Что такое начало интеллекта




ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 

ЦЕЛИ И ПУТИ

РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ

КАРО

Санкт-Петербургский

Институт раннего вмешательства

 

Санкт-Петербург

 

Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф.

Ф 97 Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей /

Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО,

Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. — 160 с: ил.

ISBN 5-89815-574-0

 

 

Книга содержит рекомендации по раннему развитию ребенка

и адре­суется педагогам и родителям. В ней рассказывается:

- о создании оптимальных условий для интеллектуального, социаль­ного и эмоционального развития малыша;

- о способах формирования у него таких свойств личности, как са­мостоятельность, уверенность в себе, активность и доброжелательное от­ношение к людям.

 

 

© Fewell, Vadasy, 1983

© Чистович Л.А., Кожевникова Е.В.,

перевод, 1992

© Институт раннего вмешательства,

перевод, 1992

© КАРО, 2005

Все права защищены


 

 

Раннее обучение формировалось сначала как направ­ление помощи детям, которые или отстают в развитии, или принадлежат к группе риска, т.е. им с большой веро­ятностью грозит отставание в развитии. Только в самое последнее время методами раннего обучения заинтересо­вались родители здоровых детей.

Изменения теоретических представлений о путях и ме­ханизмах развития ребенка привели к тому, что и цели и подходы к раннему обучению сильно изменились за по­следние годы.

Еще недавно задача раннего обучения сводилась к тому, чтобы научить ребенка некоторому набору навы­ков, которыми владеет большинство здоровых детей. При этом сам процесс обучения строился примерно так же, как процесс дрессировки животных. Главное внимание уделялось тому, как побудить ребенка выполнить требуе­мое действие и как обеспечить «подкрепление». В качест­ве «подкрепления» предлагалось в основном использо­вать похвалу, но иногда и подкармливать ребенка чем-нибудь вкусным. (Мы надеемся, что вы помните из школьного курса, что такое условные рефлексы и что та­кое подкрепление при выработке пищевых условных ре­флексов по И. П. Павлову.)

Маме отводилась роль помощника дрессировщика, строго выполняющего (и регистрирующего) инструкции и указания специалиста, руководящего развивающим обучением.

Теперь раннее обучение направлено на достижение двух основных целей:

· создание оптимальных условий для интеллектуаль­ного развития ребенка;

· создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Известно, что главное, что необходимо для достиже­ния обеих этих целей, – надежная привязанность между матерью и ребенком, их взаимопонимание и постоянное общение.

Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей как ребенка, так и мамы, а также, что очень существенно, от маминых убеждений и взгля­дов на взаимодействие с малышом. Эти убеждения и взгляды определяются культурной средой, национальны­ми традициями и традициями семьи, в которой выросла мама. Она впитала убеждения с молоком матери, так что с ними не очень-то поспоришь.

 

Понятно, что распределение ролей — мама — исполни­тель и специалист — руководитель — совершенно не го­дится, когда речь идет о создании оптимального для ре­бенка взаимодействия с мамой. Здесь сама мама должна искать решение. Каким бы гениальным не был специа­лист, сам он не сможет найти решение, так как не располагает той информацией, которая для этого необходима.

В настоящее время считается очевидным, что инициати­ву должна находиться в руках мамы, ей должна принадлежать главная роль. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего маму сведениями и обучающего ее, если нужно, некоторым умениям.

Специальные умения, безусловно, нужны, когда дело о детях-инвалидах. Эти умения различны в зависимо от характера тех нарушений, которыми страдает ребенок. Соответственно в американских местных программах вмешательства участвуют специалисты ого профиля.

Однако маме нужны не только специальные навыки. Пытаясь найти оптимальный стиль общения с ребенком и наилучший способ обращения с ним,мама должна по­нимать, что хорошо, а что плохо, какие действия полез­ны, а какие вредны.

Существующий сейчас подход к снабжению мам нуж­ной информацией состоит в составлении списков (переч­ней) действий с ребенком, рекомендуемых для разных возрастов и сгруппированных по признаку того, какую область развития они в первую очередь стимулируют.

На самом деле работать с таким списком совсем не про­сто. Для того чтобы выбрать какое-то действие из списка, мама должна понимать, каково значение каждого из них для развития ребенка, чем определяется их эффект, како­ва их связь друг с другом.

Иначе говоря, маме нужна теория, нужны правила ее собственного поведения как руководителя и исполнителя раннего обучения.

К сожалению, нам не удалось найти желаемой комби­нации из популярно написанной теории взаимодействия ребенка и матери и списка рекомендаций относительно материнского поведения. Там, где предпринимались ка­кие-либо попытки использовать теорию, она излагалась в столь примитивном, рассчитанном на совершенно безгра­мотных мам виде, что толку от нее быть не могло. Связ­ность и логика полностью терялись.

По всей вероятности, действительно хорошее руковод­ство для мам, включающее изложение и теории, и практи­ческих рекомендаций, возникнет как результат совмест­ной деятельности мам и специалистов, занятых в программах раннего вмешательства.

Вы можете помочь созданию такого руководства, запи­сывая возникающие у вас вопросы и соображения и пере­давая (посылая) их или в ваш местный центр раннего вме­шательства, или в Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства. Очень вероятно, что на многие из таких вопросов пока еще просто нет ответов, и они будут стимулировать проведение дополнительных наблюдений и ис­следований. Надо сказать, что мамы как наблюдатели и экспериментаторы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Совместная деятельность мам и научных работ­ников, изучающих развитие ребенка и функционирова­ние системы «мать — дитя», может обеспечить совершен­но поразительный по скорости прогресс в этой области.

Ниже, перед конкретными рекомендациями, приво­дится наша попытка объяснить, в чем смысл раннего обу­чения. Не исключено, что не все специалисты разделяют эту точку зрения.



Что такое начало интеллекта

Ученые до сих пор не располагают общепризнанной тео­рией интеллекта. Правда, практические психологи могут неплохо мерить интеллект у взрос­лых людей и детей старше трех лет.


Упрощенно говоря, под интел­лектом понимаются знания, кото­рыми владеет человек, и его умение решать возникающие задачи, используя эти знания.

Но как эти знания систематизи­рованы, как они организованы? Еслизнаний много, но они в полном беспорядке,толку от них мало. До нихпросто не доберешься, когда онипонадобятся.

Ребенок уже от рождения снабжен некоторыми очень важными знаниями о мире, в который он пришел. Важнейшимявляется знание о том, что мир состоит из объектов, что эти объекты обладают набором свойств (их можно видеть, трогать, часть из них слышать и пробовать на вкус ) и что они расположены в пространстве.

 

 


Можно также предположить, что у ребенка есть врож­денные знания о том, что у событий (явлений) есть причи­ны и что действия порождают эффект. Тогда все поведе­ние ребенка по приобретению знаний является с


самого начала разумным, направленным на получение ответов на такие вопросы, как «что?», «откуда?» и т.д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: