ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ЦЕЛИ И ПУТИ
РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ
КАРО
Санкт-Петербургский
Институт раннего вмешательства
Санкт-Петербург
Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф.
Ф 97 Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей /
Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО,
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. — 160 с: ил.
ISBN 5-89815-574-0
Книга содержит рекомендации по раннему развитию ребенка
и адресуется педагогам и родителям. В ней рассказывается:
- о создании оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития малыша;
- о способах формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность и доброжелательное отношение к людям.
© Fewell, Vadasy, 1983
© Чистович Л.А., Кожевникова Е.В.,
перевод, 1992
© Институт раннего вмешательства,
перевод, 1992
© КАРО, 2005
Все права защищены
Раннее обучение формировалось сначала как направление помощи детям, которые или отстают в развитии, или принадлежат к группе риска, т.е. им с большой вероятностью грозит отставание в развитии. Только в самое последнее время методами раннего обучения заинтересовались родители здоровых детей.
Изменения теоретических представлений о путях и механизмах развития ребенка привели к тому, что и цели и подходы к раннему обучению сильно изменились за последние годы.
Еще недавно задача раннего обучения сводилась к тому, чтобы научить ребенка некоторому набору навыков, которыми владеет большинство здоровых детей. При этом сам процесс обучения строился примерно так же, как процесс дрессировки животных. Главное внимание уделялось тому, как побудить ребенка выполнить требуемое действие и как обеспечить «подкрепление». В качестве «подкрепления» предлагалось в основном использовать похвалу, но иногда и подкармливать ребенка чем-нибудь вкусным. (Мы надеемся, что вы помните из школьного курса, что такое условные рефлексы и что такое подкрепление при выработке пищевых условных рефлексов по И. П. Павлову.)
|
Маме отводилась роль помощника дрессировщика, строго выполняющего (и регистрирующего) инструкции и указания специалиста, руководящего развивающим обучением.
Теперь раннее обучение направлено на достижение двух основных целей:
· создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
· создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Известно, что главное, что необходимо для достижения обеих этих целей, – надежная привязанность между матерью и ребенком, их взаимопонимание и постоянное общение.
Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей как ребенка, так и мамы, а также, что очень существенно, от маминых убеждений и взглядов на взаимодействие с малышом. Эти убеждения и взгляды определяются культурной средой, национальными традициями и традициями семьи, в которой выросла мама. Она впитала убеждения с молоком матери, так что с ними не очень-то поспоришь.
|
Понятно, что распределение ролей — мама — исполнитель и специалист — руководитель — совершенно не годится, когда речь идет о создании оптимального для ребенка взаимодействия с мамой. Здесь сама мама должна искать решение. Каким бы гениальным не был специалист, сам он не сможет найти решение, так как не располагает той информацией, которая для этого необходима.
В настоящее время считается очевидным, что инициативу должна находиться в руках мамы, ей должна принадлежать главная роль. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего маму сведениями и обучающего ее, если нужно, некоторым умениям.
Специальные умения, безусловно, нужны, когда дело о детях-инвалидах. Эти умения различны в зависимо от характера тех нарушений, которыми страдает ребенок. Соответственно в американских местных программах вмешательства участвуют специалисты ого профиля.
Однако маме нужны не только специальные навыки. Пытаясь найти оптимальный стиль общения с ребенком и наилучший способ обращения с ним,мама должна понимать, что хорошо, а что плохо, какие действия полезны, а какие вредны.
Существующий сейчас подход к снабжению мам нужной информацией состоит в составлении списков (перечней) действий с ребенком, рекомендуемых для разных возрастов и сгруппированных по признаку того, какую область развития они в первую очередь стимулируют.
На самом деле работать с таким списком совсем не просто. Для того чтобы выбрать какое-то действие из списка, мама должна понимать, каково значение каждого из них для развития ребенка, чем определяется их эффект, какова их связь друг с другом.
|
Иначе говоря, маме нужна теория, нужны правила ее собственного поведения как руководителя и исполнителя раннего обучения.
К сожалению, нам не удалось найти желаемой комбинации из популярно написанной теории взаимодействия ребенка и матери и списка рекомендаций относительно материнского поведения. Там, где предпринимались какие-либо попытки использовать теорию, она излагалась в столь примитивном, рассчитанном на совершенно безграмотных мам виде, что толку от нее быть не могло. Связность и логика полностью терялись.
По всей вероятности, действительно хорошее руководство для мам, включающее изложение и теории, и практических рекомендаций, возникнет как результат совместной деятельности мам и специалистов, занятых в программах раннего вмешательства.
Вы можете помочь созданию такого руководства, записывая возникающие у вас вопросы и соображения и передавая (посылая) их или в ваш местный центр раннего вмешательства, или в Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства. Очень вероятно, что на многие из таких вопросов пока еще просто нет ответов, и они будут стимулировать проведение дополнительных наблюдений и исследований. Надо сказать, что мамы как наблюдатели и экспериментаторы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Совместная деятельность мам и научных работников, изучающих развитие ребенка и функционирование системы «мать — дитя», может обеспечить совершенно поразительный по скорости прогресс в этой области.
Ниже, перед конкретными рекомендациями, приводится наша попытка объяснить, в чем смысл раннего обучения. Не исключено, что не все специалисты разделяют эту точку зрения.
Что такое начало интеллекта
Ученые до сих пор не располагают общепризнанной теорией интеллекта. Правда, практические психологи могут неплохо мерить интеллект у взрослых людей и детей старше трех лет.
Упрощенно говоря, под интеллектом понимаются знания, которыми владеет человек, и его умение решать возникающие задачи, используя эти знания.
Но как эти знания систематизированы, как они организованы? Еслизнаний много, но они в полном беспорядке,толку от них мало. До нихпросто не доберешься, когда онипонадобятся.
Ребенок уже от рождения снабжен некоторыми очень важными знаниями о мире, в который он пришел. Важнейшимявляется знание о том, что мир состоит из объектов, что эти объекты обладают набором свойств (их можно видеть, трогать, часть из них слышать и пробовать на вкус ) и что они расположены в пространстве.
Можно также предположить, что у ребенка есть врожденные знания о том, что у событий (явлений) есть причины и что действия порождают эффект. Тогда все поведение ребенка по приобретению знаний является с
самого начала разумным, направленным на получение ответов на такие вопросы, как «что?», «откуда?» и т.д.