III. Цели Стратегии развития здравоохранения в РФ на долгосрочный период
IV. Задачи развития Национальной системы здравоохранения
1. Совершенствование Программы государственных гарантий в рамках Национальной системы здравоохранения:
Развитие ОМС основывается на принципах солидарности и социального равенства
3. Развитие добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования (ОМС+)
Развитие государственно-частного партнерства
Развитие медицинских профессиональных некоммерческих организаций, сформированных по территориальному и профессиональному принципам, создание вертикально-интегрированных профильных медицинских систем
6. С 2016 года планируется внедрение системы аккредитации медицинских работников, в основу которой будут положены профессиональные стандарты, с набором требований к специалисту (знаний, навыков, компетенций), позволяющие осуществлять трудовую деятельность и отражать траекторию его дальнейшего профессионального роста и развития. Это позволит:
7. Выстраивание вертикальной системы контроля и надзора в сфере здравоохранения предусматривает:
8. Создание единой государственной электронной информационной системы включает своевременное и полное обеспечение информационного взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий:
Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
Ускорение инновационного развития отечественного здравоохранения
Расширение открытого диалога с гражданским обществом, развитие общественного контроля
Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья и повышение роли России в глобальном здравоохранении
|
Заключение
Государство является гарантом социальной защиты интересов граждан РФ в охране здоровья. Для обеспечения широких государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи каждому гражданину РФ требуется, чтобы государство реализовывало функции:
- разработчика единой нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения;
- координатора территориального планирования организации системы здравоохранения;
- заказчика необходимых объемов медицинской помощи по видам и формам ее оказания;
- собственника (учредителя) наиболее значимых для отечественного здравоохранения медицинских организаций и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности;
- единого органа контроля и надзора за доступностью и качеством медицинской помощи.
Вместе с тем, разделение полномочий между федеральным уровнем власти и субъектами РФ, переход к рыночной экономике и расширение частного сегмента отечественного здравоохранения обусловили необходимость развития механизмов страхового финансового обеспечения системы здравоохранения и государственно-частного партнерства. Внедрение системы ОМС привлекло значительные дополнительные ресурсы в здравоохранение, включило принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления отраслью.
С целью достижения максимально возможного уровня развития отечественного здравоохранения с координированным использованием всех ресурсов страны необходимо формирование Национальной системы здравоохранения – системы, объединяющей все медицинские службы и организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, и работающей в рамках единого нормативно-правового поля, а также единого государственного, экспертного и общественного контроля.
|
Основой реализации Конституционального права каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатное получение медицинской помощи является Программа государственных гарантий, которая оказывается преимущественно в государственных и муниципальных учреждениях, а также может оказываться в медицинских организациях негосударственного сегмента (медицинские организации частной формы собственности, участвующие в предоставлении медицинской помощи за счет средств ОМС).
Формируется преимущественно одноканальная система финансового обеспечения отечественного здравоохранения. Главным каналом финансового обеспечения Программы государственных гарантий становится базовая программа ОМС, которая функционирует, в соответствии с принципами солидарности и социального равенства, по единым требованиям и критериям:
- единому подушевому нормативу финансирования;
- единым способам оплаты оказания медицинской помощи, ориентированным на результат деятельности медицинских организаций;
- единым критериям контроля за движением средств ОМС;
- единым критериям качества медицинской помощи и аккредитации экспертов качества медицинской помощи.
Необходимо совершенствование вертикального контроля со стороны государства за деятельностью всех участников Национальной системы здравоохранения в части доступности, своевременности, качества и безопасности оказания медицинской деятельности.
|
Вся деятельность Национальной системы здравоохранения должна основываться на открытом диалоге с гражданским обществом, профессиональными медицинскими некоммерческими организациями и пациентским сообществом.
Реализация Стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период путем создания Национальной системы здравоохранения обеспечит, в том числе, полноценную реализацию права граждан на выбор врача и медицинской организации.
5. Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года
I. Общие положения
Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации. Основные неинфекционные заболевания1 являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения, они обусловливают не только большие человеческие страдания, но и выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны.
