Сорока-белобока
Кашу варила,
Детей кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты мал, в лес не ходил,
Дров не носил,
Вот тебе, вот тебе, вот тебе.
В эту игру играют примерно с десяти месяцев.
Наверняка там, где вы живете, приняты еще какие-то игры. Постарайтесь их узнать.
Относительно нужных игрушек и их применения вы знаете из сокращенного и несколько адаптированного ввода американского учебного пособия «Обучение через игру» (Fewell, Vadasy, 1983), составляющем содержание остальных частей этой серии. В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Нам казалось, что мамам удобно иметь перед глазами такую сводную таблицу. Она удобна
при планировании того, какие игрушки надо пытаться до стать, что можно сделать самой, а где вообще можно обой тись вместо игрушек предметами домашнего обихода.
Такая сводная таблица может также помочь тем из вас, кто хочет организовать у себя в районе (городе) музе (собрание) игрушек. В Санкт-Петербурге такие музеи уже появляются. Кстати, в США музеи игрушек возникли время кризиса («великой депрессии» 30-х годов).
Таблица 1
| Развиваемая | Игрушки, предметы, | Примечание |
| способность | материалы | |
| Возраст 0-3 месяца | ||
| Зрительное | Мобиль с яркими лентами, | Надо менять |
| слежение и | елочными игрушками (но | игрушки, что- |
| рассматрива- | не стеклянными), шарика- | бы они не на- |
| ние. | ми из фольги, кубиками | доедали ребен- |
| или другими фигурками из | ребенку. | |
| цветной бумаги. Воздуш- | ||
| ные шары. | ||
| Слуховое вни- | Колокольчик или бубен- | Движения |
| мание. | чик, привязанный к моби- | ребенка могут |
| лю или укрепленный над | вызывать зву- | |
| кроватью. | звучание. | |
| Кожная чувст- | Кусочки разных тканей и | Гладить руки, |
| вительность. | материалов: шерсть, вель- | ноги, тело |
| вельвет, бархат, фланель, мах- | ребенка. | |
| махровая ткань, хлопок, мех, | ||
| перышки, губка, резина. | ||
| Знание | Яркий браслет (из ткани, | Помещать |
| собственных рурк. | резины), колечки из ленто- | руки ребенка |
| Рук | чек на пальцы, яркий но- | так, чтобы он |
| сок, одеваемый на руку. | их видел. |
| Возраст4- 6 месяцев | ||
| Исследование | Предметы для хватания, | Привязывают- |
| объектов пу- | ощупывания и рассматри- | ся к шнурку, |
| тем хватания, | вания: овощи, грибы и зве- | натянутому |
| ощупывания, | ри из различной ткани, ку- | над кроватью. |
| рассматрива- | бик, бигуди,зубная щетка, | Их нельзя |
| ния, ударов по | деревянная ложка, крыш- | брать в рот. |
| окружающим | ки, колокольчик. | |
| предметам, по- | ||
| тряхивания, | ||
| засовывания в | ||
| рот, жевания, | ||
| сосания. | ||
| Возраст 7—9 месяцев | ||
| Действия дву- | Кубики, ложка и крышка | Показать, как |
| мя руками. | от кастрюльки, погремуш- | стучать. |
| Умение сту- | ки. Игрушечный молоток, | |
| чать одним | погремушка, дощечка, по | |
| предметом по | которой можно стучать. | |
| другому. | ||
| Знание связи | Звучащие при воздействии | Показать, что |
| между предме- | на предметы: колокольчи- | делать с иг- |
| том и прису- | ки, резиновые пищащие иг- | рушками, что- |
| щим ему дей- | рушки, пластиковые буты- | бы издавать |
| ствием, | лочки с рисом или | звук. |
| приводящим к | фасолью. | |
| эффекту. | ||
| Знание собст- | Зеркало на стене, к которо- | |
| венного лица. | му ребенка подносят; зер- | |
| кало у пола в углу, где ребе- | ||
| нок играет; переносное | ||
| зеркало. |
| Развиваемая | Игрушки, предметы, | Примечание |
| способность | материалы | |
| Возраст 10—12месяцев | ||
| Умение соби- | Палочки, кубики, шарики, | Предметы |
| рать мелкие | крышки от бутылок, пус- | должны быть |
| предметы. | тые катушки, большие пу- | такими, чтобы |
| говицы, ящики, пластико- | ребенок не мог | |
| вые банки, коробки. | их проглотить, | |
| если возьмет в | ||
| рот. | ||
| Умение наде- | Пирамидка с деревянными | Показать, как |
| вать браслеты, | кольцами, резиновые и | надо надевать. |
| кольца, бусы. | пластмассовые кольца, | |
| браслеты, крупные бусы, | ||
| шнуры или резиновые пал- | ||
| ки, на которые можно на- | ||
| девать предметы. | ||
| Умение совер- | Мяч, машина, книга, мо- | Показать дей- |
| шать с предме- | лоток, бубен, колоколь- | ствия, соответ- |
| тами соответ- | чик, резиновые пищащие | ствующие иг- |
| ствующие им | игрушки. | рушкам. |
| действия. | ||
| Отношение к | Мягкие игрушки: звери, | Надо самим об- |
| куклам как к | куклы, куклы-петрушки. | ращаться с эти- |
| живым суще- | ми игрушками, | |
| ствам — чле- | как с живыми | |
| нам семьи. | существами. |