В нее включаются новые отделы мозга. Для отладки описанной системы необходима тренировка. Нужно стимулировать поведение по слежению за объектами и по их рассматриванию. Считается, что слежение и рассматривание особенно необходимо тем детям, у которых в силу мозговых нарушений ослаблено внимание и понижена активность.
|
Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программы, известные физиологам и техникам, как программы «глаз — рука».
В возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Создается впечатление, что он пытается выяснить, к какому эффекту и к какой конфигурации кисти (степени ее раскрытости и т. д.) приводит то или иное движение. Очевидно, это необходимо знать, если управление действием будет начинаться с указания требуемой конфигурации кисти.
Похоже, что такая программа действительно используется при управдении хватанием предмета примерно с пятимесячного возраста. С этого времени движения хватания состоят из двух элементов. Первый из них — движение всей руки в сторону предмета. (Данный элемент, хотя и осуществляемый с низкой точностью, есть и у новорожденных.) Второй элемент осуществляется при приближении кисти руки к предмету. Кисть поворачивается нужным образом и раскрывается в соответствии с величиной и формой предмета.
Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Данного второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного.
|
Практики раннего вмешательства считают, что изучение ребенком собственных рук действительно нужно для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Значит, ребенок не должен быть спеленут и кисти рук у него должны быть свободны.
Как это согласуется с традициями, принятыми там, где вы живете?
Рекомендуется, естественно, стимулировать и весь комплекс исследовательских действий, полностью сформированный уже во втором полугодии.
С пятимесячного возраста ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу.
Наблюдение за объектами и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное. Ниже в рекомендациях содержатся конкретные указания на то, какими свойствами должны обладать объекты, как Часто их следует менять и т. д.
Здесь мы хотели бы специально обратить ваше внимание на то, что ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть появление звука (начинает звонить звонок или колокольчик) или зажигание света, открывание крышки коробки и появление игрушки и т. д.
На Западе привлекательность для ребенка игрушек эффектом уже учитывается при их создании. У нас этого пока нет. Но вы с мужем легко можете придумать сами, как обеспечить такой эффект.