В России смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5 % от общей смертности населения, которая, несмотря на определенные успехи по ее снижению, остается на очень высоком уровне. Проблема снижения смертности населения включена как основная в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683). Высокий уровень смертности от неинфекционных заболеваний приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, так и потерями вследствие сокращения трудовых ресурсов.
Уровень смертности от основных неинфекционных заболеваний более чем на 70 % определяется смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, при этом ее уровень в 2–3 раза превышает таковой в странах западной Европы. В то же время смертность в России от злокачественных новообразований, хронических бронхо-легочных заболеваний и сахарного диабета отличается от уровня смертности в европейских странах незначительно. Сердечно-сосудистые заболевания являются основным бременем для страны, в 2014 году экономический ущерб от них превысил 1 трлн руб.
По опыту многих стран мира, достигших 2–3-кратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 % до 70 %. Чрезвычайно важно, что имеются убедительные научные доказательства, что популяционные профилактические программы сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:5–6 в течение 5–10 лет, а программы профилактики на рабочем месте уже в течение 3–5 лет сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:3–6. В связи с этим, основным стратегическим направлением обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья нации, на среднесрочную перспективу, является усиление профилактической направленности здравоохранных действий всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества, с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни, во всех сферах его деятельности, при совершенствовании в качестве основы жизнедеятельности института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
Приоритет развития профилактики в сфере охраны здоровья установлен статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Межведомственный характер мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни определен статьей 30 указанного закона, а статьей 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в таких случаях предписывается межведомственный характер стратегического планирования и реализации Стратегии.
Положения Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общественного здоровья, реализуемые на основе комплексных планов и программ профилактики и контроля неинфекционных заболеваний путем тесного взаимодействия основных ветвей власти, секторов экономики, государственных, муниципальных и общественных организаций с целью создания в стране единого профилактического пространства для увеличения продолжительности здоровой и активной жизни, реализации жизненного потенциала граждан, снижения уровня инвалидности и смертности. Единое профилактическое пространство или единая профилактическая среда обитания, жизни и деятельности человека представляет собой комплекс условий обитания, жизни и деятельности человека, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь, включающий информирование населения и каждого гражданина о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности этих условий, информационных и медицинских услуг для всех слоев населения.
Основные положения настоящей Стратегии учитывают рекомендации и руководящие принципы основополагающих стратегических и политических документов ВОЗ по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний:
• охват всего жизненного цикла человека, всех сфер его деятельности;
• расширение прав граждан, трудовых коллективов и общественных объединений;
• использование стратегий и технологий, основанных на фактических данных об их эффективности;
• всеобщий охват доступными и эффективными мерами профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на популяционном и индивидуальном уровне;
• исключение реальных, предполагаемых или потенциальных конфликтов интересов, неравенства граждан и социальных слоев общества;
• соблюдение прав человека и принципа справедливости;
• согласованность действия на национальном и международном уровне, международное сотрудничество и солидарность;
• многосекторальная деятельность в достижении основных целей.
За основу приняты Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбы с ними на 2013–2020 годы, разработанный ВОЗ, материалы Московской мини стерской конференции (2011), Резолюция А/RES/68/300 совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по неинфекционным заболеваниям (Нью-Йорк, 2014) и рекомендации других документов ВОЗ, направленных на согласованные и координированные действия для достижения девяти добровольных глобальных целей, в том числе цели относительного сокращения преждевременной смертности от четырех основных групп неинфекционных заболеваний на 25 % к 2025 году в контексте Европейской политики Здоровье-2020 и нового Европейского плана действий по борьбе с неинфекционными заболеваниями, а также принятых в 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН 17 целей устойчивого развития до 2030 г., в число которых входит обеспечение здорового образа жизни и снижение смертности от неинфекционных заболеваний, обязательства по достижению которых взяла на себя и Российская Федерация в лице ее Президента.
Стратегия подготовлена в соответствии с положениями и нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов, международного права, международных договоров Российской Федерации, резолюций и деклараций Всемирной организации здравоохранения, касающихся данной области, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Прогноза долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, других актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.